«Увидев коллег по «Ленкому», Коля заплакал. Он понимал: произошло непоправимое». Две жизни и завещание Николая Караченцова

27 октября народному артисту РСФСР Николаю Караченцову (1944-2018) могло бы исполниться 80 лет

Николай Караченцов. Фото из открытых источников

Николай Караченцов. Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Пятнадцать лет назад мы с фотографом Львом Шерстенниковым приехали к Николаю Караченцову и Людмиле Поргиной домой – редакция одного глянцевого журнала решила их сделать героями рубрики «Семейный фотоальбом». Пока коллега с хозяйкой разбирали в гостиной сотни семейных фотографий, мы с Караченцовым сидели на кухне. Он курил, а я пытался понять, как сказалась на нем злосчастная авария. Напомню, что тогда бульварная пресса вовсю «топтала» Поргину, обвиняя в том, что она «издевается над ничего не соображающим Петровичем».

В итоге вывод был такой: Караченцов был инвалидом, но происходящее вокруг воспринимал адекватно и соображал прекрасно. Это следовало из общения, из его реакций. Из диалогов с ним, где «переводчиком» (говорил он действительно неважно) была его супруга. Из такого показательного для журналиста факта. На прощанье Николай Петрович собственноручно подписал свою книгу «Корабль плывет».

«Андрей, — написал он твердым, почти каллиграфическим почерком. — Удачи! Счастья! Добра! Н. Караченцов. 9 декабря 2009». И расписался.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Н. Караченцов и его роли

Н. Караченцов и его роли

«МАМА В БАЛЕТ НЕ ПУСТИЛА»

«Моя биография укладывается в полстранички, — скромничал Николай Петрович в одном из интервью на пике своей популярности. — После школы поступил в театральный институт. Закончил с красным дипломом и сразу попал в мой родной театр «Ленком», в котором и служу по настоящее время».

На самом деле, конечно, его биография заслуживает более масштабного повествования.

Николай Караченцов появился на свет 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах — в семье художника-графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Его отец был членом Союза художников СССР, работал в журнале «Огонек», а мама, окончив ГИТИС, со временем стала востребованным постановщиком — ставила балеты в крупнейших театрах России (в том числе в Большом) и за рубежом.

Как вспоминал Караченцов, родители довольно быстро «интеллигентно, без выяснения отношений» развелись, он остался жить с матерью, которая, впрочем, не препятствовала его общению с отцом. «Папа к нам приходил, мама легко меня отпускала к нему».

Николай в детстве. Фото из открытых источников

Николай в детстве. Фото из открытых источников

В юности. Фото из открытых источников

В юности. Фото из открытых источников

Так получилось, что с малых лет мальчик ничего не видел кроме… балета. Сначала (поскольку оставить было не с кем) Янина Евгеньевна брала его с собой на занятия в ГИТИС, затем – на репетиции. И «закулисный ребенок» влюбился в грацию танца.

«Я был болен танцем до безумия, — признавался годы спустя Караченцов. – Я видел себя только на сцене Большого театра. И считал, что танцовщик – это самое лучшее, чем должен заниматься мужчина. Ничего другого, кроме балета, я в своей жизни не представлял».

Однако мама, а она была категоричным и властным человеком, сына «в балет не пустила», объяснив это тем, что насмотрелась на множество несчастных сломанных судеб танцовщиков. И Коля послушался – потому что «мамочку любил патологически и боготворил». Он с головой погрузился в занятия, подходящие для его неистощимой энергии – активно занимался спортом, штудировал немецкий язык и, несмотря на то, что мама часто была в загранкомандировках, и он был предоставлен сам себе, — прилежно учился, «ходил в круглых отличниках».

Только в старших классах Караченцов всерьез увлекся театром – посещал не только самодеятельную студию при Центральном детском театре, но и студию Дома кино. В первой он сыграл свою первую главную роль – Скапена в спектакле «Плутни Скапена», во второй – бандита по кличке Глухарь («Два цвета»).

«Такой же спектакль шел в «Современнике», где ту же роль играл Евгений Евстигнеев», — с гордостью вспоминал Караченцов в своей книге «Корабль плывет».

В юности. Фото из открытых источников

В юности. Фото из открытых источников

«КОЛЯ ОДАРЕН ОТ БОГА»

О том, что решил стать актером, Николай признался маме, только когда дошел до третьего тура Школы-студии МХАТ. До этого сам сомневался: предпочтительнее выглядел иняз. А когда начал сдавать экзамены, завелся. Решил: даже если провалится, «зубами начнет цепляться», но не покинет эти стены. И действительно был близок к провалу — отрывок из романа Бориса Горбатова «Донбасс» и басня Крылова «Крестьянин и медведь» в его исполнении особого впечатления на приемную комиссию не произвели. Но в несостоявшемся танцовщике что-то рассмотрел легендарный театральный педагог Виктор Карлович Монюков, который в итоге и взял юношу на свой курс.

«Я трудно поступал в институт. Чуть не вылетел из абитуриентов. Месяц пробыл вольнослушателем, потом меня перевели в «основной состав», — честно признавался Караченцов.

Тем не менее, уже на втором курсе он стал одним из лучших, с большим успехом играл Милославского в пьесе Булгакова «Иван Васильевич» и других студенческих постановках. Тогда же увлекся вокалом, освоил семиструнную, затем шестиструнную гитару. Причем, начинал с полублатных песен… Позже Николай Петрович вспоминал как Владимир Высоцкий (к тому времени уже закончивший Школу-студию МХАТ), запершись в одной из аудиторий, ему, «сопляку-первокурснику», в течение полутора часов «показывал всякие заходы игры на гитаре».

Многие потом вспоминали: Караченцов в студенческие годы был всеяден и неутомим – до поздней ночи мог репетировать, придумывать, петь, играть, фехтовать, танцевать…

«У нас был предмет «танец», мы занимались им все четыре года, — рассказывал друг и однокурсник Караченцова народный артист РСФСР Евгений Киндинов. — Я помню, как все наши однокурсницы (и мы, мальчишки, в этом смысле очень обижались на Колю) хотели репетировать и выступать на экзаменах по танцу только с ним, потому что он был лучше всех: пластичен, гибок, очень музыкален. «Я не хочу с тобой, хочу с Колей». Коля, конечно, одарен от бога. Это человек общительный, он не был внутри себя. Он умел радоваться тому, что происходит с нами, с товарищами на курсе, хохотал, был очень заводной, шутливый. Время общения было веселым».

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Со своей однокурсницей. Фото из открытых источников

Со своей однокурсницей. Фото из открытых источников

«ТИЛЬ» ПРОИЗВЕЛ В МОСКВЕ ЭФФЕКТ РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ»

В итоге Николай Караченцов окончил вуз с красным дипломом, и в том же 1967 году оказался в театре имени Ленинского комсомола. Кстати, оказался совершенно случайно. Дело в том, что обычно выпускники Школы-студии автоматически распределялись во МХАТ. Но из-за кадровой чехарды, связанной с уходом главного режиссера Анатолия Эфроса, в «Ленкоме» случился недобор артистов. И руководство МХАТа, нарушив многолетнюю традицию, «в виде беспрецедентного исключения» направило десять лучших выпускников, включая Караченцова, в театр имени Ленинского комсомола.

Попади молодой актер во МХАТ, который в те годы считался «кладбищем талантов» и где даже известные артисты годами выходили в массовке, еще неизвестно, как сложилась бы творческая судьба Караченцова. Но Ленком волшебным образом оказался Его театром.

Первым судьбоносным для Караченцова стал спектакль «Автоград-21», поставленный новым главным режиссером театра Марком Захаровым в 1973 году. Там в небольшой роли уже был виден его актерский потенциал: бешеный темперамент, харизма, органика, пластичность, музыкальность. Поэтому уже в следующей своей работе – спектакле «Тиль» (по пьесе Григория Горина) — Захаров, не раздумывая, отдал Караченцову главную роль.

"Тиль", 1974 год

«Тиль», 1974 год

Н. Караченцов в роли Тиля Уленшпигеля. Фото из открытых источников

Н. Караченцов в роли Тиля Уленшпигеля. Фото из открытых источников

Сегодня такое трудно представить, но в советские годы можно было «проснуться знаменитым» не только после фильма, который увидели миллионы, а после успешной театральной постановки! Именно это и произошло с исполнителем роли Тиля.

Хорошо помню, как на этот спектакль в 1970-е годы ломилась вся театральная Москва. Зал – битком, билетов — не достать… «Там какой-то Караченцов…»

И все, кто видел его Тиля Уленшпигеля, пели дифирамбы молодому, никому неизвестному артисту, который «умирал на сцене», пел, делал невероятные акробатические трюки. «Казалось, он не доживет до финала, — так выкладывался».

Показательный эпизод произошел уже на следующий день после премьеры. Марк Захаров пришел в театр и не увидел в фойе портрет Николая Караченцова. Его украли девочки-поклонницы. «Я понял – Николай Петрович стал знаменитым», — потом в своей книге написал режиссер.

«Тиль» произвел в Москве эффект разорвавшейся бомбы. Это, вероятно, главный спектакль в моей жизни… С этого дня начался мой настоящий театр», — так охарактеризовал эту постановку сам Караченцов.

При этом свои собственные заслуги и таланты он оценивал довольно скромно: «Начнем с того, что я не герой-любовник. В «Ленкоме» я оказался в этом амплуа благодаря рискованному характеру Марка Анатольевича, и, я не знаю… звезды так встали. Скорее, я считаюсь универсальным артистом. Точнее, мне бы хотелось, чтоб это было именно так».

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

«БОЯЛАСЬ, ЧТО СОЙДУ С УМА»

Николай Караченцов и Людмила Поргина познакомились в театре. Людмила в «Ленком» попала по распределению, а Караченцов уже шесть лет был в труппе.

«Я пришла смотреть спектакль «Музыка на 11 этаже», — рассказывала автору этих строк Людмила Андреевна. — И вдруг на сцену выскочило нечто орущее, лохматое, с выпученными глазами, вот с та-а-кущими зубами… (Смеется.) Но с какой-то совершенно непонятной, сумасшедшей энергетикой! Меня как будто волной накрыло горячей. Помню, подняла голову, посмотрела на нашу огромную театральную люстру и подумала: «Если он не будет моим мужем, повешусь на этой люстре!» Когда я видела Колю на репетициях, я просто «умирала», прятала лицо, чтобы он не мог этого прочитать по моим глазам. При этом чувствовала, что тоже ему нравлюсь. И до того дня, когда мы раскрылись друг другу в наших чувствах, прошло месяцев десять. Вечность!»

Объяснение произошло на гастролях «Ленкома» в Ленинграде. Как-то после спектакля актеры собрались в гостиничном номере Людмилы – пили шампанское, пели песни под гитару… А когда все стали уходить, она ему шепнула: «Коля, а ты останься». И первая призналась в своих чувствах.

Как она потом объяснила, «потому что мочи терпеть больше не было» – боялась, что сойдет с ума. Знала, что Караченцов не найдет в себе силы признаться первым. Поскольку она — красавица, замужем, муж возит на мерседесе. «Но какой там муж – все сразу померкло!»

Николай и Людмила. Фото из открытых источников

Николай и Людмила. Фото из открытых источников

Людмила Поргина: «Мы потом часто вспоминали с Колей первые наши встречи, как мы тайком целовались, от всех прятались. В театре о нашем романе узнали случайно. Одна из актрис однажды увидела нас целующимися на Садовом кольце. И об этом узнали все! Стали называть Ромео и Джульеттой…

Коля меня спросил «Выйдешь за меня замуж?» «Конечно», — ответила я. Тут же все рассказала мужу, за что он меня нещадно избил, а рука у него тяжелая была. Я собрала вещи, ушла и подала на развод. Мы поженились 1 августа 1975-го.

Жили сначала у моих родителей, потом в коммуналке. Временами по уши в долгах, иногда из еды был только хлеб один. Но жили мы весело. Мы же тогда вообще ночами не спали. Спектакли, репетиции, гастроли… Почти после каждого спектакля собирали друзей у себя дома – гуляли, танцевали, пели песни. Утром — глаза протерли, под холодный душ и опять все по новой. Заводила Коля был жуткий, его энергии хватило бы человек на сто.

В свой день рождения я просыпалась вся в розах, и во всех комнатах были разложены подарки. А летом он мне дарил мои любимые пионы либо полевые васильки и ромашки, которые я тоже люблю безумно. Бывало, приду домой, а он все вазы цветами заставит…. Коля носил меня на руках, так баловал. Я засыпала, улыбаясь, и просыпалась улыбаясь…»

1 августа 1975 года. Фото из открытых источников

1 августа 1975 года. Фото из открытых источников

С сыном Андреем. Фото из открытых источников

С сыном Андреем. Фото из открытых источников

«НА «МОСФИЛЬМЕ» РАССМАТРИВАЛСЯ КАК УГОЛОВНИК»

Так совпало, что одновременно с женитьбой в жизнь Николая Караченцова пришло большое кино.

Он начал сниматься еще в конце 1960-х, но отсчет своих киноролей вел с психологической драмы Виталия Мельникова «Старший сын» (по пьесе А. Вампилова), где они на пару с гениальным Евгением Леоновым сыграли отца и сына. Кстати, к кино Николай Петрович долго относился снисходительно, соглашаясь на съемки, всегда добавлял: «Исключительно в свободное от театра время». Почему-то первое время был уверен, что режиссеры сомневаются в его киногеничности, поэтому предлагают «странные роли».

«Еще на «Ленфильме», — как-то откровенничал актер, — меня могли снимать в положительных ролях, а на «Мосфильме» я рассматривался исключительно как уголовник».

В фильме "И снова май!", 1968 год

В фильме «И снова май!», 1968 год

В фильме "Пир во время чумы", 1974 год

В фильме «Пир во время чумы», 1974 год

В драме "Старший сын", 1975 год

В драме «Старший сын», 1975 год

Только после «Старшего сына» (1975) режиссеры, что называется, разглядели его яркую индивидуальность. И с этого момента Караченцова буквально стали «рвать на части»: играя по 20 и более спектаклей в месяц, он активно снимался, ездил по стране с концертами, озвучивал фильмы и мультфильмы, записывал песни.

Начиная с середины 1970-х Караченцов – один из самых снимаемых актеров СССР. «Собака на сене» (1977), «Приключения Электроника» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Белые росы» (1983), «Батальоны просят огня» (1985), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Львиная доля» (2001)… Всего – более 100 ролей.

Причем, работоспособность и всеядность у Николая Петровича была фантастическая. Он снимался в комедиях, драмах, боевиках, детективах, музыкальных и детских картинах. В них он пел, танцевал, очаровывал красавиц, воевал, исполнял каскадерские трюки — скакал на лошади, дрался, фехтовал… Кроме того, Караченцов подарил свой голос с хрипотцой знаменитому французскому актеру Жану-Полю Бельмондо – озвучил его аж в 10 картинах.

«Артист должен быть голодным. Как только кто-то скажет, что сыграл все, что хотел, — это конец», — так объяснял Караченцов свою «жадность до работы».

Любопытно, что сам он больше всего любил свои фильмы «Старший сын», «Собака на сене», где он впервые запел с экрана, «Человек с бульвара Капуцинов» (там он познакомился с Андреем Мироновым) и «Львиная доля», в котором у него очень необычная роль – капитан-алкаш по фамилии… Резанов.

В фильме "Собака на сене", 1977 год

В фильме «Собака на сене», 1977 год

"Приключения Электроника", 1979 год

«Приключения Электроника», 1979 год

"Благочестивая Марта", 1980 год

«Благочестивая Марта», 1980 год

С А. Мироновым в фильме "Человек с бульвара Капуцинов", 1987 год

С А. Мироновым в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год

«Тиль», затем рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976), где Караченцов сыграл сразу две роли — Главаря рейнджеров и Смерть, и, конечно, фильмы принесли ему невероятную популярность. И как следствие – огромную армию поклонниц.

«Мы тогда жили на 16 этаже, а они — на чердаке, — вспоминала Людмила Поргина. — По ночам эти девушки пели песни из «Юноны», писали стихи и признания в любви на стенах — огромными буквами. На улице его поджидали толпами. А писем сколько писали! «Коля, будь со мной». «Мне без тебя не жить…» Каждую неделю мы получали письма с фотографиями, которые начинались словами «Здравствуй, папа! Я – твой сынок…» Все это началось с «Тиля» и все тридцать лет продолжалось без «антракта».

«И я этих девушек, — продолжала она, — прекрасно понимаю. Думаю, одно из главных Колиных магнетических качеств – сильное мужское начало. Обратите внимание, он сыграл более ста ролей в кино, несколько десятков – на сцене, и среди них нет ни одного отрицательного образа. Мысль использовать Караченцова как злодея режиссером в голову не приходила. Даже когда он сыграл гангстера Урри в «Приключениях Электроника», его злодей получился таким обаяшкой! Никогда не забуду, как после выхода этого фильма к нам прямо домой приходили пионеры с просьбой, чтобы «Урри» пришел к ним на пионерскую линейку. Умоляли: «Пожалуйста, Николай Петрович!»

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

«ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ» «ЮНОНЫ И АВОСЬ»

Настоящей вершиной театральной карьеры Николая Караченцова стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского), поставленной Марком Захаровым в 1981 году.

Сейчас мало кто помнит, что эту легендарную постановку, ставшую визитной карточкой «Ленкома», перед самой премьерой запретили. Цензоры усмотрели в ней «идеологическую диверсию», и многочисленные походы Захарова, Вознесенского и Рыбникова по высоким инстанциям успехом не увенчались.

«И тогда, — вспоминал поэт Андрей Вознесенский, — Марк Захаров сказал нам с композитором Алексеем Рыбниковым: «Поехали. Есть последний адресок. Авось поможет». Такси затормозило у Елоховского собора. Мы поставили свечки перед иконой Казанской Божьей Матери, как-никак воспеваемой в нашем спектакле. Я купил три её образка и отвез в театр, отдав Караченцову, Абдулову и Шаниной. Может быть, Марк Захаров и звонил кому-нибудь ночью, не знаю. Но утром «Юнону» разрешили».

А. Рыбников, М. Захаров, А. Вознесенский и Н. Караченцов - соавторы "Юноны и Авось". Фото из открытых источников

А. Рыбников, М. Захаров, А. Вознесенский и Н. Караченцов — соавторы «Юноны и Авось». Фото из открытых источников

"Юнона и Авось", 1983 год

«Юнона и Авось», 1983 год

Людмила Поргина: «Как-то у Коли спросили: «Какой самый счастливый день в вашей жизни?» И он говорит: «Премьера спектакля «Юнона и Авось»… В день премьеры театр был оцеплен конной милицией, но, тем не менее, сломали двери в театре, вынесли все Колины фотографии, он долго не мог выйти на улицу, потому что стояла толпа и орала: «Николай! Николай!»… Потом Нью-Йорк и Париж лежали у его ног. Помню, Пьер Карден стоял перед ним на коленях, после каждого спектакля целовал ему руку. А поймав мой недоуменный взгляд, объяснил: «Люси, вы ни о чем таком не подумайте. Я преклоняюсь перед талантом…» Публика просто неистовствовала».

Трагическая история любви российского путешественника и дочери испанского губернатора Калифорнии сделала Караченцова настоящей звездой. В течение почти четверти века Николай Петрович играл роль графа Резанова и неизменно в момент исполнения им арии «Ты меня на рассвете разбудишь…» в мертвой тишине зала были слышны еле сдерживаемые всхлипывания зрителей, а на его глазах появлялись слезы.

С Е. Шаниной в рок-опере "Юнона и Авось", 1981 год

С Е. Шаниной в рок-опере «Юнона и Авось», 1981 год

ЛЮДИ КРИЧАЛИ: «ЖИВОЙ! ПЕТРОВИЧ!»

Поклонники актера были уверены, что впереди еще много таких спектаклей, ярких киноролей. Но все перечеркнула злосчастная авария в феврале 2005 года.

«Я очень боюсь узнать, что со мной будет впереди, — признался Николай Петрович журналистам незадолго до трагедии. — Господь Бог не любит предсказаний, я знаю. Больше всего я боюсь нездоровья, немощи, боюсь не успеть сыграть то, что хочу сыграть».

В ночь с 27 на 28 февраля в семье Караченцовых случилась беда: после тяжелой болезни скончалась мама Людмилы, любимая теща Николая Петровича Надежда Степановна. Узнав об этом от супруги, Караченцов тут же сел в машину и помчался с подмосковной дачи в Москву. Дорога была скользкая, в районе Мичуринского проспекта на огромной скорости машину занесло. В результате — страшная авария.

Когда Караченцова привезли в ближайшую больницу, выяснилось: у него перелом свода черепа, закрытая черепно-мозговая травма, сломаны ребра. «Он чудом остался жив», — скажет потом знаменитый нейрохирург Владимир Крылов. Николаю Петровичу экстренно сделали трепанацию черепа, а также операцию на головном мозге. На следующий день его, так и не пришедшего в сознание, перевезли в институт Склифосовского. 28 дней комы, 10 операций.

Людмила Поргина: «У Коли были травмы, не совместимые с жизнью. Ничего не работало – только сердце. Потом долгие мучительные дни комы. Я ему читала псалтырь, пела, сообщала о том, какие у меня новый цвет волос, новая кофточка, туфли, сапоги, которые я купила для него – любимого и дорогого… А передо мной лежал практически труп. Какое было счастье, когда у него пошевелился один пальчик! Когда он открыл один глаз, затем второй! Был вес — минус 27 килограммов, кожа и кости. Не ходил, да и сидеть-то не мог. Не глотал, ел через шунт, передвигался только на каталке. А потом, только сделал шаг, второй — остановить его было невозможно. Он ходил, ходил, ходил… Три месяца сказать ничего не мог. А потом как-то медсестра его спросила: «Вы хотите спать?» Он сказал «да». И она «упала», бедная».

«Когда Люда разрешила его навестить, — писал друг Караченцова журналист «МК» Петр Спектор, — мы приехали в «Склиф» вместе с ленкомовскими артистами Борисом Чунаевым и Станиславом Житаревым, четверть века делившими с Колей одну гримерку. Коля после комы и сложнейших операций уже сам передвигался по палате. Вышли на балкон, закурили его любимую «Приму». Коля заплакал, он понимал: произошло непоправимое».

Но Людмила Андреевна сражалась за своего «Коленьку» изо всех сил. Она рассказывала, что когда впервые они вместе вышли на улицу, прохожие, увидев Караченцова, кричали: «Живой! Петрович!» Она возила его по российским клиникам, в каких-то глубинках находила чудо-докторов, хватаясь за последнюю соломинку, лечила в Израиле, Китае и Тибете. Очень помогали друзья, а зачастую совершенно незнакомые люди.

Да, к сожалению, большого чуда не произошло – вернуть прежнего Караченцова изначально было нереально, но реабилитация приносила свои плоды. Людмила Андреевна подарила ему еще 13 лет жизни, делая все, чтобы она была полноценной и насыщенной. И до последнего верила: Господь неслучайно оставил его в живых. Она водила мужа на спектакли, кинопремьеры, его любимый балет. Вела переговоры с Константином Бромбергом, чтобы он снял продолжение «Приключений Электроника» и привлек к этому проекту Караченцова. Это ее стараниями Николай Петрович в 2014 году даже снялся в эпизоде – сыграл своего героя Василия Ходаса в продолжении своего знаменитого фильма «Белые росы. Возвращение».

«Роль была без слов, — вспоминала этот трогательный момент режиссер картины Александра Бутор. — Но Николай Петрович произнес: «Это я, Маруся. Я пришел». Группа плакала. Я даже не знала, что это первое появление на киноэкране нашего любимого артиста за последние девять лет».

В фильме "Белые росы", 1983 год

В фильме «Белые росы», 1983 год

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

«КОЛЯ ПРОСИЛ ВАС НЕ ПЛАКАТЬ»

…Когда-то давно накануне какого-то юбилея Николая Петровича спросили:«Вы боитесь смерти?» Он подумал и ответил: «Смерти я боялся почему-то в детстве. А сейчас мне как-то некогда об этом думать».

В 2017 году у Караченцова была диагностирована неоперабельная раковая опухоль в левом лёгком. Лечение не помогло — 26 октября, за день до своего 74-летия Николай Петрович Караченцов скончался в реанимации 62-й онкологической больницы Москвы из-за отказа почек.

«Коля просил вас всех не плакать, — сказала на гражданской панихиде Людмила Поргина. — Он уходил очень легко и свободно. Он сказал: «Я ухожу в мир иной, который прекрасен, и оставляю здесь свою любовь». Может уйти тело. Его положат в землю. Но любовь не уйдет. И он со своей любовью тоже останется навсегда со мной, сыном, невесткой, продолжится в своих внуках. Я ему очень благодарна. Все эти 45 лет — это были солнечные, радостные дни необыкновенного счастья. Лучше человека на земле я не знаю и не видела. Купаться в радости и любви всегда прекрасно. Но грустно, когда сам этот аккумулятор погаснет. Но остается чувство огромной любви и ему от меня благодарность за то, что он был в этом мире. Спасибо!»

Прощались с звездой «Юноны и Авось» 29 октября в театре «Ленком». В тот же день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил обряд его отпевания в столичном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. Николая Караченцова похоронили на Троекуровском кладбище.

«КАРАЧЕНЦОВ… Калясик… – такой пост выложил в соцсетях коллега Караченцова Андрей Соколов. — Он был настоящим, азартным, харизматичным, классным, достойным, штучным… Снимались вместе, играли в спектакле… Когда случилась беда, о нем потихоньку стали забывать, и всё, чем он жил, дышал дальше, — это была его жена…Поначалу бурчали: зачем его таскать, тормошить, а она ему подарила еще годы жизни…

Спасибо, дорогой Петрович, за дружбу, за то, что были рядом… Спасибо, Люда, за Колю…»

Н. Караченцов и его семья. Фото из открытых источников

Н. Караченцов и его семья. Фото из открытых источников

Обложка книги Н. Караченцова "Я не ушел". Фото из открытых источников

Обложка книги Н. Караченцова «Я не ушел». Фото из открытых источников