Евдокия Германова: «Табаков был прав… Мир можно удивить только собой»

"Новые приключения янки при дворе короля Артура", 1988 год

8 ноября 65-летие отмечает одна из самых эпатажных актрис – заслуженная артистка России Евдокия Германова

Евдокия Германова. Фото из открытых источников

Евдокия Германова. Фото из открытых источников

Е. Германова. Фото из открытых источников

Е. Германова. Фото из открытых источников

Ее много лет называют «русской Джульеттой Мазиной» и «Чарли Чаплиным в юбке». Но те, кто ходит на ее спектакли, — идут конкретно «на Евдокию Германову». Потому что эту «безбашенную особу», как она сама себя называет, — по большому счету сравнивать не с кем. Разве что только с самой собой. И трагик, и клоунесса в одном лице. «Взрывоопасная смесь» и в творчестве, и в жизни. Эксцентричная, резкая, непредсказуемая.

В биографии Евдокии Германовой немало парадоксальных фактов и кажущихся сумасбродными поступков. Например, ставшая несколько лет назад достоянием общественности ее трагическая история с усыновлением детдомовского мальчика. Или история о том, как Олег Павлович Табаков по «волчьей» 33-й статье с треском выгнал свою любимую ученицу из «Табакерки», когда она, улетев в Лондон репетировать антрепризу, не явилась на свой спектакль. На два года актриса была отлучена от родного театра, чуть не стала бизнес-леди, но вернулась. И вернулась триумфально!

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Предлагаю небольшое интервью Евдокии Германовой 2015 года.

«ТАК И НЕ СТАЛА РЕВОЛЮЦИОНЕРКОЙ»

— Евдокия, после Крыма творческая среда вновь живо заинтересовалась политикой, мнения резко разделились. Интересно, вы по какую сторону баррикад?

— Нет, сейчас это не моя тема. Вот во время работы над очень острым спектаклем «БерлусПутин» у меня было некое раздвоение личности, когда я, в принципе барышня не политизированная, превратилась в «осведомленного» человека. Я там играю актрису, которая вслепую подписывает контракт и только на встрече с режиссером узнает, что она должна играть жену Путина – Людмилу Александровну. И не просто играть – а должна импровизировать, текста практически нет. Там шутовство, сатира, но получилось очень забавно! И тогда я действительно начала более-менее разбираться в политике.

Самое смешное, что параллельно я участвовала в мюзикле Лоры Квинт «Я – Эдмон Дантес» по роману Дюма, где, как известно, одна из главных тем – тема мести. Погружаясь в материал, я даже ходила в Центр Сахарова — изучала переписку Людмилы Улицкой и Михаила Ходорковского… Но, слава богу, так и не стала революционеркой. (Смеется.)

— Ничего себе «погружение»! Какая интересная аналогия: граф Монте-Кристо – Михаил Ходорковский… Думаете, будет мстить?

— Уверена, что не будет. Но… Сейчас мне вообще больше интересна психология человека, что у него в мозгах, в душе, в чувствах. Жизнь на политику тратить не хочется. Я — актриса. Я лучше стратегию гениев буду изучать, психологию творчества.

В фильме "Розыгрыш", 1976 год

В фильме «Розыгрыш», 1976 год

В фильме "Возвращение сына", 1977 год

В фильме «Возвращение сына», 1977 год

"Портрет с дождем", 1977 год

«Портрет с дождем», 1977 год

"Новые приключения янки при дворе короля Артура", 1988 год

«Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год

МОЦАРТ, СИФИЛИС И «КОНЦЕРТ ОБРЕЧЕННЫХ»

— В спектакле «Последняя ошибка Моцарта» вы играете вдову Моцарта. Вы ответили для себя на вопрос: в чем стратегия и психология этого гения?

— Во-первых, я безумно люблю музыку Моцарта. Я реву над его произведениями, но и выздоравливаю после его музыки. Она абсолютна! И стратегию Моцарта я тоже изучала.

После его смерти осталось же множество вопросов. Например, известно, что масонская ложа оплачивала Моцарту исследования, как с помощью музыки воздействовать на людей. Он до последнего бился над этой загадкой и, кстати, судя по всему, очень далеко продвинулся. Когда его спрашивали: а как вы так гениально пишете? Он отвечал: «Я просто вижу, что две ноты влюблены друг в друга…» Здорово, правда?

— И все-таки кто его убил?

— Версий много. Он же болел сифилисом, чтобы излечиться, — пил ртуть…

— Это достоверный факт?

— Абсолютно. Поэтому и не мог иметь детей. От чего он умер? Точно не Сальери его отравил. Это все Пушкин придумал. Может, от сифилиса умер, может, от чего-то еще.

И музыка могла его убить… Ведь кто-то считает, что Моцарт все-таки выполнил заказ масонской ложи, и «Концерт обреченных», который он писал, действительно существует, и на самом деле может убивать людей…

"Падение вверх", 1998 год

«Падение вверх», 1998 год

"На дне", 2000 год

«На дне», 2000 год

"Русское", 2004 год

«Русское», 2004 год

"Ищейка. Новые серии", 2023 год

«Ищейка. Новые серии», 2023 год

ИЗ-ЗА ЖАННЫ Д’АРК ЧУТЬ НЕ СОШЛА С УМА

— Наркоманка — в «Киксе», полусумасшедшая ведьма — в «Охотнике»… Очень часто ваши героини, мягко говоря, экстравагантны, с отрицательным обаянием. Вам именно такие образы интересны?

— И такие, в том числе. Главное, чтобы они не были скучными. Моя профессия счастливым образом показывает «ходы любви». И я всегда буду любить людей даже самых подлых, если их играю, я всегда буду их защищать.

Со своим учителем О. Табаковым. Фото из открытых источников

Со своим учителем О. Табаковым. Фото из открытых источников

— Вы ведь учились у Олега Павловича Табакова. Какой он вам дал самый главный урок в жизни?

— Главных уроков, которые я, может, не сразу поняла, но запомнила, было множество.

— Например.

— Например, он нас предупреждал: чем больше успехов будет у каждого из нас, тем меньше людей будет рядом с нами, которые будут радоваться нашим победам. Останутся самые преданные, настоящие. И это сбылось!

А еще я как-то, еще в студенческие годы, спросила его: «Как играть, когда всё уже переиграно? Чем можно удивить мир?» И он ответил: «Удивить мир можно только собой». Как раз в этот момент он сделал со мной дипломный спектакль по пьесе Жана Ануя «Жанна д’Арк». И Олег Павлович сказал: «Ну, давай, попытайся стать Жанной д’Арк ». И я честно попыталась. Даже в историческую библиотеку залезла, читала там выступления Жанны, когда шло над ней судилище. Но в какой-то момент погрузилась в образ слишком глубоко. Я её философию полностью приняла всерьёз. Типа, если идти до конца на самопожертвование, как она, то для тебя нет никаких пределов, запретов и препятствий. Так заигралась, короче… А подобное состояние несовместимо ни с профессией актёра, ни вообще с современной жизнью. Тогда нужно просто уходить в монастырь! Чуть с ума не сошла. Репетиции остановились…

— И что предпринял учитель?

— Табаков поставил жёсткое условие: либо ты сегодня вечером сыграешь премьеру, либо спектакля вообще не будет. Это была экстремальная ситуация. А я — человек экстремальных ситуаций, очень хорошо чувствую себя в подобной атмосфере. И вот этот странный парадокс от Табакова, что удивить мир можно только собой, воплотился во время того премьерного спектакля про Жанну.

Я не помню ни числа, ни времени года, но этот вечер родил меня как актрису. Всё, что было во мне, я именно тогда и показала. Я в тот момент стала лучшей для себя самой!

— Евдокия, сейчас вы сами преподаете актерское мастерство. Как человек, поступивший в театральный вуз с шестой попытки, можете сказать, в чем главный критерий актерского таланта?

— Я знаю точно одно: в актеры следует идти только тем, кто Богом да мамой с папой на это дело рассчитан. В противном случае это будет пожизненная каторга не только для самого горе-артиста, но и для всех окружающих.

А отличительная черта актерского таланта, на мой взгляд, – наличие «атома солнца» в человеке. Часто этот атом бывает врожденным, иногда приобретенным, но без него в нашей профессии никак. Поэтому я в своих студентов в первую очередь ищу эту живую искорку.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников