Здравствуйте! А вы знали, что каждый год наши театральные вузы и училища выпускают невообразимое число людей. Все они мечтали стать актёрами, покорить сцены и кино, не видят себя без творчества и служения искусству. Но я всё чаще убеждаюсь, что многим из них, если, конечно, не большинству, театральные вузы полностью ломают судьбы и портят жизнь. Да ещё и банально наживаются, вредя всей нашей культуре. Сейчас расскажу почему я так думаю и очень буду ждать ваши мнения в комментариях.
Александр Збруев, о нём чуть ниже
Дорогие читатели, я, конечно же, понимаю, что описанная ниже проблема присуща не только актёрской сфере, но я всегда пишу о том, что мне ближе. Очень интересно почитать в комментариях подобные примеры из других сфер, в которых вы трудитесь.
Итак, многие люди с самого детства мечтают стать артистами. Кто-то действительно хочет заниматься творчеством и служить нашему искусству, а кто-то, к сожалению, мечтает только о славе, лёгкой жизни и больших деньгах. Такие мечтатели совершенно не представляют себе профессию и часто разочаровываются, поступив и столкнувшись с тяжёлой работой и бешеной конкуренцией. Но, надо сказать, иногда им везёт, и они и правда попадают в струю — в популярные сериалы, становятся известными и зарабатывают большие деньги. Но это весьма редко и скорее исключение из правил.
Есть и действительные таланты от природы, которые рождены для сцены и большого кино. Которые не представляют свою жизнь без театра и творческих мук. После окончания школы огромнейшее число людей штурмует театральные вузы. Конкурс сумасшедший и достигает 500 человек на одно бюджетное место. Мне очень повезло — я поступил в «Щепку». Но я своими глазами видел скольких по-настоящему талантливых людей скинули на прослушиваниях. Со многими я подружился во время поступления и видел как безумно талантливых ребят не взяли вообще никуда. Видел тех, кто по 5-7 раз поступал. У мастеров курсов и педагогов своё видение, и набирают они курс, обычно, либо под дипломные спектакли или из личных предпочтений, которые они, порой, сами не могут сформулировать. Понравился человек и всё.
Поступающие в ГИТИС
А теперь давайте чуть-чуть с вами посчитаем — в Москве пять основных театральных вузов, в каждый из них ежегодно набирают, как минимум, один актёрский курс из 30 (плюс — минус) человек. В Гитисе набирают 3-4 курса, как и в некоторых других вузах. И всегда есть полностью платные курсы почти во всех институтах. Прибавим сюда театральные факультеты других институтов, вузы регионов и частные театральные вузы, которые выдают диплом государственного образца. И я молчу про всяческие курсы и подвалы, где невостребованные артисты учат за дорого. Итого, каждый год поступает от 1,5 до 5 тысяч человек на профессию актёр драматического театра и кино. И это мы ещё не учитываем смежные специальности (Эстрада, куклы, музыкальный театр и т.д.)
До диплома доходят далеко не все — кого-то отчисляют, кто-то сам разочаровывается или не тянет. И получаем мы на выходе от 1 до 3 тысяч профессиональных, дипломированных артистов каждый год. Это безумно много! Рынок актёров жутко перенасыщен, а мастера, в основном, никак не помогают своим выпускникам устроится по профессии. 99, 9 процентов всех профессиональных артистов не находят работу в театре и в кино. Они оказываются никому не нужны со своим дипломом. И что же они делают?
Пластический тур на поступлении
Они до последнего верят в себя и в искусство. Обивают пороги театров, киностудий, унижаются перед режиссёрами и продюсерами. Но самое главное — у многих выпускников театрального вуза даже не возникает мысли поменять профессию или работать где-то в другой сфере. Ведь нам пять лет прививают любовь к искусству, театр становится нашим домом, мы живём профессией. Да ещё некоторые мастера буквально вселяют ложные надежды, говоря, мол, тебя лет через 5 с руками оторвут, потерпи. А получается, что тебя просто выкидывают из дома на улицу, не дав ничего для помощи.
Выпускники будут за копейки подрабатывать в близких областях, лишь бы не терять навыки и не отдаляться от культуры — развлекать детей, сниматься в судебных шоу, вести корпоративы, свадьбы и т.д. Они часто годами живут впроголодь и ждут своего часа, ждут какого-то чуда. Прихожу иногда на пробы или кастинг и вижу тысячи несчастных артистов, которые бегают по коридорам с потухшими лицами за режиссёрами, мечтают о любой, даже самой жалкой ролюшке и готовы сниматься бесплатно, готовы на любые унижения.
Наш щепкинский дворик, родной, дом
Мне, в отличии от многих, повезло! Мои педагоги очень помогали нам, ходили с нами по театрам на показы, договаривались с худруками о просмотрах и звали из к нам на спектакли. Даже в кино помогали попасть или на озвучку — Борис Клюев половину нашего курса на озвучку пристроил, и мы озвучивали «гур-гуры», массовку и даже эпизоды, что сильно помогало финансово. Но это, скорее, исключение. Часто общаюсь с коллегами из других вузов, и они очень удивляются что нам помогали.
Из-за такого бешеного штампования артистов с каждым годом конкуренция становится только больше, все театры давно переполнены, да ещё там, бывает, сидят на окладе артисты, которые годами на сцену не выходят. Кастинги в хорошие проекты давно сделали закрытыми, чтобы на них не являлись толпы. Даже за малюсенькую роль в самом дешёвом и позорном сериале идёт бой и, порой, с реальным рукоприкладством.
Да, я понимаю, что вузам тоже нужно зарабатывать. Когда я учился почти 20 лет назад вообще не было полностью платных курсов, а платники учились вместе с бюджетниками. У нас на курсе их было 3 или 4. А сейчас сразу два коммерческих курса по 30 -40 человек. И ведь учёба стоит не мало — около 500 — 700 тысяч рублей в год. Никто не может ответить на вопрос прямо — зачем набирают столько артистов? И педагоги страдают, ведь когда у тебя 150 студентов, как ты можешь каждому уделить время, каждого раскрыть и вложить в него душу.
Юрий Соломин сокрушался что теперь сверху спускают план по платникам и его нужно строго соблюдать. Сокрушался, что из-за этого падает уровень актёрского образования и выпускники выходят неготовые и плохо обученные, которые сгодятся, разве что, для грибов в четвёртом составе или в мыльном сериале. Столько бездарей выпускается, что очень страшно. И как же от этого страдает вся наша культуре! Но все всё понимают — дело только в деньгах.
Это я на первом курсе в общежитии
Театральные вузы зарабатывают на платниках миллиарды, и никого наверху, видимо, не волнует качество этих выпускников. Не волнует что они не будут работать по профессии, что они никому не нужны… Неужели Минкульт или Минобразования не видят этой проблемы? А сколько тут неприкрытой коррупции… эх.
Недавно прочитал как Александр Збруев рассказывал о своём преподавании в театральном вузе. И как же он прав, вот цитата:
«У нас учились способные, но несчастные люди. Опаздывали на лекции, потому что стояли в очереди за бесплатной кашей в ГИТИСе. Ночами не спали, а где-то работали – не только в массовках на «Мосфильме», а, например, в ДЭЗах. Когда пришло время их выпускать, я понял, что все места вокруг заняты: и куда им? А я и педагогом никаким не был, хотя вел курс. Я от них больше получал, чем они от меня. И когда мне предложили набрать следующий курс, я интеллигентно отказался»
Да, сейчас театральные вузы сильно ломают судьбу многим людям. Я думаю нужно срочно сокращать наборы, отбирать гораздо тщательнее и вместе с дипломом обязательно помогать выпускнику устроится. Даже если человек при деньгах, не брать его на актёра без конкурса на общих условиях. В советское время была прекрасная практика — не набирать курсы каждый год. Мастер выпускал курс, а потом брал год или два перерыва. И распределение было по театрам. Тогда и качество нашего кино и спектаклей вырастет ощутимо и люди не будут понапрасну надеяться, ждать чуда.
Юрий Соломин
Мне повезло и я благодарю судьбу за это, но так обидно смотреть на тех, кто много лет бьётся головой в стену и проклинает своё образование, ненавидит свою профессию. Ведь всё это в конечном итоге выливается в качество проектов и на зрителя.
А вы что думаете, мои дорогие читатели? Как, на ваш взгляд, можно победить эту проблему? Мне очень интересно узнать ваше мнение.