Игорь Костолевский всегда считался красавцем и любимцем женщин. Он даже в актеры пошел, потому что любимая девушка однажды сказала, что он похож на Сергея Есенина. Это воодушевило Игоря. Он попытался поступить на актерское отделение, чтобы оправдать амплуа красавца и сердцееда.
Игорь Костолевский
В первый год на экзаменах Костолевский провалился, зато попал в ГИТИС на следующий. Ради театральной карьеры ему пришлось бросить инженерно-строительный институт, где он тогда учился.
Родители Игоря были в шоке, но сделать ничего уже было нельзя.
«Возможно, это к лучшему», — решили мама с папой.
Они уже отчаялись добиться толку от непослушного сына, зато строгие преподаватели сделали это гораздо быстрее.
Андрей Гончаров, на курс к которому попал Костолевский, был необычайно суров. Игорь не привык, чтоб ему грубили, насмехались, гладили против шерстки. А Гончаров не стал церемониться с красавчиком и поблажек не делал — несколько раз Костолевский был на грани отчисления. Зато быстро взял себя в руки и выпустился с отличными оценками. Гончаров пригласил протеже в театр имени Маяковского, где работал главным режиссером.
Но и там не давал спуску Игорю. Его фраза «Не стойте покойником! Делайте жесты!», — была у артистов крылатой. Впоследствии Костолевский не раз благодарил сурового учителя за серьезную школу. Но поначалу больше жаловался и обижался. Ролей у него было мало, в основном, второстепенные, эпизодические. На съемки в кино Гончаров его часто не отпускал — относился к ним достаточно ревниво.
Игорь Костолевский
И все же постепенно Игорь Костолевский стал узнаваем: и в театре, и, в большей степени, на экране. Сделать карьеру в кино ему очень помог фильм «Звезда пленительного счастья». После Игорь вспоминал, что отец хотел скрыть телеграмму с приглашением на съемки. Но мать вмешалась и все же показала Игорю заветную карточку. С этого момента и начался его путь к славе.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»
Первые съемки давались актеру нелегко. Игорь ничего не умел и страшно зажимался. Поэтому режиссер заставлял его каждое утро приходить на площадку, садиться рядом и просто наблюдать за процессом. Так Игорь постепенно избавлялся от личных страхов перед камерой.
По его словам, в актерской среде это обычное явление: кто-то из начинающих актеров начинает непроизвольно чесаться, кто-то теребит волосы, кто-то заикается. А он отчаянно и громко сопел в кадре. К счастью, терапия площадкой помогла. И от навязчивого сопения актер избавился на первых же съемках. Так что вскоре последовали новые приглашения и новые роли.
Кадр из фильма «Тегеран-43»
Феноменального успеха на родине помогла ему добиться картина «Тегеран-43», где Костолевский сыграл с самим Аленом Делоном. Музыку к фильму написали композиторы Жорж Гарваренц и Шарль Азнавур. С тех пор, когда Костолевский появлялся в ресторанах, у русских музыкантов вошло в привычку наигрывать вместо приветствия саундтрек к фильму.
Были времена, когда Игорь Матвеевич получал от поклонниц по сотне писем в день. В опросах они называли его самым красивым и талантливым актером своего времени.
Такая популярность не могла хорошо отразиться на семейной жизни актера.
Елена Романова в фильме в фильме «Отпуск за свой счет», 1981
Первой женой Костолевского стала актриса Елена Романова, дочь дипломатов, с прекрасным образованием и удивительной внешностью. Многие думают, что они познакомились на съемках, но Игорь Костолевский уверяет, что шапочно был знаком с актрисой раньше — как-то они вместе ждали такси промозглым дождливым днем и разговорились. Но совместный съемочный процесс на съемках картины «Отпуск за свой счет», конечно, сделал свое дело. Актеры сблизились, стали встречаться, потом поженились.
Семейная жизнь текла не всегда гладко. Когда у пары родился сын Алексей, стало ясно, что Елене придется бросить профессию. Мальчик много болел, и молодая мама оставила сцену, чтобы сидеть дома с ребенком.
Игорь Костолевский
Конечно, ей постоянно названивали поклонницы Игоря с рассказами о том, где, кто и как проводил с ним время. Но Елена оказалась достаточно выдержанным и уравновешенным человеком, скандалов не закатывала. И все же семейная жизнь постепенно дала трещину.
Спустя 20 лет семейной жизни актер все чаще ловил себя на мысли, что бездумно колесит по Москве, лишь бы не идти домой.
В это время он встретил Консуэло де Авиланд, французскую актрису, которая ради Костолевского переехала в Россию. Костолевскому же ради новой возлюбленной пришлось оставить жену и сына.
Елена Романова, первая супруга Игоря Костолевского
На момент знакомства с Консуэло Игорю Матвеевичу было 50 лет. Француженка просто очаровала его. Он впервые увидел красавицу на банкете по случаю спектакля. И в тот же вечер на глазах у всех поцеловал. Консуэло решила, что это такая русская традиция — ведь Брежнев тоже постоянно кого-то целовал, видимо, так положено. И все же ей понравился такой знак внимания. Чувствовала себя, как Наташа Ростова на первом балу.
Консуэло
На следующий день Игорь пригласил девушку на свидание и похвастался, что играл с самим Аленом Делоном. «Ну и что, я тоже с ним играла», —насмешливо ответила француженка.
Костолевский был обескуражен и очарован тем, что она совершенно не представляет, кто он, говорит с ним без придыхания. Спросил, когда они увидятся снова, но красотка ответила, что сегодня «ту-ту, уезжает во Францию».
Но расстояние любви не помеха. Вскоре состоялась свадьба, а через несколько лет женщина переехала в Россию насовсем, ради этого оставив театр.
По ее словам, «До Игоря я никому не разрешала мне мешать в моем профессиональном пути. Мой путь был один — я хочу играть, и лишний человек этому только мешает. Но здесь поняла, что жизни без него действительно нет, и все у меня тоже здесь. Три года мы жили на две страны. И после свадьбы, на следующий день, я играла в Париже. Но потом поняла, что для меня или играть, или продолжать брак».
В России женщина приняла крещение с православным именем Евдокия, а также полностью сменила сферу деятельности. Она стала официальным представителем «РЖД» в Париже и даже была награждена Орденом Дружбы России за большой личный вклад в развитие российско-французских отношений. О переменах не жалеет, считая, что счастливая семейная жизнь все окупает.
С Евдокией Игорь Костолевский живет уже больше 20 лет
«Игорь смотрит на меня очень свежими глазами. У него в глазах удивление, а не так, что одна и та же женщина перед глазами двадцать пять лет. Он зовет меня Дуся. Я — его Дуся. У него очаровательное чувство юмора. И мы очень рады встречать друг друга с утра. Это же известно, что люди рано или поздно устают друг от друга, привыкают. Но между нами есть большое уважение», — делится француженка.
Что касается сына артиста, то он окончил МГИМО, учился на режиссера в Голливуде, после чего увлекся религией и кардинально поменял образ жизни. Если раньше он путешествовал, знакомился с красивыми женщинами и вел обычную жизнь мажора, то внезапно прозрел, начал записывать проповеди. Иногда он выступал с ними на улице, взяв рупор и встав около выхода из метро.
Молодой человек может позволить себе вести вольную жизнь. Он не работает и живет на деньги матери. Также они сдают квартиру в Москве — и с этого кормятся.
Игорь подобное положение комментирует с болью в сердце. По его словам, это тяжкий крест, который тревожит его уже много лет.
«К сожалению, я ничего не могу поделать. У Алексея произошел сдвиг. Он лежал в психиатрической клинике, состоит на учете в ПНД. Но мать не дает его лечить. Она, к сожалению, сама нездоровый человек и считает, что все у них хорошо. Иногда вижу сына, но не могу ничего сделать… Ну больной человек, понимаете? Не пытайте меня, как так получилось. К сожалению, это наследственное. Я эту историю переживаю много лет. И поверьте, все, что от меня зависело, я сделал. Но я понимаю, что все это бессмысленно. В диспансере говорят: «Он приходит, мы его принимаем, но от лекарств он отказывается, а мы бессильны», — рассказал артист.
В этой скорби его утешают вторая жена и любимая работа.
С Ольгой Прокофьевой в спектакле «Любовь по Маркесу». Фото: пресс-служба театра Маяковского
Костолевский всецело отдается делу и старается не относиться к себе слишком серьезно. По его мнению, нет ничего печальнее, чем люди, которые целуют свое отражение перед выходом на работу и считают себя гениальными и сверходаренными.
Игорь Костолевский с супругой
«Чем больше артист, тем он проще. Ему не нужно заниматься самопродвижением – он занят своим делом. Для него это жизнь, — уверен Костолевский. — Кто для меня пример в профессии? Их немного. Все – из советского кино. Смоктуновский, Евстигнеев, тот же Олег Янковский. В моем Театре имени Маяковского это Самойлов, Сухаревская, Джигарханян, Доронина – со всеми с ними я выходил на сцену. Когда думаешь о них, про собственное величие забываешь. Вообще, у меня сомнения в себе постоянно. Меня даже критиковать не надо, я съем себя сам. То, что я про себя могу сказать, мне никакой критик не скажет. Но, в конце концов, то, что ты не уверен в себе, – это нормально, это помогает двигаться вперед».