Павел Деревянко. Фото из открытых источников
Павел Деревянко умеет удивлять. Брутальный урка Цыпа из «Штрафбата», перевоплощающийся в женщину художник Шурик из «Люби меня», смешной боксер из «Неваляшки», беременный мужчина из «Смесителя», легендарный анархист Махно в «Девяти жизнях Нестора Махно», стриптизер из фильма «Счастливый конец», герой-разведчик Александр Исаевич Осечкин из комедии «Гитлер капут!»… Диапазон образов, созданных им на экране таков, что вообще не верится, что это сделал один актер. Потому что талант!
А ведь до поступления в театральный вуз Павел пробовал быть культуристом, поваром, танцором, медбратом и даже дамским парикмахером…
Павел Деревянко. Фото из открытых источников
Предлагаю небольшое интервью Павла Деревянко 2013 года.
«ОЧЕНЬ» И «НЕ ОЧЕНЬ» СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ПАРЕНЬ
— Павел, у каждого актера свой путь на сцену, на экраны. Чем ваш — необычен и индивидуален?
— Чем уникален? Хотелось бы, наверное, сказать что-нибудь умное, рассказать какую-нибудь захватывающую историю. Но ничего такого, что бы могло поразить всех, нету.
— Как нету? В биографии отпетого таганрогского хулигана (в детстве) значатся попытки найти себя в медицинском училище, в кулинарном техникуме, на парикмахерских курсах мастеров женских причесок, в бодибилдинге…
— Момент поиска, конечно, был — я тогда совершенно не мог понять, в какое русло мне направить свою бурную энергию. Но он у каждого есть.
Да, в какой-то степени мой путь можно назвать нестандартным. Хотя бы потому, что я в детстве не мечтал быть артистом. Вообще! Даже мысли такой не было. В школьной самодеятельности не блистал, стихи читал вяло. Из всего проявляемого мною творческого потенциала я помню только, что лет в 12-13 на дискотеках я иногда танцевал интересно, немножко по-другому, нежели остальные. И старшие девочки, я помню, отмечали: «Смотри, как малой прикольно танцует!»
— И все?
— И все. Я был достаточно стеснительным парнем. Я и сейчас очень стеснительный. Очень. Ну, иногда естественно… не очень. (Смеется.)
Павел в юности. Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
— Тогда что же вас привело на театральные подмостки таганрогского драматического театра?
— Да те же самые метания! С пятнадцати лет я начал ходить в театральную студию «Лестница», где делал пародии, изображал разных чертиков. Мне это было интересно, поэтому в восемнадцать лет я принял решение поступить в театральное училище при Таганрогском драматическом театре им. Чехова. Тогда как раз при театре сделали разовый набор — как говорили, «для вливания в труппу молодой крови».
На втором году обучения я сыграл две главные роли — Пьера Скрипкина в спектакле «Клоп» по Маяковскому и маркиза Маскариля в «Смешных жеманницах» по Мольеру. И у меня был… успех.
— Зритель повалил «на Деревянко»?
— Не в этом дело. Просто я сам почувствовал, что получается. Это мое. И другие тоже почувствовали. Увидев мои работы, Влад Ветров (ныне один из ведущих актеров театра «Современник») пришел за кулисы с вопросом: «Почему ты не поступаешь в ГИТИС?» В тот момент мне ужасно хотелось только одного — учиться. Расти, двигаться. Мне снился Марк Анатольевич Захаров, который говорил «Паша, приезжай, поступай!» Я послушался: приехал. (Смеется.) Правда, в ГИТИС поступил только через год – к Леониду Хейфецу.
«Ледниковый период», 2002 год
В фильме «Родина ждет», 2003 год
«ЛЮБЛЮ РОЛЬ ПОРУЧИКА РЖЕВСКОГО»
— В вашей жизни были события, круто ее перевернувшие? Из разряда, что называется, Его Величество Случай.
— Я считаю, что случай – это все случайность. А мы-то с вами знаем, что ничего случайного нет в этом мире. Да, все как бы предначертано, но все равно ты меняешь и делаешь свою судьбу сам. Здесь и сейчас.
Конечно, есть люди, которым я благодарен. Например, моему близкому другу, любимому режиссеру с большой буквы Нине Чусовой. Когда я поступил на первый курс, меня никто серьезно не воспринимал. Она дала пару этюдов, потом главную роль в спектакле по Аксенову. И потом пошло-поехало. Мы с ней делали вместе все ее спектакли. «Шинель», «Вий», «Крошка Цахес»… У меня до сих пор ощущение, что если бы я с ней не встретился, то я не был бы сейчас тем, кто я есть. То есть, по большому счету, она сделала меня. Сделала из меня неврастеника… (Смеется.) Человека настоящего – чувствующего, переживающего.
— Слава пришла внезапно? Утром?
— Абсолютно не мой случай! Хотя, врать не буду, мне хотелось сняться в каком-нибудь блокбастере и сразу высоко взлететь. Как ни крути, твое эго торопит… Но Слава Богу, этого не произошло, потому что видел я, какие перемены происходят с некоторыми товарищами после таких триумфов. У меня заскоков от головокруженья не было ни капли. Все шло потихоньку. Кирпичик по кирпичику.
— Зато теперь, наверное, поклонницы сильно одолевают?
— Всякое бывает. Нормально, главное — без истерик.
В сериале «Штрафбат», 2004 год
«Дело о «Мертвых душах», 2005 год
«Дело о «Мертвых душах», 2005 год
В сериале «Девять жизней Нестора Махно», 2006 год
— Можете назвать тройку своих самых интересных для вас работ и объяснить, чем они для вас дороги?
— Конечно, в тройке будет «Девять жизней Нестора Махно». Там был интересен масштаб личности. Вообще Махно приоткрыл для меня какую-то дверцу во мне самом. «Участок», «Штрафбат» — эти ленты мне принесли известность… Одной из лучших своих работ считаю фильм «Ржевский против Наполеона». У меня там очень необычная роль. Сразу два образа – поручик Ржевский и графиня Ржевская, попеременно переодевающиеся друг в друга.
Это абсолютная комедия, очень тонкая, замешанная на нюансах. Изумительный актерский состав: Володя Зеленский – Наполеон. (Напомню, что это интервью 2013 года, — авт.) Марат Башаров — Багратион, Володя Симонов — Кутузов, Миша Галустян – маркиз де Сад, Миша Ефремов — Лев Николаевич Толстой. Там Ксюша Собчак, Анфиса Чехова, Аня Семенович… Словом, все на месте. Кто еще? О! На секундочку! Жан-Клод Ван Дамм, которого мой герой – поручик Ржевский избивает в мужском туалете. То есть я буквально замочил Ван Дамма в сортире! (Хохочет.)Ничего интереснее и сложнее я до этого не играл.
— Свою самую первую роль вы любите?
— «Ехали два шофера»? Я с большой симпатией отношусь к этому кино, к этому периоду жизни. Помню, как пытался все трюки — а их в фильме было много — делать самостоятельно. Гонял на старенькой АМКе 1942 года выпуска по съемочной площадке… Водить машину толком не умел, сносил все подряд – самолет, столбы… Но, конечно, я был совсем тогда юный еще. Когда я увидел себя в этой роли на экране, поймал себя на мысли, что сейчас сделал бы эту роль по-другому. Лучше.
— А вы строгий критик собственного творчества!
— (Смеется.) Я бы сказал даже «жесткий». Называю вещи своими именами.
В фильме «Неваляшка», 2007 год
В фильма «Гитлер капут», 2008 год
С В. Зеленским в комедии «Ржевский против Наполеона», 2012 год
«155 РАЗ НАСТУПАЮ НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ»
— Известно, что ради роли вы готовы на многое. Для вас это не проблема – взять и с нуля научиться чему-то необычному?
— Наверное, выполнимая задача. Вопрос в том, насколько ты хочешь сделать это хорошо. Остальное не имеет значения.
— Какие самые экзотические навыки приходилось осваивать?
— Да как-то ничего сверхъестественного играть не приходилось. Я же не превращался, допустим, в лягушку. (Смеется.) Пожалуй, самое большое количество времени, энергии, нервов я потратил на фильм «Счастливый конец», где играл стриптизера. Для этой роли я четыре месяца не вылезал из тренажерного и танцевального зала — готовил свое тело. Пока, в конце концов, не почувствовал, что этот мой герой Павел Давыденко, звезда стриптиза, как-то проник в меня. Это было непросто. Мягко говоря.
— Бывало, что роль накладывала на вас неизгладимый отпечаток?
— Да. Пожалуй, ярче всего это проявилось в «Махно». Мы снимали фильм в течение пяти месяцев, работали не в Москве, вдалеке от шума я смог сосредоточиться на роли, и не заметил, как после окончания съемок вернулся в столицу командирской походкой, придерживая левой рукой шашку, а правой нащупывая свой маузер, да еще глядя на окружающих исподлобья. (Смеется). Зашел к моему хорошему другу, мы с ним поболтали – и вдруг он говорит: «Ты посмотри на себя – вылитый Махно!» Я махнул рукой: мол, ты все это придумал. И вскоре уехал в Индию. И только на берегу Индийского океана я почувствовал, что друг прав: жил тогда во мне Нестор Иванович! Я уже хожу, как он, смотрю на людей, как он.
— На съемках были яркие приключения?
— В тех же «Девяти жизнях» все прошло, в общем-то, мирно. Если не считать, что меня три раза сбрасывала лошадь и один раз лягнула меня копытом в ногу (Смеется). Еще легко отделался – только тройку деньков похромал. А вот в «Неваляшке» Романа Качанова было пожестче. Сначала мы чуть не дали дуба в феврале от холода в открытом бассейне, а потом был реальный бокс… Основной бой у меня проходил с экс-чемпионом Украины по боксу: 93 килограмма против моих 60-ти! Тяжело было, без травм не обошлось. Были также соперники по 130, 150 килограммов.
— Так вот на ком вы потренировались перед Ван Даммом!
— Что и говорить, уроки даром не прошли.
— Многие актеры не хотят связываться с мистикой, лежать в гробу, играть маньяков… У вас есть четкие рамки, от чего откажитесь, не раздумывая?
— Сыграть ужасного человека, откровенную мерзость? Если у какого-то любимого режиссера, почему бы и нет?! Главное, чтобы мой герой не был плоским и однозначным. Он должен меняться… То есть я не ставлю для себя запретов в принципе и не исключаю ничего. Хотя, не буду лукавить, страхи присутствуют.
— Готовы «снять зубы», «заколотить» глаз фанерой?
— Без зубов сняться и глаз заколотить фанерой – это вообще прелесть. Говоря о страхах, я имею в виду роли «химического» уровня. Приведу пример блестящего актера Хита Леджера. Я считаю, что в роли Джокера в «Темном рыцаре» он взошел просто на другие уровни существования – он уже жил этим персонажем и эта роль разрушала его изнутри. Мне вот этого не хочется…
Например, Сергей Безруков сыграл Высоцкого. И по рассказам, он был настолько глубоко там – в этом образе. Я знаю точно, и он сам знает, как потом тяжело и долго возвращаться к своему нормальному «я».
— Другого же выхода нет…
— Почему? Есть. Играть вполноги, как в основном все происходит. Но уникальный актер, личность, по-другому не может.
— А вы можете играть вполноги?
— Скажу так. Мне стыдно, когда у меня не получается что-то. А об игре вполноги… Я настолько далек даже от мысли на эту тему.
— В своей анкете на вопрос, что такое глупость, вы написали: «Сто раз наступать на одни и те же грабли». Удается избегать глупых поступков?
— Я даже больше – 155 раз наступаю! Конкретные случаи не буду рассказывать – все это очень личное. Все мы люди, и склонны ошибаться. Как ни пытайся, далеко не уйдешь от своего характера, от своих слабостей.
В фильме «Счастливый конец», 2010 год
В фильме «Всем скорбящим радость», 2010 год
«Красные горы», 2013 год
«ДЕВУШКИ МЕНЯ ЛЮБЯТ ЗА ОБАЯНИЕ»
— Приходилось жизнь начинать заново?
— И не раз… Расскажу одну забавную ситуацию. Какое-то время назад все у меня было хорошо: кино, деньги, театр, интересные люди, красивые девушки. Я начал верить, что так и нужно. Алкоголь, сладкая жизнь и все такое. И как-то летом с товарищами мы несемся на нескольких авто на сотую за этот день вечеринку. В машине играет офигенский музончик, и ты чувствуешь, что Бог тебя любит и что тебя ждут стройные загорелые девчонки…
Бах – резко загорается красный свет – и я на полном ходу въезжаю в новенький спортивный BMW приятеля. Все изменилось в несколько секунд. Я был зол на себя, на свою глупость. Все выбрались из машин, настроение уничтожено, и вдруг вижу метрах в ста большой билборд. А на нем красными буквами написано: «Начинаю новую жизнь». И я понимаю, что это знак: ты слишком заигрался и действительно должен начать новую жизнь.
— И что?
—Ощущение такое, будто на землю спустился. Но, конечно, и сейчас трудно бывает с соблазнами справиться.
Со своей гражданской женой Дарьей Мясищевой
— Знающие вас люди говорят, что вы — балагур, весельчак, прикольщик… На других вы производите впечатление закрытого человека. Так какой на самом деле Павел Деревянко?
— Это так по-разному. С одной стороны, да, я действительно открытый, веселый. А с другой… Сомневающийся. Ищущий, безусловно. Как Чехов сказал, в человеке все рядом – великое с ужасным, высокое с низким. Я разный: и такой, и другой, и пятый, и десятый.
— У вас слава неисправимого ловеласа. Это правда?
— Да никакой я не ловелас, это все придумано.
— Не надо скромничать, девушки вас любят. Как вы думаете, за что? За талант?
— Наверное, за море обаяния… (Смеется.) Да я шучу! Бог знает за что… Это надо у девчонок спрашивать.
— А вас в девушках что больше всего привлекает?
— Знаете, и в жизни, и в искусстве… Если есть гармоничное сочетание формы и содержания, получается супер. В девушках тоже меня привлекает именно это.
— А нравственность?
— Это само собой. Априори не может быть у меня близкого человека – плохого. Мне везет на хороших людей.
— Один из стойких зрительских стереотипов, что жизнь актера – сплошная сказка. Красивая, полная приключений… красивые партнеры, партнерши. А для вас?
— Это все вместе – и труд, и удовольствие. Красивые партнерши, вагончик, еда… Фиг его знает! Но конечно, в первую очередь, это труд. Приятный любимый труд!
— Вы беретесь за «рискованные» роли, от которых многие откажутся. Это вам интересно – попробовать играть разное? Себя проверить?
— Конечно, интересно. И это собственно – основной двигатель. Мне вообще интересно жить. Хочется развиваться, идти дальше, глубже. Шире, выше.
— Что еще не сыграно, чего больше всего хочется?
— Да все не сыграно! Вернее, ничего. Я ж еще не умер, у меня еще большие амбиции. Миллион желаний.
«Брестская крепость», 2010 год
В сериале «Обратная сторона Луны», 2012 год
В сериале «Черные кошки», 2013 год
«МЕЧТАЮ СТАТЬ МНОГОДЕТНЫМ ОТЦОМ»
— Вы играете в стационарном театре, снялись в более чем 50 фильмах, популярны, востребованы… Этого мало?
— Хочется большего. Я чувствую, что могу сделать многое. Не только на сцене и в кино. Просто жизнь такая огромная и разнообразная, что никакие роли в кино и театре не сравнятся с теми, что может предложить реальность. Много еще такого что можно и нужно и хочется делать помимо сцены. Как человек. Как личность.
— Например?
— Просто жить. Рожать детей. Любить. Хорошо общаться. Улыбаться. Ездить, путешествовать. Ходить в кино… Я с большой радостью принимаю все, что мне приходит в жизни. А приходит много нового, и самое главное… пришел ребенок. Недавно дочь Варвара у меня родилась.
— Это самое яркое событие последних лет?
— Абсолютно! Когда это случилось, я даже не знал как реагировать. До потолка не прыгал, не напился… Все эмоции счастья и радости наполняют меня сейчас, по нарастающей. И конечно, сейчас приоритет во многом отдан дочери.
Но жизнь не заканчивается на этом. Мне также хочется творить, хочется придумать для себя новые образы – яркие, глубокие, разные. Хочется делать объемных героев, наполненных жизнью, страстями, переживаниями, хитростью, любовью. Совершенствовать технику, искать новые пластические средства выражения, свою природу смешного и грустного… Понимаете? Научиться многим вещам.
С Дарьей Мясищевой и дочками
— Может, вы мечтаете стать многодетным отцом, чтобы был большой шумный дом, много гостей?..
— Мечтаю. А кто этого не хочет?! Другое дело, что это маловероятно. Но все хотят этого, все! Спокойную старость, сидеть дедулькой, покачиваясь в кресле-качалке, вокруг успешные дети, внуки. Берег теплого моря… Всем рисуется такая перспектива. Я не знаю, что со мной будет. Надеюсь, не хуже, чем я сейчас нафантазировал.
— В последнее время вы стали сниматься в сериалах. Вас слово «сериал» не пугает в принципе?
— Да пугает немножко. Но надо же работать – это моя профессия. Потом – нужно зарабатывать. Деньги нужны. Очень! Но, безусловно, я не соглашусь делать то, что совсем гнусно.Не хочется плодить откровенную халтуру, участвовать в полном идиотизме.
— Даже за большие деньги?
— Я надеюсь, что да! Выходить в тираж только ради гонораров не хочется.
— И последний вопрос. Звезде шансона, Александру Вертинскому принадлежит фраза: «Артист – это тайна. Появился, блеснул, сверкнул и исчез!» Вы согласны?
— Роскошно сказано. Хочется именно так и прожить. Ну да – «и исчез». Хорошо!
Павел Деревянко. Фото из открытых источников