«Найти и обезвредить»: куча нелепостей и киноляпов в добротном советском боевике 1982 года

Нина Русланова с обрезом, Ирина Шмелева с двустволкой, Михаил Жигалов с наганом и другие звезды советского кино, вооруженные и безоружные, в остросюжетном фильме, снятом более 40 лет назад.

Тот редкий в советском кино случай, когда сценарий картины можно без изменений экранизировать хоть на Свердловской киностудии (где собственно и сняли ленту), хоть в Голливуде, хоть в Болливуде.

Получится самый настоящий боевик, где на первом месте не идеологические посылы или национальная специфика, а динамичное действие, трюки, погони и противостояние между героями и злодеями.

Кадры из фильма

Кадры из фильма

16 мая 1983 года в кинотеатрах СССР стартовал показу художественного фильма «Найти и обезвредить» режиссера Георгия Кузнецова. Он всю жизнь проработал на Свердловской киностудии, снял 11 полнометражных картин, среди которых «Сын полка», «Груз 300» и пятисерийный «Отряд специального назначения».

Зрители раскупили 24,2 млн. билетов, что сделало ленту одним из лидеров кинопроката года – 7-е место среди советских фильмов.

Съемки проходили летом 1982 года в заповедных местах Красноуфимского района Свердловской области.

Одну из главных женских ролей руководство студии совсем не случайно доверило студентке Театрального училища имени Щукина 21-летней Ирине Шмелевой. Девушка родилась в городе Кушва все той же Свердловской области.

«Найти и обезвредить» стал первой большой работой будущей звезды отечественного кино.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Вкратце о сюжете. Трое закадычных друзей, Федор (Борис Невзоров), Виктор (Андрей Градов) и Дмитрий (Александр Воеводин) и случайно (а на самом деле, неслучайно) примкнувшая к ним студентка-красавица Юля (Ирина Шмелева) оказывается в таежном поселке, где происходит ограбление и убийство инкассатора.

Только инкассаторами служат не какие-то спецназовцы, а бабуля и водитель автобуса. В советское время в глубинке именно так и перевозили зарплаты по предприятиям и колхозам. Без профессиональной охраны и вообще без оружия.

Похищена огромная сумма денег – 200 тыс. рублей. Преступники, а их целая банда, скрываются где-то в тайге. Федор, уроженец этих мест, не может сидеть, сложа руки, и отправляется в лес с оружием в руках искать убийц. С ним уходит Дмитрий, а потом на помощь в тайгу в одиночку идет Виктор.

Юля остается в затерянном в тайге доме лесника, где проживает с семьей брат Федора. Самого мужчины нет, дома только хозяйка Анна Васильевна (одна из лучших ролей Нины Руслановой).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Основное действие разворачивается в тайге и радует зрителя погонями на грузовых автомобилях, перестрелками и рукопашными поединками, а еще и живописными, по-настоящему притягательными видами русской природы.

Но лично для меня настоящим украшением «Найти и обезвредить» является психологический поединок, который разворачивается между Юлией и Анной Васильевной с одной стороны и нагрянувшим в дом лесника главарем банды в исполнении Михаила Жигалова.

Актера, который с советского времени и до сих пор одинаково хорошо воплощает на экране образы преступников и силовиков.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Михаил Жигалов также сыграл в «Найти и обезвредить» одну из лучших ролей в своей карьере. Уголовный авторитет по кличке Веселый получился живым, а не карикатурным, а потому по-настоящему страшным. У преступника незаурядный интеллект, твердый характер, лидерские качества и даже своя идеология

— Наше могучее государство ничуть бы не стало менее могучим из-за каких-то там двухсот тысяч!

— объясняет бандит Юле, почему он имеет право грабить, а также убивать инкассаторов за то, что они не захотели отдавать ему народное добро.

Повторюсь, получился добротный советский боевик, который и сегодня я с удовольствием пересматриваю. А потому не могу не заметить целую кучу нелепостей, противоречащих здравому смыслу, и киноляпов, пусть и несущественных.

Что касается ляпов, то к ним можно отнести сцены в салоне самолета. Юлия и Дима в разные моменты сидят на разных местах.

Кадры из фильма

Кадры из фильма

Забавно выглядит свойская наливка у Анны Васильевны. Почему-то хозяйка хранит напиток не в бутылях, а в трехлитровой банке, да еще с закатанной крышкой. Я думал, что наливки гонят или настаивают, а в Свердловской области их, оказывается, консервируют.

Да еще и вместе с непонятными фруктами внутри.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В доме лесника, затерянном в тайге, существует ПРОВОДНАЯ РАДИОТОЧКА. Не приемник, а именно радиоточка, как в городских квартирах. Странно, что нет телефона и телевизора.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Ну, это все мелочи по сравнению с главным посылом фильма. Режиссер хотел показать простых советских людей, которые не испугались преступников и проявили свой гражданский долг. Только, пример получился совсем не советским.

Трое друзей уходят в тайгу ловить пятерых вооруженных бандитов, которые уже расстреляли двух человек и явно не остановятся перед новыми жертвами. Но при этом герои оставляют двух своих женщин совершенно без охраны в доме лесника.

Лишь Федор оставляет напутствие дамам:

— Вы тут будьте повнимательней, мало ли что…

Оно и правильно, ради государственных денег можно и семьей рискнуть…

На официальной киноафише 1983 года герои вообще на себя не похожи

На официальной киноафише 1983 года герои вообще на себя не похожи

Виктора, который пытается отговорить друзей от рискованной погони за бандитами и поручить дело милиции (что вообще-то логично), товарищи фактически обвиняют в трусости и вынуждают его пойти с ними.

Бравые парни вооружаются охотничьими ружьями и бросаются ловить преступников. Я прекрасно понимаю, что такие смелые люди, готовые рисковать своей жизнью ради других, существуют. Я только не понимаю, почему они так безрассудно, если не сказать глупо, поступают.

Если друзья застрелят или даже ранят кого-то из бандитов при задержании, то их просто посадят. Дмитрий вообще с оружием не умеет обращаться, как стрелять ему показал Федор во время погони. А все равно бежит за бандитами с ружьем наперевес.

Это в Америке так можно. В голливудских фильмах мы видели: собрал шериф неравнодушных граждан со стволами, выдал каждому жестяную звезду и объявил своими помощниками. Тем самым выдал лицензию на убийство.

Но в СССР так не прокатит. В нашей стране милиционеры, применившие табельное оружие при задержании, отстранялись на время от службы и проходили проверку, писали кучу объяснительных.

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

Первыми в тайгу уйдут Федор и Дмитрий. Налегке. Никаких рюкзаков и даже намеков на продукты или сумки с боеприпасами. Причем постреляет Федор на славу, патронов с десяток из двустволки выпустит. Они, наверное, у него по карманам рассованы.

Пристыженный друзьями Виктор, единственный в компании человек со здравым умом, посидит, да побежит в тайгу догонять Федора и Дмитрия. В новомодном джинсовом костюме и тоже не взяв с собой в лес ничего, кроме оружия.

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

Но герой Андрея Градова по сравнению с героиней Ирины Шмелевой вообще отдыхает. Юля ходит по таежным местам в туфлях на каблуках.

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

Б. Нвзоров и А. Воеводин. Кадр из фильма

И, наконец, мотивация преступников. Вас ищет вся милиция в округе и привлеченные военнослужащие.

А вы в тайге! Почему не уходить от погони скрытно, тайными тропами?

Зачем пятеро бандитов разделились на три группы? Стали брать заложников и угонять грузовики? Поплыли по реке, зная, что в небе летают вертолеты и на водной глади их сразу обнаружат?

Ответ только один – пусть нелепо, зато красиво!