Хорошо, что Ширвиндт этого не видит: в театре Сатиры со скандалом представили нового худрука, одному артисту скорую вызвали

Здравствуйте! Да уж, накопилось в артистах театра Сатиры столько боли, негатива и обид, что во время сбора труппы, на котором департамент культуры представлял коллективу нового художественного руководителя Евгения Герасимова, они не стали молчать и высказали представителю департамента всё, что наболело. Получился жаркий дискус, да такой жаркий, что одному из артистов стало в прямом смысле плохо. Сейчас расскажу всё по порядку и обменяемся мнениями.

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт

Дорогие читатели, я давно болею за театр Сатиры. Написал не мало статей об их перепутьях и нелёгкой жизни после ухода Александра Ширвиндта с поста худрука. Там и склоки с дирекцией были, и абсолютное нежелание Сергея Газарова слышать коллектив и хоть как-то попытаться выстроить диалог с артистами. Я обо всём этом подробно уже писал и повторяться не буду. Скажу лишь, что при Газарове театр Сатиры растерял зрителя, новые премьеры малочисленны и об аншлагах в театре забыли. И вот новость что Газарова снимают с должности. Казалось бы, артисты должны выдохнуть и порадоваться, но встретили они новое руководство не так уж и радушно.

Итак, в прошлую пятницу в Театр сатиры пришёл руководитель департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, который представил труппе и всему коллективу нового худрука. И обычно такие встречи проходят формально. Я и сам в своём театре застал аж три смены руководства, и каждый раз представитель департамента сухо знакомил с новым назначенцем. Но тут всё очевидно пошло не по плану, и артисты начали высказываться о наболевшем. Например, актриса Мария Ильина весьма эмоционально высказалась про объединение театров Сатиры и Джигарханяна:

Сергей Газаров

Сергей Газаров

«Те, кто придумал это объединение, понимает, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны! Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И каждый раз, когда приходит новая «метла», от нас снова уходит зритель. И все говорят о чем угодно, только не об искусстве и не о театре. И все их прекрасные разговоры заканчиваются тем, что приходят непонятные люди и используют нашу сцену. Ну сколько это может продолжаться? Кто-нибудь подумает о людях?»

И она полностью права. В театре играются антрепризы, сцена активно сдаётся в аренду, многие спектакли сняты с репертуара, а некоторые артисты заняты лишь в массовке и в эпизодах. А что? Так удобнее. Зачем выпускать много премьер и упахиваться, если сцену в центре столицы отлично и дорого арендуют? Такой вот бизнес. Выступало много артистов, и каждому труппа аплодировала. Фурсин впервые был на подобном собрании (его недавно назначили), и сразу оказался в таком жарком конфликте. И да, критика была не в сторону Герасимова, который впервые зашёл в театр, а в сторону Газарова.

Евгений Герасимов

Евгений Герасимов

За два с половиной года его «правления» наболело так, что держать в себе уже не вышло. И самое страшное, что с ними все это время вообще никто не разговаривал, А Газаров занимался исключительно развитием театра. Кстати, отдел с таким названием за время правления Газарова разросся невероятно. Артист Семён Лопатин сказал:

«Может, хватит на нас тестировать свои амбиции?», а потом беседа всё накалялась и накалялась. Вот как описывает дальнейшие события журналист Марина Райкина:

«Прямо во время собрания молодому артисту Кириллу Анисимову стало плохо. Он начал сползать с кресла, его подхватили коллеги и бережно спустили вниз. Вызвали «скорую», и его с сердечным приступом увезли в больницу. Кстати, медиков вызывал уже снятый с должности директор Игорь Берлин. «А новые даже не прервали собрания. Когда ребята вернулись, их никто не спросил: мол, как там Кирилл?» – сообщил наш источник в театре.

Итог собрания: одна «скорая», масса возмущений и обещание от главы Депкульта встретиться ещё раз с трудовым коллективом. Последнее обнадеживает»

Алексей Фурсин

Алексей Фурсин

И как же мне жалко артистов. Они уже отчаялись и не знают что ждать от нового руководства. Конечно же, есть надежда на Герасимова, ведь театр Луны он поднял, да и коллектив его там ценит. Но дело в том, что после 2,5 лет газаровщины и полного отсутствия диалога, веры в лучшее остаётся всё меньше. Да и мало кто понимает по какому принципу вообще назначают руководителей? Почему Герасимов в Сатиру? Он не знает театр, не ставил там, не знаком с коллективом. Почему не назначить более близкого к театру человека или вообще кого-то из Сатиры, как было с Ширвиндтом?

Кстати, когда Ширвиндта назначали на должность худрука Сатиры, в театре тоже было собрание – всех служб, а не только артистов. Обсуждали, судили-рядили, но было голосование и проголосовали тогда единогласно за Александра Анатольевича: ни одного голоса против не было. А сейчас артистов никто ничего не спрашивает! Их мнение вообще никого не волнует. И как можно в таком подавленном и бесправном состоянии создавать произведения искусства?

Здравствуйте!-5

Я понимаю зачем Минкульт и Депкульт с чиновниками объединяют театры и назначают одного руководителя на 2-3 театра. Тут всё просто — оптимизация. На два — три театра один директор, один бухгалтер, один отдел пиара и т.д. Это здорово сокращает расходы бюджета. А показавший себя в других театрах руководитель — эта некая гарантия, что не будет в репертуаре крамольных постановок. Но очень жаль, что артист теперь так мало значит… да и не только артист — уверен, что в других сферах тоже есть подобные оптимизации.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях!