«Ты есть…» — перестроечная драма с Анной Каменковой и Ингой Ильм. Как потерять сына, но обрести дочь

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Почему-то, прочитав бегло аннотацию, в моей голове сложилась другая картинка, не та, что в итоге развивалась по сюжету. Почему-то мне показалось, что Олег погиб в аварии, и Анна, вроде как в помешательстве, или, наоборот, чтобы не сойти с ума, разговаривает с ним, накладывает ужин. Когда оказалось, что Олег не поддерживает мать и жену, оставшуюся инвалидом, с того света, а преспокойно живет свою жизнь, удивлению не было предела. И Олег из просто маменькиного сынка стал … нехорошим человеком-редиской.

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Фильм снят по повести Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Фильм сильный, но вопросов к героям много. И причины того, что Олег стал таким, каким стал – очевидны. Анна не перерезала пуповину. Ни в роддоме, ни, когда сын пошел сначала в школу, потом в институт, потом устроился на работу в больницу, женился. Разрыв произошел резко, неожиданно. И если бы не произошедшая трагедия, Олег и прежде был бы в глазах матери святым в образе человека, чудом из чудес.

«Всё зло, которое вырабатывает человек, не поднимается к солнцу, а оседает на его же собственную голову».

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Ты есть… (1993)

Анна (Анна Каменкова) умница и красавица. Востребованный переводчик с французского, с выездами в заграничные командировки, прекрасная хозяйка – в доме чистота, уют и вкусно пахнет домашней едой. За Анной ухаживает приличный, обеспеченный мужчина, который любит её, Анна встречается с давними подругами в кафе, посещает светские рауты. И, на первый взгляд, живет полной и разнообразной жизнью.

Но на самом деле это просто ширма. И вся жизнь Анны, весь смысл её жизни – в сыне Олеге, в служении ему. В несении почётного звания быть матерью такого уникума и идеала.

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец
Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

И вот хоть сто раз закидайте меня тапками, но это еще одно подтверждение того, что нельзя забывать о себе. Нельзя жить исключительно чужой жизнью, пусть это и жизнь собственных детей. Дети вырастают и уходят. А мы остаемся. С мужьями или одни. И вот это неумение жить самостоятельной, взрослой жизнью – страшно, и может привести к трагедии.

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Когда взрослый, почти тридцатилетний(!) Олег (Вадим Любшин) совершенно неожиданно приводит домой девушку, Анна, мягко говоря, в шоке. Но еще больший шок ожидает её утром. Ведь оказывается, что Ира (Инга Ильм) – не просто случайная девочка. Она жена. Они с Олегом втайне поженились, ибо сын знал заранее, что мать всё испортит, будет недовольна и прочие свекровские штучки по порче жизни молодому поколению.

«Есть посуда — есть проблемы, нет посуды — нет проблем!»

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Ира сирота, выросла в детдоме. Намного моложе Олега, который уже стал первым после Бога и трудится хирургом, Ира – студентка первых курсов. Она неаккуратна, не убирает посуду, они веселятся всю ночь, а ведь Олегу на работу. Да и вообще, ни одной положительной черты в Ире нет. Ведь нам было ТАК хорошо вдвоём, зачем какие-то посторонние женщины в жизни сына?

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец
Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

«— У тебя была свекровь. Ты её любила?

— Терпела.

— Вот и тебя терпят. Закон бумеранга. Как ты, так и к тебе».

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Самое главное – она забрала ВСЁ внимание и свободное время Олега. Естественно, Анна на грани истерики жалуется подругам. Что же делать, как же быть. Ах, Олежка, ах, кровинка. Ревность буквально съедает её.

«Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограммов Ирочки».

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец
Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Да, Ира и не пытается понравиться свекрови. Она молода, своенравна, красива. И очень любит Олега. Порой поведение невестки выглядит вызывающе и нагло. Не стерпев очередного бардака после очередного застолья, Анна практически вынуждает Иру уйти из дома. А вслед за ней уходит и страстно влюбленный Олег.

И когда молодожены попадают в аварию, прекрасный и гениальный в глазах матери Олег просто-напросто скидывает инвалида Иру на руки матери. Неважно, что с Ирой они не сошлись характерами, неважно, что у Анны работа, режим, графики и своя жизнь. Олегу так удобно. Он привык, что мама позаботится, поможет, поджарит котлетку, пока он, человек тонкой душевной организации, будет терзаться – переспать с заведующей отделением Юлей(Татьяна Лютаева), или еще подождать.

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Ну и что? Ну и всё. Олег, смысл жизни матери, априори гений и свет в окне – продолжает светить где-то вдали от Анны. И от Иры, конечно. И самое страшное, что Анна теряет сына не физически, телесно (как мне казалось, должно быть логически), а морально. Олег оказался эгоистом и слабаком, не способным на поступок. Забота о немощной жене – это вам не чистые и отглаженные рубашечки из шкафа доставать. Есть ли в этом вина Анны? Да, есть. Она воспитала не мужчину, а принца, уверенного в своей неотразимости. Уверенного в том, что он имеет право на идеальный мир без личных вложений. Но уже ничего не исправить.

И у Анны вместо сына – взрослая дочь…

Кадр из фильма «Ты есть...», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Кадр из фильма «Ты есть…», 1993 год, режиссер Владимир Макеранец

Каменкова здесь просто великолепна. Как и Ильм с бездонными глазами, так мало снимавшаяся Инга Ильм (Маша из «Приключения Петрова и Васечкина» и Настя из «Глаза») – просто идеальный дуэт двух таких разных женщин, ставших волею судьбы родными.