Он сумел доказать, что не просто сын великого режиссёра, что не изнеженный маменькин сынок и яркий представитель «золотой молодёжи»

Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино…

Не только сын великого режиссёра

За 27 лет творческой жизни этот актёр успел сыграть в 53-х фильмах. Родные и друзья были абсолютно уверены, что для талантливого, бесстрашного Андрея Ростоцкого большой путь в кино только начинается, что впереди ещё много ярких не только актёрских, но и режиссёрских работ. Его героями в кино были настоящие мужики, смелые, прямые, открытые и честные. Он любил скорость, стремился быть первым, всегда рисковал, но со смертью никогда не играл. Он сумел доказать, что не просто сын великого режиссёра и большой актрисы, что не изнеженный маменькин сынок, яркий представитель «золотой молодёжи». Вокруг него всегда было много людей, нуждавшихся в совете, помощи, сочувствии, участии. Для многих он был как аккумулятор, от которого можно подзарядить батарейки. Он не был фаталистом, но в судьбу верил. Знакомые шутили: к жизни Андрей накрепко пристёгнут надёжным страховочным тросом: какие бы опасные вершины он ни штурмовал, всегда оставался целым и невредимым. Но однажды, в 45 лет страховка подвела.

Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино...

Детство

Андрей появился на свет 25 января 1957 года в Москве в звёздной семье. Отец, кинорежиссёр Станислав Ростоцкий, к моменту рождения сына поставил три фильма, один из которых – «Дело было в Пенькове» – принёс ему первую славу. Потом было ещё 11 картин, среди которых «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим чёрное ухо», потом были звание Народного артиста СССР, Ленинская и две Государственные премии СССР, две номинации на «Оскара». Мама, Нина Меньшикова, снимется в полусотне картин, получит Государственную премию СССР и звание Народной артистки РСФСР.

Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино...-2

В детстве Андрей жил у бабушки Лидии Карловны на окраине Москвы. Он шутил, что родился у бабушки, когда родители были на съёмках. Бабушка была хорошо образована, много читала Пушкина и других русских поэтов. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию у Андрея было в крови: дед по отцовской линии Иосиф Болеславович, выходец из знатного шляхетского рода, был доктором, доцентом, автором многих медицинских трудов, крупным организатором советской медицины.

Район, где жила бабушка, был довольно криминальный, и невысокому щуплому пацану из интеллигентной семьи, который учился в английской спецшколе, откуда прямая дорога в недосягаемый для простой детворы МГИМО, часто приходилось кулаками отстаивать своё право ходить по тем улицам. Впрочем, продолжалось это не долго: после нескольких стычек местная шпана предпочитала с ним не связываться, обходила стороной, но, всё равно, когда обижали его друзей, Андрей первым бросался в драку.

Характером Андрей пошёл в отца, который вернулся с фронта без ноги. Я кино интересовался с детства, знал биографии многих режиссёров и актёров, но о том, что Станислав Ростоцкий передвигается на протезе, узнал лишь после его смерти: он вообще никогда об этом не говорил и не писал, а трость, с которой ходил, прятал так, что в кадр она не попадала.

ВГИК

Когда Станислав Иосифович снимал «А зори здесь тихие…» он взял с собой в Карелию 13-летнего сына, чтобы тот помогал бутафорам, реквизиторам и художникам. Когда отец руководил процессом, сын стоял рядом. Кто знает, может, великий режиссёр допустил роковую ошибку, показав сыну киношную кухню, ведь он совсем не хотел, чтобы Андрей пошёл по его и жены стопам: родители думали, что он поступит в МГИМО и станет карьерным дипломатом. А он, ещё не окончив школы, пришёл во ВГИК к Сергею Бондарчуку, и попросил разрешить ему просто присутствовать на занятиях. Сергей Фёдорович не возражал, но, очевидно, почувствовав, что Андрей своевольничает, позвонил родителям. Они в один голос закричали, чтобы он гнал Андрея подальше, но Бондарчук усмехнулся, сказал, что они сами виноваты – генетика, знаете ли, уверил родителей, что из этого парня будет толк и он ему обязательно поможет.

"В ожидании чуда" (1975)

«В ожидании чуда» (1975)

«Они сражались за Родину»

Своё слово Бондарчук сдержал: после окончания школы он уже официально взял Андрея на свой курс, и почти сразу позвал его в свою эпическую двухсерийную картину «Они сражались за Родину» по повести Михаила Шолохова. Для 18-летнего Андрея было очень важно сыграть в этом фильме ефрейтора Кочетыгова, потому, что нечто подобное произошло на войне с отцом. Сцена, где полумёртвый Кочетыгов выбирается из песка, засыпавшего стрелковую ячейку, по которой только что прошёл немецкий танк, кое-как поджигает бутылку с «коктейлем Молотова», бросает её левой, здоровой рукой на решётку уползающего танка, поджигает его и умирает, стала, на мой взгляд, одной из самых сильных в картине. Этот крайне рискованный трюк, рассчитанный и выполненный даже не каскадёром, а начинающим актёром Ростоцким, до сих пор никто не рискнул повторить ни в отечественном, ни в мировом кино.

"Они сражались за Родину" (1975)

«Они сражались за Родину» (1975)

«Это мы не проходили»

Впрочем, «Они сражались за родину» для Андрея дебютом не были: в 1975 году он снялся ещё в двух картинах. В трогательном фильме знаменитого детского режиссёра Ильи Фрэза «Это мы не проходили» Андрей сыграл одну из главных ролей – восьмиклассника с трудной судьбой Митю Красикова, чьим родителям, как и родителям Андрея, было не до воспитания сына. Возможно, именно поэтому Андрей сделал своего героя очень достоверным и убедительным. Практически все эпизоды с участием Ростоцкого снимали в Новороссийске, и Андрею надолго пришлось оставить учёбу в институте. Второй была картина прекрасного актёра и начинающего режиссёра Родиона Нахапетова «На край света…», где Ростоцкий играл верхолаза Пальчикова, разбившегося на стройке. В этом фильме впервые появилась почти ровесница Андрея замечательная Вера Глаголева.

Это мы не проходили..." (1975)

Это мы не проходили…» (1975)

Постоянные пропуски занятий едва не вышли Андрею боком: даже имя отца и заступничество Бондарчука не помогли, ректорат подготовил приказ о его отчислении из института, но тут очень вовремя подоспел приз, который Андрей получил на кинофестивале ВГИКа за роль Мити Красикова. Этот фильм изменил и личную жизнь Андрея. С Марианной он познакомился, когда ей было 12, а ему 19 лет. Они жили в одном доме и даже в одном подъезде, семьи дружили. Как-то они вместе встретили Новый год, а 1-го января пошли на «Это мы не проходили». Завязалась дружба, которая постепенно переросла в любовь, но до свадьбы в тот раз дело не дошло.

"Дни Турбиных" (1976)

«Дни Турбиных» (1976)

Отчисление из ВГИКа

В 1978 году Андрея, всё-таки, из ВГИКа отчислили: он продолжал пропускать занятия и играть в кино. В 1976-м он снялся у Владимира Басова в роли юнкера Коли Турбина в «Днях Турбинных», и ездил в Киев. В 1977-м Ильи Гурина в «Запасном аэродроме» он сыграл очкарика Митю Соловьёва, через год у Владимира Саруханова в героическом боевике «Конец императора тайги» – Аркадия Голикова, прообразом которого был писатель Аркадий Гайдар. На всесоюзном фестивале детских фильмов Ростоцкий с этой картиной стал лауреатом, а спустя три года получил престижную премию Ленинского комсомола.

"Запасной аэродром" (1977)

«Запасной аэродром» (1977)

"Это в сердце было моём" (1978)

«Это в сердце было моём» (1978)

Сразу после отчисления Андрея призвали в армию, и, так как он с детства прекрасно держался в седле, Бондарчук «пристроил» его в 11-й кавалерийский полк, который был специально сформирован для съёмок «Войны и мира», и финансировался за счёт «Мосфильма». В полку Ростоцкий встретил коня по кличке Рекорд, с которым снимался в «Императоре тайги».

"Конец императора тайги" (1978)

«Конец императора тайги» (1978)

«Эскадрон гусар летучих»

На «Рекорде» Ростоцкий, как рядовой солдат-срочник, практически безвозмездно, то есть, даром, играл главную легендарного поэта и партизана войны 1812 года Дениса Давыдова в «Эскадроне гусар летучих». Начинал снимать картину Никита Хубов, Андрея он брал на эпизод, но потом, увидев его с усами, в гусарском мундире и на коне, передумал, и дал главную роль. Работа шла тяжело, картину передали Ростоцкому-страшему, и тот, чтобы его не обвинили в кумовстве и потворстве сыну, записался в титрах под псевдонимом Степан Степанов. Андрей хорошо играл на гитаре и пел, но песни Александра Журбина на стихи Дениса Давыдова поёт в картине ленинградский актёр Александр Хочинский. Фильм прошёл с большим успехом: его посмотрело больше 23 млн. человек.

"Эскадрон гусар летучих" (1980)

«Эскадрон гусар летучих» (1980)

"Серебряные Озёра" (1980)

«Серебряные Озёра» (1980)

Первый брак

На съёмках «Эскадрона гусар летучих» Андрей встретил свою первую официальную жену: уже известную актрису Марину Яковлеву, которая знала себе цену, буквально упросили сыграть в массовой сцене барышню на балу. Роль была столь крохотной, что Яковлеву даже не включили в титры. Но она увидела Андрея, влюбилась в него с первого взгляда и без памяти. Он тоже обратил на неё внимание, спустя некоторое время сделал ей предложение и они поженились. В фильме Олега Гойды «Петля» Андрей и Марина даже сыграли жениха и невесту. Впрочем, брак этот продлился всего три года и детей супругам не принёс.

"Правда лейтенанта Климова" (1981)

«Правда лейтенанта Климова» (1981)

Второй брак

После развода с Мариной Андрей вернулся к родителям и вспомнил о соседке Марианне. Она уже была замужем, но, увидев свою первую любовь, с мужем очень быстро развелась, благо, детей у них не было. Андрей и Марианна поженились. Андрей был очень импульсивным, а Марианна спокойной, они были единомышленниками и уравновешивали друг друга, не позволяя наделать глупостей. В 1989 году у них родилась дочь Ольга.

"Свадебный подарок" (1982)

«Свадебный подарок» (1982)

«Непобедимый»

В 1983-м Ростоцкий снялся в главной роли Андрея Хромова в фильме Юрия Борецкого по сценарию Павла Лунгина «Непобедимый», который весьма вольно трактовал историю появления в России дзюдо и зарождения нового русского вида самообороны без оружия, то есть, борьбы самбо. На съёмках этого фильма Ростоцкий впервые задумался о том, чтобы быть не только актёром, но и каскадёром, и самому ставить трюки. Позже отец так определил тягу сына к каскадёрским трюкам: человек всегда стремился победить смерть, а каскадёры, это как раз те кто смерть побеждают. На площадке Андрей действительно делал то, что многим было не под силу, да и не всякий бы на такое отважился, но он никогда не возводил свою работу в ранг подвига. Своих друзей каскадёров Андрей боготворил: он знал, что они всегда окажутся рядом, подставят плечо, и никогда не предадут. У них был свой кодекс чести, и Андрей был таким же, он был одним из них.

"Непобедимый" (1983)

«Непобедимый» (1983)

«И на камнях растут деревья»

Начав в 1984 году снимать советско-норвежский фильм о викингах «И на камнях растут деревья», Станислав Ростоцкий взял сына на эпизод и в качестве постановщика трюков, но на самом деле он поручал прекрасно говорящему по-английски Андрею общаться с иностранцами и снимать целые эпизоды, а сам уходил ловить рыбу. В эти моменты Андрей ему очень завидовал, потому, что сам очень любил рыбалку: его не рыба интересовала, а возможность просто тихо посидеть, слушая плеск воды и созерцая природу.

"Господин гимназист" (1985)

«Господин гимназист» (1985)

В 1991 году Андрей Ростоцкий стал Заслуженным артистом РСФСР, но до своих родителей ему было ещё далеко.

"Внимание! Всем постам..." (1985)

«Внимание! Всем постам…» (1985)

Николая II

За 12 лет, с 1989 по 2001 год Андрей у шести разных режиссёров сыграл Николая II. В образе Николая II в исполнении Ростоцкого сошлось всё: и его собственные представления о чести и бесчестии, и удивительное внешнее сходство, лишь рост чуть-чуть подводил: Николай II был немного выше. Андрей часто повторял, что русский император – это его Гамлет.

"Мать" (1989)

«Мать» (1989)

"Очарованный странник" (1990)

«Очарованный странник» (1990)

90-е

Когда в 90-е советское кино полностью развалилось, а на новое российское не было денег, Андрей своими руками делал мебель и курительные трубки на продажу. На это жила не только его семья, но и пожилые родители, которые тоже остались без работы.

"Раскол" (1993)

«Раскол» (1993)

В 90-е в моду вошёл большой теннис, чему способствовал не только тогдашний Президент России Борис Ельцин, но и победы российских спортсменов на нескольких крупных международных турнирах. Андрей тоже поддался моде, но после первой же тренировки от затеи отказался: слишком это было академично для него, слишком скучно и медленно.

"Сны" (1993)

«Сны» (1993)

«ДАР»

В 1994-м Андрей обошёл состоятельных людей, и на привлечённые деньги создал кинокомпанию с незамысловатым названием «ДАР», аббревиатура которой расшифровывалась как Друзья Андрея Ростоцкого. Примерно в это же время он начал работать на телевидении режиссёром и ведущим программ о советской и российской армиях. При этом у него ещё хватало времени преподавать фехтование в одном из созданных недавно московских коммерческих ВУЗов.

"Графиня Шереметева" (1994)

«Графиня Шереметева» (1994)

Уход отца

10 августа 2001 года Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова ехали на машине в Выборг, где Ростоцкий должен был возглавить жюри на кинофестивале «Окно в Европу», созданном в 1993-м Саввой Кулешом, Марленом Хуциевым и Микаэлом Таривердиевым. В Выборге их ждал Андрей. Внезапно Станиславу Иосифовичу стало плохо, он чудом сумел припарковаться на обочине, и тут же умер – обширный инфаркт. Для Андрея это был страшный удар, до конца своей жизни он говорил, что чувствует духовный контакт с отцом, а через 9 месяцев ушёл сам.

"Чёрный океан" (1998)

«Чёрный океан» (1998)

«Мужская компания»

Идею фильма «Мужская компания» о каскадёрах Ростоцкий и его друг Александр Гизгизов вынашивали несколько лет, а реализовали в самые непростые для кинематографа годы. Полфильма они отсняли на Одесской киностудии – там было дешевле, чем в России – но потом всё равно пришлось доснимать на Родине. Понятно, что Ростоцкий в своём фильме играл одну из главных ролей – каскадёра по прозвищу «полковник», а по имени – Андрей Станиславович. Все трюки он выполнял сам. Мало кто знал, что за этим желанием взять штурмом новую вершину, стоял детский страх высоты, но Андрей его преодолел, выбив клин клином: он лез на высоту.

"Дальнобойщики" (2000-2001)

«Дальнобойщики» (2000-2001)

«Моя граница»

В 2002 году Андрей начал готовиться к съёмкам нового сериала о российских пограничниках «Моя граница». С самого начала работа не задалась: сценарий был слабым, но он поехал в киноэкспедицию в Сочи, надеясь снять захватывающий фильм. Времени было мало, Андрей спешил, и 5 мая отправился на «рекогносцировку» к водопаду Девичьи слёзы, места вокруг которого пользовались дурной мистической славой.

"Спасатели. Затмение" (2006)

«Спасатели. Затмение» (2006)

Андрей всегда серьёзно готовился к съёмкам, просто так рисковать жизнью своей и своих товарищей было не в его правилах. Даже зимой, когда чистил крышу на даче, он без страховки не работал. В тот раз, взбираясь на водопад, он всё тщательно обдумал, и, как уже не раз до этого, просто делал своё дело. Ему важно было понять, как организовать съёмочный процесс здесь и сейчас. Он спокойно залез на скалу, осмотрелся, прикинул, где будет стоять камера, где свет. Дойдя почти до вершины, он поскользнулся на влажном мхе, которым были покрыты камни, и упал с высоты почти 30 метров. Когда приехала «скорая», он был ещё жив, но до больницы его не довезли: травмы были не совместимы с жизнью.

Когда Андрея хоронили, друзья сломали и положили в гроб его мистический талисман – точную копию серебряной сабли Дениса Давыдова, которую Ростоцкий получил для съёмок «Эскадрона гусар летучих», и просто купил у киностудии. Так по древнему славянскому обычаю провожали в последний путь великих воинов. Вдова Марианна создала и возглавила Мемориальный фонд культурного и творческого наследия Станислава и Андрея Ростоцких.