А. Краско. Фото из открытых источников Добавьте описание
К актерскому дару Андрея Краско не подходят слова типа «гениальный», но таких как он у нас еще не было – это точно. Он — абсолютно самобытный актер. Кто-то очень точно сказал: «невыносимо талантлив». Недаром, начиная с 2000-х, режиссеры его, трудоголика и «алкоголика» (последнее — по признанию самого Андрея) «разрывали на части». Жаль, что он продержался в таком бешеном темпе лишь 6 лет.
Примерно за год до его смерти мы записали с Андреем по телефону большое интервью. В день рождения Андрея Краско (10.08.1957-2006) предлагаю это интервью 2005 года.
Фото с сайта А. Краско
ДРАЗНИЛИ «ДЕВЧОНОЧНИКОМ»
— Андрей, ваше поколение питерских актеров прославило Петербург, как «бандитский» город. В детстве была вероятность оказаться в числе «реальных пацанов»?
— Нет, в детстве я не был шпаной. Меня воспитывали три женщины – моя мама, тетка и бабушка, и до определенного возраста я был «маменькин сынок». Был до такой степени неподготовленным к жизни, что в первом классе у меня не получалось самостоятельно застегивать пуговицы на штанах, так как у них были чересчур тугие петли. А поскольку я ходил пИсать на большой перемене, мама специально приходила их расстегивать и застегивать… Еще я болел много.
— Короче, помучились они с вами…
— Да нет. Я всегда был, правда, упрямый, но достаточно сговорчивый. Я же говорю: я был «маменькин сынок» где-то до седьмого класса. А потом стало неудобно. Я пошел в театр юношеского творчества при Дворце пионеров, и там соответственно первый раз вина выпил, покурил с более взрослыми товарищами.
— Это был первый ваш «мужской» поступок?
— Нет, дурь… как всегда! Потом привязался к этому делу.
— Ага, дурные компании, девочки, дешевый портвешок…
— Типа того. А с девочками я с детства дружил – меня дразнили даже, что я «девчоночник». Но я на это как-то не реагировал…
Андрей в детстве. Фото из открытых источников
— Не пробовали попытать счастья в детском кино? Все-таки папа – народный артист.
— Нет-нет-нет. Мой папа (народный артист России – Иван Краско, — авт.) за меня никогда не говорил ни словечка. Помню, как-то меня приглашали в детстве, лет в пять, в какую-то театральную постановку. Там был дядька – ну умора, я его, как только увижу, сразу начинал ухахатываться, и он тоже начинал умирать со смеху. Усищи у него были какие-то невероятные! Когда меня оттуда убирали, я так рыдал, пока этот дядька не сказал: «Дайте ему пистолет! Иван потом принесет». «Дядька» этот был Ефим Захарович Копелян.
С отцом — народным артистом России Иваном Краско. Фото из открытых источников
Позже почти все, кто занимался в нашем Дворце пионеров, так или иначе, пошли по линии творческой. Из кого актеры не вышли, тот поступил на театрально-постановочный факультет. Например, один мой одноклассник сейчас работает в Кировском театре главным по машинам, другой — Вова Вардунас сценарии пишет. А я — пошел в театральный. Хотя окончил физико-математическую школу.
— Кто из актеров того времени самое сильное впечатление на вас произвел?
— Юрий Владимирович Толубеев, Павел Борисович Луспекаев и Олег Борисов – в «Оптимистической трагедии». Когда в институте мы пошли на сдачу спектакля «Тихий Дон», я подумал: ну какой из Борисова Мелехов?! Что за чушь собачья? Но когда посмотрел спектакль, я до сих пор другого Мелехова не представляю.
— Значит, велик был Борисов?
— Олег Иванович? Да! Я с ним даже снимался в кино однажды. Он был необщительный и очень такой… строгий к артистам. Могу про него рассказать историю. Борисов играл главную роль в фильме про метро, про ленинградскую аварию и к нему привели эпизодника. Борисов сказал свою реплику, ждет ответа… Тот стоит, на него смотрит и мнется – все-таки перед ним живьем такой артист. Борисов поворачивается к режиссеру: «Человек будет свой текст говорить?» Ему шепчут: «Понимаете, Олег Иванович, просто вы для него кумир». «Пусть восхищается у телевизора или в зале! Говорить он будет? Нет? Замените!» И заменили. Ну, это, я считаю, правильно.
А. Краско в молодости. Фото с сайта А. Краско
ЗЯТЬ БРЕЖНЕВА ДОВЕЛ ДО ПСИХУШКИ
— В вашей творческой биографии значатся театры Томска и Димитровграда. Как вы там оказались?
— В Томск почти весь курс наш отправили… в подарок Лигачеву.
— Как это?
— Егор Кузьмич Лигачев решил открыть у себя в Томске Театр юного зрителя. А первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Васильевич Романов, евойный партийный дружбан, сделал ему приятное – подарил весь наш курс. Тогда же все просто было.
Между прочим, я потом никогда не жалел, что оказался в Томске — там была настоящая профессиональная закалка. За сезон я сыграл в девяти спектаклях. Чехов, Шекспир, Горький…И вообще, я считаю, актерам полезно начинать с провинции работать.
В студенческие годы. Фото с сайта А. Краско
— Первой лентой, в которой вы снялись в 1979 году, была…
— (Перебивает.) Режиссерская работа Леши Лебедева – сына Евгения Лебедева «Личное свидание». Это его был дебют, мой дебют, Наташи Акимовой и оператора Вани Багаева. Меня Леше порекомендовала Динара Асанова. Мы незадолго до этого с ней познакомились, и вообще все, что связано с кино, я от нее узнал.
Дальше я должен был сниматься у нее в «Пацанах» — в роли «плохого» преподавателя. Но меня взяли в армию… внезапно.
— Не поздновато ли было в армию?
— Поздновато – мне тогда уже к 27 годам подбиралось. Как потом оказалось, попал я туда «благодаря» зятю Брежнева – генералу МВД Чурбанову.
— ?!
— В питерском театре имени Ленинского комсомола, где я тогда служил, шел спектакль «Кукарача» по повести Нодара Думбадзе. Я играл милиционера Кукарачу. А поскольку уже лет 20 ничего, кроме Анискина, про милицейскую жизнь не ставилось, Чурбанов дал распоряжение своим замам посмотреть спектакль и доложить, что они и сделали. Так появился приказ за его подписью, где очень смешно было написано: «Образ участкового Орджоникидзевского райотдела милиции города Тбилиси Георгия Тушурашвили по прозвищу Кукарача (в скобках — А. Краско) не соответствует моральному облику советского милиционера, его поступки не отвечают нормам поведения бойцов правопорядка».
В спектакле «Кукарача». Фото с сайта А. Краско
В общем, я крайний оказался – Думбадзе они ничего не могли сделать, а меня быстро взяли «под ружье» и отправили в строевую часть на Крайний Север, хотя меня «брали» четыре армейских ансамбля в Питере и спортрота. Даже «дурдом» не помог.
— А туда-то вы как попали?
— Первый раз я попал еще в институте когда учился – из-за депрессии. Просто я развелся с первой женой, ну и… После этого я имел право на психиатрическую экспертизу, и меня засунули в больницу. Врачи написали заключение: «склонен к депрессиям — категорически не рекомендуется для призыва в армию в этом году». Но тогда брали всех. Это был 1983 год – в разгаре Афган, Ливан начинался…
Пока я был в армии, умер Геннадий Михайлович Опорков – главный режиссер театра, который меня брал, умерла Динара Асанова, которая, как я потом узнал из ее книжки, планировала меня снять в трех или четырех своих картинах.
Фото из открытых источников
«БОМБИЛ», ГОНЯЛ ИЗ ВЛАДИВОСТОКА ВАГОНЫ С ШИРПОТРЕБОМ
— Расскажите, чем занимались в лихие девяностые — в период безролья?
— Меня в течение 12 лет не брали ни в один театр. Да и работы как таковой не было ни в кино, ни на телевидении. Все так жили, не я один. «Бомбил» на тачке, продавал книжки, куртки шил, вел дискотеки… И честно скажу: я об этом совершенно не жалею. Это же колоссальный жизненный опыт!
— Говорят, еще вы цемент месили на кладбище.
— Цветники на могилах делал, оградки. На кладбище это называется «работать негром». Есть же надо было. А там деньги давали сразу – от выработки. Каждый день хватало и на водку, и на жизнь.
Еще был интересный момент в моей жизни, в период безденежья, когда в начале 1990-х приятель подписал меня поехать во Владивосток – гонять в Питер вагоны с ширпотребом. Там оказались очень умные ребята – они пустили по кабельному телевидению два моих кино, в результате, куда бы я ни приходил, меня узнавали и многие вопросы решались. Я приходил «на стрелку» с презентами – в большой сумке джинсы, куртка, кроссовки, палка копченой колбасы, бутылка шампанского и сумма денег. Если переговоры проходили успешно — «без сумки», и вагон шел, все ее содержимое я мог оставлять себе. Обычно так и было.
Фото с сайта А. Краско
— Слышал, что вас не брали в театры из-за вспыльчивого характера.
— Я не скандалист, просто я себе позволял говорить такие вещи, которые другие боялись говорить. Вот и все. Например, на открытом комсомольском собрании очень долго рассуждали о том, что надо поднимать идейный уровень спектаклей, совершенствовать профессиональное мастерство. Я встал и спросил: «Скажите, пожалуйста, как вы собираетесь поднимать идейный уровень спектакля «Гамлет»? А профессиональное мастерство зависит от таланта. Талант или есть, или нет — и ни хера не будет». Конечно, все присутствующие на собрании партийные деятели просто офигели. После этого Геннадий Михайлович Опорков меня навсегда освободил от всех собраний в театре.
Для меня неважно, какую должность человек занимает. Если он сделал подлый поступок, я ему об этом говорю. Или, скажем, такой случай. В Ленкоме меня срочно вводили в спектакль «Роман и Юлька» — на роль Романа, за четыре репетиции. В день первого спектакля я пришел к администратору, попросил два места — для маменьки и ее подружки. Нет, ответил он, надо заказывать, как положено, за два дня. Тогда я прямо у него в кабинете снял костюмчик, в котором только что репетировал, положил ему на стол и сказал: «Вот ты и будешь играть». И пошел прочь из театра.
— Чем все закончилось?
— (Смеется.) Догонял не только он — там вся дирекция бежала во главе с директором.
— Это правда, что много лет назад вы оказались в состоянии клинической смерти?
— Комок страстей, Шекспир. Девушка, ревность — и, как итог, кухонный нож. Эта история была году в 1990-ом. Я просто умер на четыре минуты.
— Ничего себе! Не расскажите, что там произошло, из-за чего?
— Не-а.
— Грустная история.
— Как сказать – грустная? Зато на той стороне побывал.
— И как впечатления?
— У меня была темнота, а впереди свет, и мысль свербит: «все успел сделать или не все?» Хорошо помню ощущение: еще один шаг и там уже никаких проблем. Ни-че-го. Только спокойствие и тишина… Мне повезло – в больнице оказались из Афгана военные хирурги, они вытащили меня с того света.
С М. Пореченковым в сериале «Агент национальной безопасности». Фото с сайта А. Краско
«ВСТРЕТИЛСЯ С ДЕВУШКОЙ И – ВЫШЕЛ ИЗ ДЕПРЕССИИ»
— Популярность к вам пришла после фильма «Агент национальной безопасности». Правда, что в тот момент не было денег, чтобы поехать на съемку?
— Ну да. Когда звонили со студии, я спрашивал: «А жетоны туда и обратно оплатите?» Зашел к соседям, взял денег на метро. Собственно, «Агент» так и начинался. Между прочим, роль Андрюхи Краснова была написана сценаристами специально для меня. Игорь Агеев учился со мной в институте на курсе параллельно. А с Вовой Вардунасом мы знакомы с пяти лет: дружили, по стройкам и помойкам бегали… Так что со второй серии играл в «Агенте…» и в тридцати пяти сериях присутствую, прижился.
— Сразу поклонницы появились?
— У меня первые поклонницы еще в Томском театре появились. Там в городе было три кинотеатра, два театра и штук шесть ресторанов. Вечером мы давали спектакль, а потом давали шороху в увеселительных заведениях. Поэтому одни нас знали по кабакам, другие по театру, но знал весь город. Там были всякие поклонницы и… сумасшедшие тоже.
А сейчас меня любят в основном домохозяйки. Особенно за “Агента”. Может, такого же мужа, как я, хотят?(Смеется.) А вот за «Блокпост» очень любит ОМОН и СОБР. Там я — свой человек.
В фильме «Блокпост»
В фильме «Гибель империи», 2005 год
— Можете описать что за человек Андрей Краско? По своим ощущениям.
— Я достаточно терпеливый, можно сказать, меланхоличный человек. Обидчивый, отходчивый, но если меня допечь, бывает страшно — могу взорваться по полной программе. Вот Серега Гармаш, когда в первый раз меня увидел в таком состоянии, сказал, что ни слов таких не слышал, ни глаз таких не видел и вообще не ожидал, что такое может быть.
— Что там случилось?
— Достали меня просто около съемочной площадки.
— А вредные привычки у вас есть?
— Сколько угодно! Курю. Если начинаю выпивать, то очень много.
— Ваш сосед по дачному участку Михаил Сергеевич Боярский рассказывал, что, начиная веселье в одном городе, никогда не знал, в каком продолжит…
— Я знаю историю, как однажды ему из Москвы позвонили домой «мушкетеры»: мол, мы тут встретились, сидим… Он сказал жене, что пошел за сигаретами и через два с половиной часа сидел с ними за столом. Я был свидетелем случая, когда он в семь часов утра (а в то время продавали спиртное с двух дня до одиннадцати вечера) нашел четыре литра спирта, не выходя из гостиницы. Там шел милицейский съезд, а после вся милиция собралась отмечать это дело. Миша сказал: «Нет, ребята, я сегодня с вами выпивать не буду. Мне просто надо». И милиционеры все собрали, что у них было, и принесли ему.
— В вашей жизни бывали приключения из этой серии?
— Я только что вам рассказал. Мы с Михаил Сергеичем были тогда вместе. Это случилось на съемках фильма «Дон Сезар де Базан».
Редкий кадр. М. Боярский и А. Краско в фильме «Дон Сезар де Базан», 1989 год. Фото с сайта А. Краско
— Интересно, какой вы в состоянии гулянки?
— Поскольку гулянка всегда длится несколько суток, сначала веселый, потом мрачный, а потом мертвый практически. Я – запойный. Я даже по телевизору сказал, что я — алкоголик. Просто есть алкоголики, которые не пьют в силу разных причин. Например, из-за работы. Вот я же не пью, когда работаю.
— Диагноз «Склонен к депрессиям» — это правда?
— Бывает иногда… Раз двенадцать в год по неделе. Но я, скорее, «русский оптимист», знаете? Когда очень плохо, не расстраиваюсь – наверняка будет еще хуже. А из депрессии выхожу так: встретился с любимой девушкой – и вышел.
— Если эта девушка не помогла, то к другой?
— Да нет, я не ловелас, хотя женщин очень люблю. Я не могу так – день встретились и разбежались. Как-то меня тянет на более длительные отношения всегда.
На съемках сериала «Ликвидация». 2006 год. Кадр, который так и не вошел в фильм
«ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК» — НЕ ПРОФЕССИЯ
— Вы много снимаетесь, но не замечены в любовных мелодрамах.
— Какой же из меня герой-любовник? Да никто и не предлагает. Мне обычно предлагают очень суровых людей играть или наоборот – комические дуэты. Хотя лично мне отрицательных героев играть интереснее.
— Ваше мнение по поводу классического противостояния «питерские-московские актеры».
— Хорошие артисты – не важно, откуда они – всегда договорятся между собой. У меня в этом плане проблем не было никогда. Понимаете, когда человек работает грамотно, профессионально, быстро, какие конфликты могут возникнуть? Как говорил мой учитель, «Хороший человек – это не профессия!» С хорошим человеком приятно посидеть, поговорить, на рыбалку съездить, водочки выпить. Я люблю работать с профессиональными людьми.
— Андрей, и последний вопрос. У вас есть роль, о которой вы мечтаете? Как раньше говорили, «сыграть Гамлета и умереть»…
— Сразу отвечаю: играть Гамлета я никогда не хотел. Хотел сыграть Лопахина в «Вишневом саде», очень хотел сыграть Зилова в «Утиной охоте». Но уже поздно по возрасту. А что касается перспективы, то есть одна роль, которую я очень хочу сыграть. Но я человек суеверный – у меня еще есть надежда. Открою секрет: это роль в классическом произведении по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Но не Раскольникова.
— Но и не старуху-процентщицу?
— Топор… Шутка.
Могила Андрея Краско на Комаровском кладбище. Фото из открытых источников