Этих двух актёров судьба свела в 1964 году на съёмках фильма «Женитьба Бальзаминова». 47-летний Георгий Вицин блистательно сыграл молодого и глупого жениха Михаила Бальзаминова, а 39-летняя Нонна Мордюкова — его перезрелую невесту, купеческую вдову Домну Белотелову.
Причем по пьесе Островского Мише Бальзаминову было 25 лет, а купчихе Белотеловой — 36 лет. Что интересно, в фильме эти актёры примерно так и выглядят. Ну может быть оба лет на пять постарше. Но то, что героиня Мордюковой по всем статьям смотрелась значительно старше героя Вицина, думаю, что никто спорить не будет.
Что интересно, вне съёмочной площадки Мордюкова относилась к Вицину тоже с иронией и снисхождением. А между тем в 1964 году в фильмографии заслуженного артиста РСФСР Георгия Вицина было более сорока киноработ, среди которых немало главных ролей.
Мордюкова в 1964 году звания не имела, да и фильмов в её карьере было в два раза меньше. И тем не менее, она искренне считала себя более опытной и способной актрисой.
Как позже рассказывал режиссёр фильма Константин Наумович Воинов, в адрес Вицина она постоянно отпускала шуточки и насмешки. Актрисе откровенно не нравилось, что Вицин очень щепетильно относился к своему здоровью и режиму дня. Он сторонился актёрских посиделок, почти не общался ни с кем вне съёмок. После завершения рабочего дня обычно тихо, по-английски, ничего никому не сказав, уходил в свой гостиничный номер. Или сразу уезжал домой, если съёмки проводились в Москве.
Он никогда не опаздывал на работу, никогда не ввязывался в скандалы, и с точки зрения режиссера, был идеальным актёром, с которым не было проблем.
Единственно, на чём он всегда настаивал, если приходилось выезжать в командировки, так это на отдельном одноместном номере и на регулярном питании. Чтобы обязательно был полноценный завтрак, обед с горячими блюдами и ужин. Также он очень не любил ночные съёмки. И если заранее знал, что ночных съёмок в фильме планируется много, то отказывался от участия в такой картине.
Мордюкова же в те годы вела достаточно активную жизнь и вне работы. Она не была загульной или большой любительницей спиртного, но от шумных актёрских вечеринок никогда не отказывалась. А иногда и сама их устраивала.
Мордюкова умела постоять за себя и часто напоминала, что она потомственная казачка, особенно, когда сгоряча с кем-нибудь ссорилась, а потом ей приходилось извиняться и оправдываться. Правда, по воспоминания коллег, извинялась она крайне редко. Хотя позже с годами актриса всё же набралась мудрости и сдержанности.
Но в начале своей карьеры ни с кем особенно не церемонилась. На съёмках «Женитьбы Бальзаминова» она часто ругалась с оператором по поводу того, что из-за сбоев в работе камеры приходилось играть лишние дубли, иногда спорила с режиссёром по поводу своей роли, но больше всех доставалось Вицину, которого она совсем не понимала.
Обычно, между дублями, или в коротких перерывах, Вицин уходил в сторонку и уединялся. Находил себе какое-нибудь удобное место на съёмочной площадке, чтобы быть подальше от галдящих и курящих коллег, но в то же время не так далеко, чтобы услышать команду режиссёра о начале работы.
Однажды, Мордюкова попыталась разговорить Вицина на тему его личной жизни. Георгий Михайлович отвечал на её вопросы неохотно и односложно. А потом вообще повернулся и ушёл. А Мордюкова в спину ему крикнула: «Да разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Да ты труп!».
Это услышали многие члены съёмочной группы и посмотрели на Вицина. Но тот лишь добродушно улыбнулся и махнул рукой.
Когда снимали эпизод с поцелуем Бальзаминова купчихой Белотеловой, режиссёр требовал всё новые и новые дубли. Вицину это не особо нравилось, но он молча терпел и каждый раз на лице разыгрывал что-то среднее между детской наивностью и отчаянием.
Мордюкова для себя не видела проблем в повторе этих поцелуев, но в конце концов и ей надоело. Толком не понимая, чего добивается режиссёр, в очередном дубле она решительно подошла к Вицину и, крепко обхватив его голову своими руками, по-настоящему присосалась к сжатым губам актёра. У того от неожиданности появился такой несчастный вид, что режиссёр понял, что это как раз то, что ему нужно. Это был последний дубль, который и вошёл в фильм.
Но при этом есть и другие воспоминания о Георгии Вицине. Юрий Владимирович Никулин утверждал, что Вицин очень любил слушать его анекдоты. Бывало и сам их рассказывал, или смешные истории из своей жизни. По мнению Никулина, он был тихим, беззлобным и интеллигентным человеком, который не умел ругаться не только матом, но и вообще не умел ругаться. Когда на выездных съёмках оставался один, то обязательно что-то читал. Любил гулять по лесу. Очень любил животных, но при этом не любил зоопарки.
Георгий Михайлович прожил длинную творческую жизнь. Он всегда сторонился общественного внимания и журналистов. В тяжёлые 90-е отказывался от помощи и всегда старался сам себя содержать. Поэтому всегда принимал приглашения участвовать в творческих концертах и вечерах. Работал до последнего дня. В октябре 2001 года его прямо с выступления на сцене заводского дома культуры на «Скорой помощи» отвезли в больницу, из которой он не вышел.
Известно, что много лет спустя народная артистка СССР Нонна Викторовна Мордюкова уже с большим уважением относилась народному артисту СССР Георгию Михайловичу Вицину.
Прощание с Вициным проходило в Московском доме кино, на котором, конечно же, присутствовала и 75-летняя актриса.
Дина Нерубина.