«Полечу вместо тебя. Там же Алла…» Последний полёт Гарольда Кузнецова. Почему все ТУ-104 разобрали на металлолом

“Ну так как, выйдешь за меня?” “В этот раз отшутиться не получится”- поняла Алла. “Вернёмся из Пекина, я дам тебе ответ…”- тихо сказала она. Но ответа лётчик так и не дождался…

Статного блондина Гарольда Кузнецова в “Аэрофлоте” считали лучшим испытателем гражданской авиации. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он представил гордость советской авиации реактивный самолёт ТУ-104. Чтобы рассмотреть, что находится внутри “русского чуда” люди выстраивались в огромные очереди. Кузнецов позировал перед репортёрами, давал интервью, а у самого на душе кошки скребли.

Опытный пилот как никто знал, что машина “чудит”. Даже он, бывший военный лётчик-фронтовик опасался летать на этом “чуде”. Экипаж то и дело заходил на посадочную полосу со скоростью 300 км/ч, вместо расчётных 225 и борта регулярно выезжали за её пределы. Но настоящая беда крылась в странном явлении. В полёте самолёт неожиданно подбрасывало вверх, он уходил в крен, переворачивался и стремительно пикировал…

Гарольд Кузнецов (второй слева)

Гарольд Кузнецов (второй слева)

Первое падение ТУ-104 случилось в конце лета 58-го. Лайнер взлетел из аэропорта в Хабаровске, но в Иркутске так и не приземлился. А ведь как всё хорошо начиналось…

За полчаса до падения борт окружало безоблачное небо. В уютном салоне стюардессы угощали гостей напитками. Под монотонный гул турбин кто-то читал книгу, а кто-то дремал. А потом что-то пошло не так. В районе Биробиджана командир сообщил на землю, что впереди мощная кучевая облачность, и, если обойти её не удастся, то придётся возвращаться в Хабаровск.

Обеспокоенный новостью диспетчер тут же запросил подробности. “Подождите, секунду”- ответил ему взволнованный голос кого-то из членов экипажа. И тишина… Через несколько минут всё было кончено. Самолёт рухнул в густой лес и вспыхнул как спичка.

Экипаж ТУ-104 готовится к вылету. Справа - Гарольд Кузнецов (справа)

Экипаж ТУ-104 готовится к вылету. Справа – Гарольд Кузнецов (справа)

На собрании по поводу ЧП Туполев не скрывал своего раздражения: “Машина сложная, вам бы разобраться как следует, а вы…” Бортовых регистраторов тогда ещё не было. И причины катастрофы, было решено устанавливать “по ходу дела”, не прекращая полёты. Ещё бы!

Билеты на лайнер продавались как горячие пирожки. Меню и дизайн салона разрабатывала лично супруга Андрея Туполева. Спинки кресел в салоне украшали белоснежные накидки. Статные красавицы стюардессы, предлагали пассажирам бутерброды с красной икрой, горячее, десерт, а также шампанское и армянский коньяк. И только лётчики знали, что каждый, кто находился в салоне, рисковал жизнью.

Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский

Однажды чуть не погиб Андрей Вознесенский. С друзьями поэт засиделся в ресторане Новосибирска и когда примчался в аэропорт, самолёт с его чемоданом напоследок “показал ему хвост”. Поэт не расстроился и полетел домой следующим рейсом. И когда оказался во “Внуково”, подошёл к администратору: “Где мои вещи?” Девушка развела руками: “Сгорели до тла вместе с самолётом”. Андрей тут же отправил друзьям в Новосибирск ящик коньяка, но летать на “тушках” не перестал. И даже написал полные оптимизма стихи:

“Мы — противники тусклого,

мы приучены к шири

самовара ли тульского,

или ТУ-104″.

Тайну “подхвата” пытались разгадать выдающиеся умы того времени. Гарольд Кузнецов тоже участвовал в экспериментальных полётах. Он доказывал Туполеву, что машине не хватает руля высоты для выхода из опасного режима. Но генеральный конструктор долго не хотел брать ответственность за собственную разработку.

Экипаж ТУ-104 (1958 год) Второй- Гарольд Кузнецов, рядом Алла Маклакова

Экипаж ТУ-104 (1958 год) Второй- Гарольд Кузнецов, рядом Алла Маклакова

В конце 60-х вышел фильм Георгия Натансона “Ещё раз про любовь”. До сих пор среди лётчиков ходит легенда, что прототипами главных героев стали командир экипажа Гарольд Кузнецов и стюардесса Алла Маклакова.

Гордость “Аэрофлота” Кузнецов после развода сам воспитывал маленькую дочь. “Окольцевать” свободного, статного, без вредных привычек блондина мечтали многие бортпроводницы “Аэрофлота”. Но командир с первого взгляда полюбил новенькую – улыбчивую Аллу.

При любой возможности он встречал её после рейса и подвозил домой на своей “Победе”. Алла ухажёра не отвергала, но и “да” не говорила. Любую попытку Гарольда объясниться, девушка сводила к шутке. Сослуживцы лётчика шептались: “У красавицы уже есть жених. Ну, понятно… “Слева кудри токаря, справа кузнеца”, должно быть, выбирает…” Но Гарольд верил – девчонку завоюет!

Алла Маклакова

Алла Маклакова

В октябре 1958 года он вошёл в комнату лётных расписаний и сразу увидел Аллу. Она оформлялась на рейс Москва — Пекин. В тот же вечер Кузнецов признался ей, что давно любит и позвал замуж. Алла обещала дать ответ сразу после возвращения из Китая.

Между тем Гарольд увидел, что в плановой таблице на завтрашний рейс стоит другой командир — Анатолий Горбачёв. “Толя, тут такое дело, давай поменяемся. Я полечу вместо тебя. Там же Алла… Ну а ты следующим рейсом, который мне запланирован”-попросил он приятеля. “Да, какие проблемы? Конечно…”

В салоне ТУ-104 в 60-х

В салоне ТУ-104 в 60-х

Обратный рейс Москва — Пекин близился к завершению. Позади остался Омск. В салоне нетерпеливо ожидали посадку парни и девушки из Китая и Кореи, спешившие на съезд комсомола. Самолёт уже подлетал к Москве. И тут…

“Видимость нулевая. Туман. Посадку запрещаю”,- услышал Кузнецов голос диспетчера аэропорта Внуково. Ни один из ближайших аэродромов для машины такого класса не подходил. Только Свердловск. Но это далеко! “Лайнер посажу. Гарантирую”- настаивал Кузнецов. Но в ответ услышал: “Возвращайтесь в Свердловск”.

Ту-104 начал разворот. Неожиданно самолёт резко кинуло вверх, нос задрался. Все датчики и аппаратура разом вышли из строя. Салон окутала темнота. И наступила невесомость. Это был тот самый злополучный “подхват”.

Не могу справиться с управлением. Машину тащит вверх. Не хватает угла-стабилизатора. Не слушается штурвал. Валимся в крен. Спасайте. Спасайте. Погибаем. Конец. Передайте родным…- на этом запись радиообмена прерывается.

В последние мгновения жизни Кузнецов подробно описал обстоятельства гибели экипажа. Это позволило инженерам разгадать тайну “подхвата”.

ТУ-104 /в салоне первого класса

ТУ-104 /в салоне первого класса

Туполев тяжело переживал свой просчёт. В короткий срок вместе с командой он доработал руль высоты. В итоге склонность лайнера к обхватам была сильно уменьшена. Увы! Самолёты продолжали падать. К середине 70-х народ покупал билеты на ТУ-104 только “в крайнем случае”, а суеверные командировочные, заходя на борт, крестились.

Зимой 1981 ещё один лайнер разбился под Ленинградом. В результате катастрофы погибло почти всё командование Тихоокеанского флота. И хотя выяснилось, что самолёт потерпел крушение из-за перегрузки —экипаж взял на борт “левый” груз, не закрепив его по нормам, полёты “тушки” окончательно запретили.

Памятник ТУ-104, Внуково

Памятник ТУ-104, Внуково

Через пять лет почти все борта ТУ-104 разобрали на металлолом. Лишь в некоторых городах бывшего Союза самолёты были установлены в качестве памятников.

Гарольд Кузнецов и весь его экипаж нашли свой последний приют на Донском кладбище в столице. Алла так и не успела сказать командиру, что после рейса Пекин-Москва у неё состоится свадьба с другим человеком.