«Юнона и Авось». Главного чуда не случилось. Это же Караченцов. Он Резановым родился

Я тебя никогда не увижу...

27 июня 1981 года. Последняя репетиция перед премьерой знаменитого спектакля Театра Ленинского комсомола “Юнона и Авось”. Волнение, которое испытывали участники и постановщики этого действа, описать просто невозможно. Впрочем, не меньше волновались и зрители.

Пока актеры готовились к представлению, театралы Москвы в буквальном смысле штурмовали двери “Ленкома”. Зрители снесли двери. Приехала конная милиция. Люди без билетов уселись между рядами. Их невозможно было вывести. Марк Захаров сказал: -Оставьте их в покое. Пускай сидят на полу.

Во всех проходах сидела молодежь. У дверей театра плакали те, кто не смог достать билеты. Либо пройти как-нибудь.

После долгожданной премьеры ни одному человеку ни в зале, ни на сцене не удалось сдержать слезы. У многих не получается это сделать и сегодня.

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов на премьере "Юноны и Авось", 1981 год

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов на премьере «Юноны и Авось», 1981 год

Начало этой истории положили музыкальные импровизации Алексея Рыбникова на тему православной музыки. Марк Захаров пришел от сочинения Рыбникова в полный восторг. Тут же показал музыку Андрею Вознесенскому и предложил написать рок-оперу по “Слову о полку Игореве”. Но оказалось, что у поэта уже есть история, к которой песнопения Алексея Рыбникова подходили как нельзя лучше.

-Я не знаю, кто еще скажет про Неву: “Эту реку в мурашках простуды”. Это надо почувствовать.

Но когда этот человек написал: “Он мечтал, закусив удила, Свесть Америку и Россию. Авантюра не удалась. За попытку — спасибо”. Гениально.

Николай Караченцов.

Вот с этой гениальной поэмы все и началось. Андрей Вознесенский позвонил Николаю Караченцову и спросил разрешения прийти к ним домой и прочитать свою поэму “Авось”.

-Зачем? — удивился Николай.

-Мы с Марком Анатольевичем хотим поставить музыкальный спектакль по этому произведению.

-Давайте, приходите. Конечно.

И Андрей Вознесенский пришел и с пафосом прочитал свою поэму.

-Я ничего не понял. Как можно эту поэму поставить? Как вы это видите, — удивился Николай. -Россия, Иркутск, Сан-Франциско. Как все это можно соединить в одном? В музыкальном спектакле с пластикой, как вы говорите.

-Колька, не волнуйся. Я буду писать либретто, — успокоил Вознесенский.

В то же время Алексей Рыбников приступил к сочинению вокальных партий. На тот момент Рыбников не представлял себе, кто может воплотить образ этого маленького человека. Глыбы Резанова.

Марк Захаров тоже пребывал в раздумье. И серьезно думал пригласить Владимира Высоцкого. Но в итоге роль получил Николай Караченцов. Не зря актер был первым, кто услышал поэму Андрея Вознесенского “Авось”. В Николае было море обаяния и харизмы.

Репетиции "Юноны и Авось". Елена Шанина и Николай Караченцов. 1981 год

Репетиции «Юноны и Авось». Елена Шанина и Николай Караченцов. 1981 год

Работа шла очень трудно. Не три месяца и не полгода. А гораздо дольше. Проблема была в том, что никто, включая актеров и режиссера, не видел картину. Не видел и не понимал, что это будет такое.

Поставили декорации. Зазвучала музыка. Вышли артисты. И встали. Они не знали, как двигаться, что делать.

Не знал и Марк Захаров.

-Все свободны, — сказал он и ушел.

Его догнал Николай Караченцов: -Вы не расстраивайтесь. У меня есть друг Володя Васильев. Народный артист. Балетмейстер. Сейчас я к нему поеду, и он точно придет.

Марк Анатольевич грустно ответил: -Позвоните мне тогда. Скажите, пожалуйста. Договорились вы или нет.

Уговаривать Владимира Васильева не пришлось. С первых слов, с первых нот он проникся новой постановкой.

Постепенно, шаг за шагом, мизансцена за мизансценой, начал складываться спектакль. Полгода репетиции “Юноны и Авось” шли практически круглосуточно. Марк Захарович сказал: «Я заставлю вас жить и спать в театре. Приносите с собой раскладушки”.

Николай Караченцов вообще “прописался” в гримерке Марка Захарова. Немного спал и шел опять петь. Он пел так, что в пении участвовали не только голосовые связки, но и все тело.

-3

У Николая Караченцова замечательно было все. Но, к сожалению, это все не имело к образу графа Резанова никакого отношения.

Долгое время актера с его героем связывало только одно: имя и отчество. Резанов тоже Николай Петрович. Прошел месяц, шесть месяцев, восемь, а Караченцов все не мог найти в себе Резанова. Его характер.

Наконец он нашел СВОЕ решение. Отличное от представления режиссеров. Но он нашел в себе такого Резанова: он был убедительный, потрясающий, неожиданный.

Во время очередной репетиции Абдулов крикнул свое: «Николай! Петрович! Резанов!» Николай вышел, встал в позу. И все поняли: все. Он нашел Резанова.

Марк Захаров даже вжался в кресло и понял: идет не Караченцов, а Резанов. И понеслось! От него искры летели!

Николай Караченцов создавал ауру этого спектакля. Он держал на нервах всех: и зрителей, и коллег. Все актеры хотели подняться на ЕГО уровень. Или хотя бы приблизиться.

-4

Вот какой интересный факт. Спектакль принимали 21 числа. И это был день Казанской Божьей Матери, которой молился Резанов.

Спектакль приняли все. Им искренне восхищались не только простые зрители, но и профессионалы. С этим спектаклем артисты объездили весь мир. Пьер Карден пригласил “Юнону и Авось” в Париж.

Участники спектакля перед парижскими гастролями со словами благодарности Пьеру Кардену, 1983 год

Участники спектакля перед парижскими гастролями со словами благодарности Пьеру Кардену, 1983 год

Мирей Матье на премьере спектакля

Мирей Матье на премьере спектакля

100 спектаклей должны были дать во Франции. С таким напором, каким пел Караченцов, уже после 10-15 выступлений можно лишиться голоса. А он сделал все сто! И готов был спеть еще столько же. Для него каждый спектакль был маленькой, невероятно счастливой жизнью.

Когда он входил в гримерку, он шутил, рассказывал анекдоты. Наступал момент, когда он одевался. И все актеры из гримерки выходили.

А дальше следовали приказу Марка Захарова. К нему больше никто не подходил. Он выходил из гримерки уже Резановым. Он шел по коридору, и все прижимались к стенке.

Я тебя никогда не увижу...

Я тебя никогда не увижу…

“Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь…” Во время выступления в Париже после этих слов женщина в зале пронзительно закричала и потеряла сознание. Она была из семьи эмигрантов из Петербурга.

В Париже успех был просто сумасшедшим. Такого во Франции еще не видели. Ощущение, когда в одно целое сливаются две разные стороны — актеры и зрители, русские и европейцы, труппа “Ленкома” почувствовала именно тогда, в Париже. Это ощущение не прошло даром.

Именно оно подарило первую телевизионную версию уникального спектакля. Благодаря телеверсии о спектакле узнала вся наша страна.

Многие романтичные девочки влюбились в этот спектакль раз и навсегда. Но ни одна из них даже не мечтала о том, что когда-нибудь она выйдет на сцену, чтобы сказать знаменитую фразу: “Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу”.

Если бы тогда, когда они впервые увидели легендарный спектакль по телевизору, Анне Большовой, Алле Югановой или Александре Волковой сказали, что каждой из них в свое время предстоит сыграть Кончиту в знаменитой постановке Марка Захарова, они бы только рассмеялись.

Хотя бы потому, что спектакли так долго не живут. Но “Юнона и Авось” — случай особенный. Спектакли рождаются, взрослеют и умирают. Но с “Юноной” этого не происходит. В этом его чудо.

Годы идут, изменилась жизнь, страна, люди. А спектакль “Юнона и Авось” не меняется. Он по-прежнему собирает аншлаги. И все так же юные актрисы мечтают выйти на сцену в легендарной постановке.

Алексей Рыбников, Марк Захаров и Николай Караченцов

Алексей Рыбников, Марк Захаров и Николай Караченцов

Жаль только, что всему в этой жизни приходит конец. И трагедия, случившаяся с Николаем Караченцовым, оборвала многолетнюю цепь чудес, которые творились на этом спектакле. Главного чуда, увы, не произошло.

А могло бы. Если бы не авария. Он до сих пор бы играл Резанова. Если бы он был жив. Это же Караченцов. Он Резановым родился.

И Захарова сейчас нет. И важно, чтобы никто сильно не вмешивался в режиссуру. Пусть будет все так, как ставил Захаров. Тогда этот спектакль будет жить бесконечно. Жить и помогать нам хранить в себе и в наших близких любовь.

Любовь чистую, верную и бескорыстную. Потому что только она может изменить мир.