Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
«Начнем с того, что сегодня 31 июня и впереди у меня длинный лунный день. Так что торопиться мне ни к чему», – говорит в фильме наш «современник» художник Сэм Пенти. Так ли уж?
Пару лет назад я назвала этот фильм «незаслуженно забытым». Сегодня же после того, как посмотрела его вместе с мужем и дочками, поняла почему современному зрителю он, мягко говоря, не очень интересен.
Давайте не будем наводить тень на лунный день!
Да, было ошибкой писать статью по памяти, руководствуясь лишь подростковыми впечатлениями. Ведь в последний раз я смотрела этот фильм лет 30 назад и с тех пор пересматривать не спешила. Видимо, подсознательно помнила, что второй просмотр уже не производил впечатление: действие было предсказуемым и казалось затянутым. Не спасали его ни актеры, ни песни.
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
Тем не менее я хорошо помню свой восторг после первого просмотра этой картины: она казалась чем-то нездешним, прогрессивным, необычным. Однако, думаю, восторг был связан с тем, что в конце 1990-х на ТВ не было большого выбора кино в стиле фэнтези. Впечатление поддерживали и модные музыкальные аранжировки в духе звуков вселенной, которые использовали в фильмах и мультфильмах про космос (стиль Space Age Pop).
Тогда не было той насмотренности и разнообразия фэнтези-фильмов, которое есть сейчас. Так что я не сильно расстроилась, когда сначала «31 июня» отказалась смотреть старшая дочь (11 лет), сказав, что неинтересно, а минут через 15 ушла и младшая (4,5 лет).
Что ж, детям было скучно, мужу – тем более. Досматривала я его в полном одиночестве и, скажу честно, мне тоже не понравилось. Владимир Зельдин (король Мелиот/мистер Диммок) и Михаил Кокшенов (слуга короля Мелиота)немного разбавляют этот скучняк, но невооруженным взглядом видно, что Николаю Еременко-мл неинтересно играть свою роль.
«Романтические герои мне никогда не нравились, – рассказывал он в интервью про роль Сэма, – играть нечего, все держится на внешности. Я хотел отказаться, но услышал мелодии к этому фильму и… Они были потрясающими».
«Я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и остался единственным, кто не поет. Все, что они смогли заставить меня сделать, – это пройти с партнершей по «Звездному мосту» – вариация танца».
Принцесса Мелисента (Наталия Трубникова) тоже не впечатлила. Хотя внешность у нее, безусловно, эффектная. Однако настоящая средневековая принцесса не могла так выглядеть, и она уж точно вряд ли пришлась бы нам по вкусу (нашла изображение наиболее симпатичной дамы XII века и поместила ее рядом с нашей принцессой).
Кадр из фильма «31 июня» и изображение польской принцессы Абельхайд, которая была замужем за старшим сыном Леопольда III (XII век). Фото из свободных источников.
Единственное, что мне действительно понравилось, – это диалоги (в основном звучащие при дворе короля Мелиота):
- «Не знаете, а копаете»;
- «Жили без дорог и дальше проживем»;
- «…быть совершенно здоровой и чувствовать себя здоровой – далеко не одно и то же»;
- «Пока вы не сэр и не пэр, для Вас у меня сердца нет»
- «Вы бы лучше поучились у своей бабушки плетению интриг. Ах, как она вязала. До сих пор никто развязать не может»;
- «Видите ли, мне никогда не нравилось то, что нравится всем… Рыцарям»;
- «Дядя, в двенадцатом веке с одной честью и совестью не проживешь!».
Кадр из фильма «31 июня» (фото из свободных источников)
«Зады капитализма»
Саундтрек к фильму меня больше не впечатляет (когда-то у меня была пластинка, и я любила под нее танцевать):на мой взгляд, в нем много откровенно слабых песен – заслуживают внимания лишь «Звездный мост», «Ищу тебя» и «Мир без любимого». Возможно, всему виной – руководство «Мосфильма», которое велело внести в музыку много правок:
Мне говорили, что моя музыка – это зады капитализма, – сетовал композитор Александр Зацепин, – что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить».
В итоге практически после премьеры (31 декабря 1978 года) ее и запретили из-за Александра Годунова (музыкант Лемисон), который остался в США во время гастролей Большого театра.
Кадры из фильма «31 июня»: Людмила Власова, сыгравшая в фильме леди Нинет, и Александр Годунов – придворный музыкант Лемисон (фото из свободных источников)
«После того как он уехал в Америку, на «Мосфильме» было негласное распоряжение не утверждать на главные роли балетных артистов, – вспоминала Наталья Трубникова, – Мы как-то летели на гастроли в Америку, Годунов об этом узнал. И попросил привезти ему кассету с фильмом, но найти ее оказалось невозможно. Фотографии тоже все изъяли. Просила продать мне мой портрет, который Еременко рисовал в фильме. Не продали. Неизвестно, куда он делся. В итоге я смогла привезти в Штаты только магнитофонную запись, но так и не смогла передать. Мы увиделись во время банкета на Пятой авеню. Там было много людей искусства. Саша стоял такой красивый, в темно-синем бархатном пиджаке. Но между нами было, наверное, человек триста. Пробиться к нему мне не удалось».
Наталья Трубникова в молодости и сейчас (источники фото: kulturologia.ru и novochag.ru)
Знаю, что есть люди, которые пересматривают этот фильм чуть ли не ежегодно: вкусы и ассоциации у всех разные. Однако не надо кидаться помидорами в тех, кому этот фильм не нравится. Он хорошо смотрелся в 1980-х, неплохо – в 1990-е годы, но сейчас он безнадежно устарел. И, хотя, его действие происходит в настоящее время или немного раньше, он не вызывает отклика у молодежи, потому что несовременен.