Скобцева и Бондарчук. Кому прекрасная пара, кому красная тряпка для быка. Они знали — впереди не одно испытание

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук. Эта семья никого не оставляла равнодушным. Для кого-то их пара была идеалом отношений, примером взаимопонимания, трепетной любви и готовности всегда подставить плечо. Для большинства же она была как красная тряпка для быка.

Масштаб личности режиссера, его успех в мировом кинематографе многим не давали покоя. А счастливая семейная жизнь только подливала масла в огонь. Они как будто предчувствовали: впереди ни одно испытание.

Хотя, когда судьба свела их вместе, Бондарчук был на пике своей актерской славы. Он уже снялся в картине “Тарас Шевченко” и настолько понравился в ней Сталину, что в том же году актеру присудили звание Народного артиста СССР.

!Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился"

!Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился»

Ирина Скобцева окончила искусствоведческий факультет МГУ. Она была далека от мысли стать актрисой. Но судьба распорядилась иначе. Учиться в Школу-Студию МХАТ ее пригласил сам ректор Вениамин Радомысленский. Они рано или поздно все равно бы встретились. Ирине Скобцевой прочили прекрасную карьеру. Ее заметили даже до дипломного спектакля и пригласили на киностудию имени Горького.

-Я решила, что поеду и только попробуюсь. Узнаю, что это такое. Даже не знала, где эта студия. И на остановке троллейбусной выходит женщина-помреж с Бондарчуком и говорит: -Вот у нас пробовалась девушка, познакомьтесь.

И мы познакомились. Есть такая поговорка: От судьбы не уйдешь.

Ирина Скобцева.

Студентка и Народный артист СССР будут встречаться все чаще и чаще. Каждая следующая встреча дарила им новые знаки. Однажды художник Василий Ефанов предложил Ирине написать ее портрет. Картину художник решил выставить на своем вернисаже. Там его увидел и Бондарчук.

-Ефанов меня пригласил. С одной стороны он выставил портрет своей мамы, а с другой — мой портрет. Вошла, а там Бондарчук. Я так испугалась и шмыг оттуда: Господи, стыд-то какой. И я убежала.

Ирина Скобцева.

Портрет Ирины Скобцевой, 1952 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Василий Ефанов

Портрет Ирины Скобцевой, 1952 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Василий Ефанов

Эта череда совпадений привела к тому, что в момент одной из следующих встреч оба смотрели друг на друга с повышенным интересом.

Они столкнулись на съемках фильма “Отелло” в 1955 году. Роль Отелло досталась Сергею Бондарчуку. А роль Дездемоны — Ирине Скобцевой. На тот момент Сергей Бондарчук был связан узами брака с Инной Макаровой. Съемки закончились. Но судьба уже все решила. Это был знак, противиться которому было невозможно.

-В финальной сцене, когда он меня душит, мы с ним поцеловались. Никто не видел, никто не знал.

Ирина Скобцева.

В небольшом костеле в Риге снимали сцену венчания Отелло и Дездемоны. Венчание проходило по всем канонам католической церкви.

После этого он сказал: -Ну теперь ты от меня не отвертишься”.

Бондарчук понимал, какое сокровище у него в руках. Он видел, что именно эта девушка способна дать ему то, о чем мечтает каждый мужчина.

"Отелло", 1955 год

«Отелло», 1955 год

-У меня была нежно любящая семья. Отношения отца и мамы, отношения папы с тещей и ко мне трудно назвать идеальными. Но, во всяком случае, в основе была любовь.

Ирина Скобцева.

Маленькая Ира впитала ее с детства.

-Во время войны нас отправили в эвакуацию. А моя мама, интеллигентная москвичка в туфельках на каблуках, была отправлена с группой женщин под Сталинград копать окопы. Мама отстала от группы. Вечером женщины пришли в барак: “А где Юлечка?”

А Юлечки нет. Они побежали и увидели холмик замерзший. Они раскопали ее и вынули совершенно обмороженную женщину.

Ирина Скобцева.

Единственным шансом спасти маму Ирины было вывезти ее самолетом в госпиталь в Куйбышеве.

-А был такой ветер. И самолетик трясется. А летчик уже завел мотор. Нам с бабушкой нужно было поднять маму. Летчик: -Давай давай скорее.

Потому что нас сносило. И представляете, я легла на снег, бабушка встала на меня и маму смогла погрузить.

Потом мы сами кое-как все в самолет погрузились. Мама выздоровела, а мы все были в Куйбышеве. Ей спасли и лицо, и ноги, и руки.

Ирина Скобцева.

Ирина Константиновна никогда не прятала седые пряди, которые появились у нее тогда. Для нее и всех, кто знал ее близко, они на долгие годы стали символом ее жизненной позиции: стоять за родных до конца.

Лишь однажды Скобцева выступила против мужа. Семья оказалась на грани развода.

-Один раз ужасно поссорились. Ужасно. Я произвела такое действие, которое сама от себя не ожидала.

Мы приехали на новую квартиру, кооперативную. Пришел к нам один знакомый с женой. Комната пустая, два кресла.

Мы с женой этого человека сели в комнате напротив на двух стульях. А у них большая бутыль на полу.

Ирина Скобцева.

Посиделки затянулись. Сергей Федорович мужчина крепкий. Он мог продержаться еще долго. А вот его друг едва стоял на ногах.

-Они тоже переехали в этот дом. Жена его меня пилит-пилит: -Мы не донесем. Поди скажи. Какой позор. Мимими….

А я абсолютно спокойно вхожу, беру эту бадейку и спокойно, что там есть, тихо выливаю на голову Бондарчуку.

Ирина Скобцева.

Такой реакции супруга Ирина Константиновна не ожидала.

-Он, не шевелясь, не говоря ни слова, сидит. Потом мы стаскиваем знакомого, доводим под ручки домой, укладываем на кровать.

Я прихожу домой. Бондарчук сидит также, как сидел.

И говорит: -Мы разводимся.

Я говорю: -Да. Мы разводимся.

Ирина Скобцева.

Поначалу актриса не поверила, что муж говорит серьезно. Но прошла неделя, потом еще одна. Но примирения так и не случилось.

-Прошел месяц. Он мне говорит: -Слушай. Эта бадяга мне надоела. Все. Я понял.

Я бы никогда не сделала того, что я сделала, если бы жена знакомого меня не довела: -Не дотащим, позор будет.

Ирина Скобцева.

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук официально поженились через четыре года после “Отелло”. Они пришли в ЗАГС в новогодние праздники и расписались тихо, без свидетелей. Все эти четыре года их постоянно вызывали к партийному руководству на ковер за аморальное поведение.

Влюбленные старались не реагировать на травлю. Ирина Константиновна не любит вспоминать свой успех на фестивале в Каннах, потому что исполнителя роли Отелло туда не пустили. Следующие несколько лет от предложения сниматься не было отбоя.

Ирина Скобцева и Бегум Ага Хан на вилле Якимур в Каннах, 1956 год. В платьице в мелкую розочку, купленном на съёмках в сельпо, Ирина стала Мисс шарм Каннского фестиваля

Ирина Скобцева и Бегум Ага Хан на вилле Якимур в Каннах, 1956 год. В платьице в мелкую розочку, купленном на съёмках в сельпо, Ирина стала Мисс шарм Каннского фестиваля

Все это для актрисы станет неважным, когда в 1959 году, когда ее муж начнет снимать свой первый фильм “Судьба человека”. Пожалуй, только два человека поддержали Бондарчука в его стремлении снять картину. Это были его жена и автор рассказа “Судьба человека” Михаил Шолохов.

Почти год ушел на то, чтобы убедить руководство “Мосфильма” разрешить съемку. Наконец Бондарчук поехал в экспедицию. За ним неотступно следовала Ирина Скобцева.

-Туда-сюда. И вот это купе поезда. Хорошо, если будет мягкий вагон. И ты едешь с двумя подушечками, двумя пледиками, двумя тарелками, с термосом. Это были самые потрясающие, душевные, сокровенные моменты в нашей жизни.

После ухода Сергея Федоровича мне приснилось три сна. Эти сны были связаны с поездом и купе. Что мы сидим вдвоем в купе.

Ирина Скобцева.

В 1962 году Бондарчук начал снимать картину “Война и мир”. Рядом на съемочной площадке Ирина Скобцева с трехмесячной дочкой Аленой на руках. Воспитывать малышку помогала мама Ирины.

Все силы Бондарчука уходили на съемки. Написать эпопею — одно. Экранизировать эпопею — совсем другое. Отвлекаться от постоянного стресса Бондарчуку помогала резьба по дереву. Мало кто знает, что знаменитый режиссер всерьез увлекался деревянной скульптурой.

Только это и постоянная поддержка жены помогали ему выстоять во время съемок “Войны и мира”. Огромное нервное напряжение скоро дало о себе знать.

Элен Курагина и Пьер Безухов

Элен Курагина и Пьер Безухов

Во время подготовки двух серий к фестивалю Сергей Бондарчук пережил клиническую смерть. Во время перезаписи очередной серии “Войны и мира” режиссер упал замертво. Его сердце остановилось на целых 4 минуты. Ирина Константиновна не находила себе места.

-Меня не пускали четыре дня. Когда я пришла в палату, он посмотрел на меня такими глазами, и первое, что он сказал: -Ты знаешь, князь Андрей не в черноту уходит, когда умирает. А наоборот, в разбеливание.

Ирина Скобцева.

Вероятно, ощущение, что он должен довести до конца дело всей своей жизни, и помогло Бондарчуку встать на ноги. В 1968 году картина “Война и мир” получила “Оскар”.

Кажется, что в семье режиссера, наконец, наступила светлая полоса. Подрастали дети: Алена и младший Федор.

Но в одной экспедиции фильма “Ватерлоо” маленького Федю ждало несчастье.

-Посреди города Ужгород стоит гостиница. Площадь, а дальше быстрейшая речка с острыми валунами. Мы с сыном вышли погулять на речку.

Только я распрямилась, смотрю, а Федька уже среди этих валунов. Я за ним. Он из рук выскальзывает. В сумасшествии я думаю: если я его сейчас не схвачу, я его потеряю.

Я как дельфин наскочила сверху и накрыла его. Прибежали люди. Я была вся в крови, но спасла Федюню.

Ирина Скобцева.

Вскоре у семьи Бондарчук появятся еще дети. В 1971 году их пригласят преподавать во ВГИК. За 20 лет они выпустят пять курсов.

В этом же году Сергея Федоровича избрали Председателем Союза кинематографистов. Недовольных этим назначением было немало. С каждым годом недовольство только росло.

Ирина Константиновна, как могла, старалась оградить мужа от переживаний. Она все время говорила, что надо беречь сердце. Все думали, что Железный Бондарчук — несгибаемый руководитель и жесткий режиссер. Его слез не видел никто. Только она.

-Один раз слезы, а много раз голову в подушку. Он не мог пережить смерть Василия Макарыча. Он плакал: -Зачем мне эта картина. Не нужна мне эта картина.

В 1986 году, когда вышел в свет фильм “Борис Годунов”, возник новый всплеск непонимания. На этот раз поводом стало то, что в роли детей Бориса Годунова режиссер снял собственных детей.

В 1986 году Бондарчука отстранили от руководства Союзом кинематографистов. Вскоре после этого они с Ириной Константиновной поехали в Канны. Фильм “Борис Годунов” показывали вне конкурсной программы.

-Когда пошли аплодисменты, смотрю, Сергей все больше и больше вжимается в кресло. Аплодисментов стало больше, а он становится все меньше и меньше. Опускается и опускается.

Когда зал встал и начал аплодировать, повернувшись к нему, я говорю: -Сережа. Встань. Они тебе аплодируют.

А потом он говорит: -Ты представляешь, мне казалось, что меня захлопали наоборот.

Что было у человека все время в голове. Что произошло со всеми режиссерами этого периода.

Ирина Скобцева.

И в горе, и в радости вмпсте

И в горе, и в радости вмпсте

Скобцевой и Бондарчуку намекнули, что из ВГИКа пора уходить. После громкой отставки денег на новый картины не найти. Он добился контракта с англичанами и итальянцами на съемки “Тихого Дона”. Но и здесь ждало разочарование.

-Он знал, что будут коверкать картину. Он видел, что его детище убивают.

В 1994 году сердце Сергея Федоровича не выдержало в очередной раз. Спасти его не удалось. В этот момент вокруг Ирины Константиновны сплотилась вся семья. Поддержкой и опорой стали ее дети: Федор и Алена.

-Была Алена, которая с утра не отпускала меня целый день. А тут, когда она заболела…. Не могу говорить про Алену…

Ирина Скобцева.

Смерть дочери стала для Ирины Константиновны страшным ударом. Алена ушла в 2009 году. Сгорела от рака. Ее похоронили рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук с детьми Аленой и Федором, 1965 год

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук с детьми Аленой и Федором, 1965 год

Жизнь Ирины Константиновны всегда не давала кому-то покоя. Менялись времена, но не люди. Зависть была и будет всегда.

И от нее у Скобцевой была и оставалась только одна защита.

То единственное и настоящее, ради чего имеет смысл жить и бороться: ее семья.