Пьеса «Ирония судьбы или с легким паром» была написала Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским в 1969 году, и какое-то время успешно шла в московских театрах. Фильм снят очень близко к тексту, но некоторые отличия все же присутствуют.
В тексте пьесы есть ВЕДУЩИЙ, который периодически появляется, сообщает зрителям некоторые факты и беседует с героями. Например, что каждый Новый Год — это шаг к роковой черте. Или что Лукашин — социально опасный тип, искатель приключений. А потом ведущий как бы вызывает Наде такси, когда она едет за билетом для Жени.
В тексте пьесы упоминается фамилия Паши — Судаков. Маме Жени, по пьесе, лет 60, но выглядит она «достаточно молодо». Любови Ивановне Добржанской в 1975 году исполнилось 70 лет. Гале 23 года и она «прелесть какая хорошенькая«. Ольге Науменко было 26. А вот Надя — «милая, но красивой не назовешь«. Позже героиня скажет, что ей 32 года (в фильме 34). Таким образом, Лукашин старше бывшей невесты на 12 лет. В фильме Галя отказывается идти к Катанянам, а в пьесе — к Кореневым (возможно, отсылка к известному режиссеру Алексею Кореневу). В фильме герой Георгия Буркова принес водку с собой в портфеле, а в пьесе сходил куда-то и вернулся с водкой и вином. Судя по всему, ему нелегально продали алкоголь (водку без вина в бане не отпускали — конец года, нужно выполнять планы). Вероятно, такой эпизод исключили по цензурным соображениям.
Героя Готлиба Ронинсона в пьесе нет. Замечательную сценку с ним Рязанов придумал специально для экранизации.
Когда Надя пришла к себе домой и обнаружила Лукашина, она закурила и пустила дым в лицо Жене. А вот Лукашин, проснувшись, произносит загадочную фразу, что живет в этой квартире УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ. Но ведь в фильме основной упор сделан на то, что герои только что переехали и поэтому Женя не заметил беспорядка. Еще любопытная деталь: в пьесе Лукашин и Надя живут в квартире номер 3, а не 12. Стало быть, чуть ли не на первом этаже.
Иполлит описан в пьесе, как дородный мужчина лет сорока. Юрию Яковлеву было уже 47. Выгнав Лукашина, Иполлит сделал-таки Наде предложение, а она ему ОТКАЗАЛА. С формулировкой, что не может так скоропалительно и должна привыкнуть. Хотя и влюблена в Иполлита по уши. А вот в фильме Надя «с удовольствием» смотрит на то, чтобы покончить с холостым положением. Потом Лукашин вернулся, и когда Надя отдала ему 15 рублей, попытался ее поцеловать. В пьесе этого нет, и бегство Иполлита в фильме выглядит логичнее.
Подруга Нади — Таня описана как «толстенькая хохотушка». Но Лия Ахеджакова, которая ее играла, достаточно худенькая.
Надя уезжает на вокзал за билетом, но приходит ее мама Ольга Николаевна. Увидев Лукашина, она угрожает, что вернутся Надя и Иполлит, и они втроем арестуют вора. Тогда Женя заявляет ей, что Иполлит не вернется — он расправился с противником с помощью бритвы! Но надина мама неожиданно верит и теряет сознание — она ведь считает Лукашина домушником. Потом приходит в себя, понимает, что непрошенный гость шутит и просит налить ей валокордин. Женя меряет маме Нади пульс, советует принимать резерпин и даже выписывает рецепт. А потом признается, что Надя ему нравится.
Кстати вы помните, что Женина мама хотела ехать за Галей и привезти ее, чтобы помирить? Это потому что в квартире у Гали не было телефона.
Вот такие интересные отличия фильма от книги.