Главные герои фильма: прапорщик Волентир и лейтенант Тарасов
«В зоне особого внимания» – удивительный фильм. Казалось бы, в центре сюжета обычные учения, в ходе которых разведгруппа десантников должна выполнить задание в тылу оппонента. Здесь нет масштабных батальных сцен, взрывов, а единственный за всю картину выстрел сделан и вовсе из двухстволки. Но фильм с первых кадров и до конца своего не самого большого хронометража цепляет и не отпускает.
Неудивительно, что после его выхода конкурс в Рязанское училище ВДВ вырос до 20 человек на место. Не могу ручаться, что цифра достоверная, но кино действительно рисует такой образ ВДВ и всей Советской Армии, под впечатлением от которого тысячи мальчишек решили стать офицерами.
В этой статье я не буду обозревать сюжет и сам фильм, уверен, что вы его смотрели, а остановлюсь на интересных фактах из истории его создания.
Ну, поехали.
Форма
Если не всматриваться, то может показаться, что главные герои одеты в обычные маскировочные костюмы в камуфляже «березка». Но это не так: вместо бесформенных маскхалатов на разведчиках куртки с карманами на груди и плечах.
Гвардейцы-десантники получают задание. Можно хорошо рассмотреть карманы и в целом крой формы
На брюках также имеются карманы на бедрах и сзади.
Форма внешне напоминает «афганку» и «погранцовку», но они появились гораздо позже 1977 года, когда снимался фильм. Что же за форма в кадре?
На этот вопрос уже спустя 30 лет ответил сам режиссер Андрей Малюков. По его словам, форма, которая в те годы была на снабжении, была мешковатая и бесформенная, а он хотел показать современную армию, солдаты которой хорошо бы выглядели на экране. Поэтому для фильма подготовили специальную форму. Кроме того, можно заметить, что актеры обуты не в сапоги, а в берцы. Это тоже часть образа.
Вполне вероятно, что за основу формы из фильма взяли костюм ОКЗК-Д (общевойсковой комплексный защитный костюм десантный). Данный костюм пропитывался при изготовлении специальным составом для защиты от поражающих факторов оружия массового поражения. ОКЗК-Д не использовались постоянно, а ждали своего часа на складах. Но десантники иногда надевали их на учения. Позднее на основе кроя этого костюма как раз будет создана «афганка» (она же «эксперименталка»).
ОКЗК-Д
В качестве головного убора для разведчиков режиссер выбрал камуфлированные кепи. Но против этого в категоричной форме выступил легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов: он настоял на том, что десантники должны быть в голубых беретах. Перечить ему, конечно, никто не стал. Поэтому разведчики весь фильм бегают в беретах, сильно их демаскирующих.
Вся группа на протяжении фильма ходит в беретах
Вырезанные сцены
Фильм рисковал вообще не выйти на большие экраны. Режиссер рассказывал, что в один прекрасный день на Мосфильм пришло письмо из Главного политического управления советской армии. В нем заявлялось, что в военном ведомстве считают несвоевременным выход картины, прославляющей вооруженные силы, поскольку он будет на руку противникам разрядки международной напряженности. К счастью, перестраховщиков удалось победить и фильм все же попал в широкий прокат.
К сожалению, в финальном монтаже из-за военной цензуры не оказалось несколько зрелищных сцен. Пленка с ними была уничтожена, поэтому их уже никогда не получится посмотреть.
По словам Андрея Малюкова, пришлось вырезать из фильма большую часть эпизода взлета Ил-76 с десантниками. Это была самая масштабная сцена фильма: с аэродрома взлетал целый полк военно-транспортной авиации.
Посадка десантников на Ил-76. На одном самолете можно рассмотреть регистрационный номер
Командующий ВТА выделил нам этот витебский полк для съёмок, он и снимался. И это была, конечно, мощь. Взлетал полк весь, машина за машиной. Сначала загружался весь десант — техника, личный состав. Потом он пошел на взлет и это было грандиозное зрелище.
Но тут вмешалась цензура: военно-транспортные самолеты для маскировки под гражданские были выкрашены в ливрею «Аэрофлота». Демонстрировать, что войска используют якобы гражданские самолеты, было строго запрещено, не помогли даже разрешения со стороны командующих ВДВ и ВТА.
Взлет Ил-76. Видно, что борта на заднем плане заретушированы
Чтобы хоть как-то оставить самолеты в фильме, цеху комбинированных съемок пришлось вручную замазывать надпись «Аэрофлот» и другие опознавательные знаки. Это несложно заметить по мутной картинке. Впрочем, часть ливреи все равно видно.
Кстати, в фильме сняли именно Ил-76, которые на тот момент были совсем новыми и только начинали массово поступать в ВТА.
Главная роль
Актера на роль лейтенанта Виктора Тарасова искали через пробы, претендовало много артистов, но в своеобразный финал вышли двое: Борис Галкин и Александр Курепов. Последний решил попытать счастья на Западе и не стал возвращаться с зарубежных гастролей своего театра. В результате конкурент Галкина отсеялся, кроме того, за его кандидатуру выступал режиссер Сергей Бондарчук – художественный руководитель объединения, снимавшего фильм.
Чтобы лучше вжиться в роль, Галкин два месяца прожил в десантной разведроте по распорядку военнослужащих. Все трюки в фильме, кроме затяжного прыжка, актер выполнял сам.
Борис Галкин и солдаты 44-й дивизии ВДВ
Позднее Галкин вернется к роли в фильме «Ответный ход», но посмею предположить, что зрителю больше запомнился Тарасов именно из первой картины.
Места съемок
Большая часть фильма была снята в Литве: разные военные объекты – в учебном центре ВДВ в Гайжюнае, ЗКП в городе Казлу-Руда, фальшивый ЗКП – в форте №IV Ковенской крепости в Каунасе. Мост через реку Нявежис, на который высаживалась группа Тарасова, расположен на трассе А1 «Вильнюс-Клайпела».
Выезд БМД-1 из парка. Предположительно снято в Гайжюнае
Авиационные сцены сняты в Белоруссии на аэродроме Витебск-Северный. Ну а открывающая сцена сменой караула и дежуркой, а также фрагменты допросов снимались в Москве, в Лефортово.
Витебск-Северный
Трюки
В постановке боевых сцен фильма были задействованы мастера каратэ, которое тогда в СССР было на подпольном положении. Непосредственно в фильме снялся один из основателей движения каратэ в стране Тадеуш Касьянов: он выступил в роли дублера Михая Волонтира (прапорщик Волентир). Его можно заметить в сцене драки в доме лесника и пробегающим по ЗКП в конце фильма.
Касьянов и Волонтир на съемках фильма. На заднем плане улыбается Галкин
Волонтиру съемки дались тяжело. Если его герой в фильме ни чуть не отставал от куда более молодых товарищей, то в реальной жизни актер на несколько дней попал в больницу из-за проблем с сердцем.
В фильме есть действительно сложный трюк, который никак не могли доверить актерам. Затяжной прыжок с посадкой на мост выполнили профессиональные парашютисты, при этом использовались новые спортивные управляемые парашюты.
Затяжной прыжок
Во время съемок этого эпизода не обошлось без происшествия. Из-за сильного порыва ветра одного из спортсменов-парашютистов приложило об ограждение моста. К счастью, серьезных травм он не получил. Этот момент попал на камеру и остался в финальном монтаже
Момент удара парашютиста об мост
Ну и в самом конце есть эффектная сцена, в которой показано десантирование из Ил-76 от первого лица. В наше время снять такое не проблема: достаточно повесить на шлем десантника компактную экшн-камеру. В 1977 году все было гораздо сложнее, поскольку габариты камер были намного больше. Снимал эпизод парашютист-оператор, то есть профессионал. Но и ему трюк дался нелегко: при выходе из скоростного самолета из-за веса закрепленной на шлеме камеры он потянул шею.
У люка перед выходом
На этом на сегодня все. Лично я очень люблю этот фильм и с удовольствием его иногда пересматриваю.