Плевки в вечность. Кто и зачем переснимает шедевры советского кино?

Кадр из фильма «Кавказская пленница!» (2014)

Когда-то Виктория Токарева с Георгием Данелия и режиссером Александром Серым создали одну из лучших отечественных комедий «Джентльмены удачи». Кому пришло в голову ее переснимать в наше время, а главное – зачем?

И вообще, что движет нашими режиссерами, когда они хватаются за старое любимое советское кино? Попробуем разобраться.

Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!» (2012)

Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!» (2012)

Не так давно Министерство просвещения России представило список старых советских фильмов для создания ремейков. И что же мы нашли в этом списке?

Наши просвещенные мужья предлагают переснять фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый еще в 1939 году и по сей день служащий азбукой для любого начинающего режиссера.

Здесь же «Донская повесть» с несравненными Евгением Леоновым и Людмилой Чурсиной. Переснять предлагается и «Звезду пленительного счастья» (помните, «Кавалергардов век недолог»? Так вот, забудьте)

И «Кортик», которым мы засматривались в дни школьных каникул. И такого трогательного «Сережу» Георгия Данелия. И «Судьбу человека» Сергея Бондарчука. Неужели, кто-то сумеет так же произнести: «А я после первой не закусываю!»?

И даже «Летят журавли», награжденную в Каннах Золотой пальмовой ветвью. Неужели кто-то возьмется переснимать гениальные кадры оператора Урусевского? И еще много чего хотело бы увидеть Министерство просвещения в виде ремейков на наших экранах.

Что из этого получится? Давайте посмотрим на примере уже имеющихся ремейков всем известных шедевров советского кино.

Кадр из фильма «Служебный роман. Наше время» (2011)

Кадр из фильма «Служебный роман. Наше время» (2011)

Итак, чем шумнее успех фильма в прошлом, тем охотнее его берутся переснимать в наше время. Вот только несколько примеров.

Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».

«Служебный роман. Наше время» (2011)

За «новое прочтение» любимого фильма Рязанова взялся «многостаночник» Сарик Андреасян: за 15 лет работы в кино он умудрился написать 8 сценариев, снять 34 фильма и выступить продюсером в 97-ми! Тут может позавидовать сама Дарья Донцова.

Правда, на тот момент Андреасян успел снять всего два фильма: «ЛОпуХИ» с рейтингом 2,9 на Кинопоиске и «Беременный» с Дмитрием Дюжевым и Михаилом Галусияном, которым почти 50 тыс. зрителей портала Кинопоиск поставили среднюю оценку 2,5 по 10-бальной системе.

На премьерном показе Сарик со сцены заявил:

— Я снял потрясающее, гениальное кино. За результат не переживаю – меня больше волнует, как сыграет мадридский «Реал».

Не сильно был обеспокоен режиссер и тем, что на просмотр не пришел никто из съемочной группы старого фильма. Он только выразил удивление по поводу их неприятия, сказав, что снимал картину не по фильму Эльдара Александровича, а по его же пьесе «Сослуживцы», так что претензий быть не должно.

Интересно, а где в той самой пьесе, например, вот такие фразы и диалоги?

— Уберите руки… с моей этой…

— Нет у вас там никакой этой!

или

— Мне подарили шоколадку с перцем! Весело на входе, весело на выходе!

или

— На глупости у меня просто нет времени. Сон – 5 часов. Еда – 25 минут. Макияж – 15 минут. Личная жизнь — 10 минут. И то, если парень – профессионал.

Это, кстати, произносит главная героиня – Калугина.

Кадр из фильма «Служебный роман. Наше время» (2011)

Кадр из фильма «Служебный роман. Наше время» (2011)

Фильм «Служебный роман. Наше время» плохо приняли и критики, и зрители. Рейтинг на «Кинопоиске» — 4 из 10.

Впрочем, это не остановило наших доблестных «творцов».

«Джентльмены, удачи!» (2012)

И вот уже довольно опытные режиссеры Александр Баранов и Дмитрий Киселев произносят классическую фразу: «А не замахнуться ли нам на…» и замахиваются на шедевр отечественной комедии – «Джентльмены удачи».

Правда, на сей раз, они немного изменяют название, оно звучит, как «Джентльмены, удачи!». Видимо, появление знаков препинания и сыграло тут роковую роль.

Не помогло ничего. Ни то, что на главную роль позвали Сергея Безрукова, который, как известно, переиграл за свою актерскую карьеру всех, начиная от бандита Саши Белого и до Иисуса Христа. Ни то, что основную часть фильма снимали в экзотическом Израиле. Ни то, что рецидивист Доцент стал вором Смайликом (и это далеко еще не вся глупость в сценарии), а добрый воспитатель детского сада Евгений Трошкин превратился в недалекого и безвольного хипстера Лёшу Трёшкина.

Исполнитель одной из главных ролей Гоша Куценко сказал после премьеры:

— Мы отдали дань легендарному фильму. Для меня лично съемки стали приключением, которое я никогда не забуду.

Да, зрители тоже такое не забудут.

Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!» (2012)

Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!» (2012)

Что же касается «дани легендарному фильму», то в тех, старых «Джентльменах…» было всё: отлично выстроенный сюжет, где нет ничего лишнего, блестящие актеры и, наконец, искрометный юмор. Картину, практически, выучили наизусть, а большинство фраз ушли в народ.

Что останется в памяти после новой версии? Да ничего!

Здесь напрочь отсутствует юмор, сюжет рассыпается, а исполнители главных ролей натужно и неумело изображают уголовников. Вспомните, для сравнения, какие прекрасные эпизоды есть у Крамарова и Вицина, у них же чаплинские роли, где смешное соседствует с трагизмом.

В новом фильме главная трагедия – в моменте, когда два гопника сталкивают в воду гида-египтянина и его там сжирает крокодил. Под веселую музыку. И нам предлагают над этим посмеяться вместе с героями. А нам чего-то смеяться не хочется…

В общем, завершая обзор этого фильма, хочется обратиться к его создателям словами Доцента-Евгения Леонова:

— Ну, что вы за люди такие? Как вам ни стыдно?! Опомнитесь, пока не поздно – вот вам мой совет!

Рейтинг у этой картины – 3 из 10, еще ниже, чем у нового «Служебного романа».

Но – «нет им покоя»!

«Кавказская пленница!» (2014)

И режиссер Максим Воронков, у которого за спиной картины с таким названиями, как «Бабник-2», «Интимная жизнь Севастьяна Бахова» и «Тайский вояж Степаныча», замахивается на сакральное: он снимает фильм «Кавказская пленница!».

Этот самый режиссер (если можно его так называть) на пресс-конференции сказал:

— Мы снимали не ремейк, а кино-аттракцион. А сценарий для него писали очень талантливые люди.

«Аттракциона», мягко говоря, не получилось. А «талантливые люди» не придумали ничего лучше, чем тупо передрать сценарий фильма Гайдая, разбавив его набором до крайности пошлых и тупых шуток.

Кадр из фильма «Кавказская пленница!» (2014)

Кадр из фильма «Кавказская пленница!» (2014)

А еще режиссер Воронков сказал:

— Я спрашивал у молодежи, смотрели ли они фильм «Кавказская пленница». Они мне ответили, что их родители эту картину любят, но сегодня она не современна, это не их формат. Поэтому мы и решили привнести сюда что-то новое…

И привнесли. В новой версии упоминаются новые технологии, вай-фай и джи-пи-эс. И еще герои распивают вино одной известной марки, которая спонсировала эту поделку. Вот и все новое, что «привнесли» создатели этой жуткой картины в гайдаевский шедевр.

Нелепо кривляющиеся актеры, не смешно произносимые до боли знакомые фразы – вот и все, что останется у зрителя после просмотра.

Бюджет фильма составил 3,5 миллиона долларов. В прокате она собрала 291 тысячу… И тем не менее, Воронков заявляет:

— Мы сняли хорошее и честное кино. И я надеюсь, что у нас найдутся последователи.

Не дай бог…

Рейтинг фильма «Кавказская пленница!» — 1,1 из 10. Ниже уже не бывает.

Список бездарных поделок можно продолжить, но мы вернемся к главному вопросу: что побуждает деятелей кино уродовать любимые фильмы и снимать откровенную халтуру?

Зачем и почему?

Я попробую назвать три причины, соответственно отдав им три места. Итак.

На третьем месте – откровенная импотенция отдельных нынешних сценаристов, попросту не способных придумать что-нибудь свое – яркое, свежее, запоминающееся. Куда проще брать готовый сюжет и уже его приспосабливать к современным реалиям.

На втором месте – желание режиссеров и продюсеров нажиться на апробированном хите кинопроката, то есть паразитировать на звонком имени и былых лаврах.

И, наконец, первое место я отдаю Его Величеству Распилу.

Кадр из фильма «Кавказская пленница!» (2014)

Кадр из фильма «Кавказская пленница!» (2014)

Освоение бюджета, выделенного на съемки фильма, – это святое. Тут закрываются глаза на все моральные устои и теряется стыд. Бабло, как водится, побеждает.

Попробуйте покопаться в своей памяти и вспомнить: много ли вы знаете действительно хороших «переснятых» фильмов? Часто ли вы говорили себе: «Вот это – то, что надо! Не то, что раньше!».

А название статьи «Плевки в вечность» взято из фразы несравненной Фаины Раневской, которая в свое время сказала, что «сняться в плохом фильме – это все равно, что плюнуть в вечность».

Может быть, хватит уже плевать?..