Хочет усидеть на двух стульях: Александр Збруев жёстко ответил уволенному Дмитрию Певцову и почему в этом споре не правы все

Здравствуйте! Новый поворот в ситуации с увольнением Дмитрия Певцова из «Ленкома». Александр Збруев написал большое открытое письмо, в котором чётко обозначил свою позицию, возразил Певцову и пристыдил его. Новый виток, «скандального сериала», который пока не собирается заканчиваться. И почитав письмо Збруева, я нахожусь в ещё больших сомнениях – а кто же прав в этой ситуации? И всё сильнее прихожу к мысли, что тут вообще нет правых, что неправы все стороны конфликта без исключения.

Дмитрий Певцов и Александр Збруев

Дмитрий Певцов и Александр Збруев

Дорогие читатели, да, понимаю, что это уже третья статья о Ленкоме и увольнении Певцова, но меня искренне волнует эта история. Я уже который день почти всем своим существом нахожусь в этих «разборках», читаю разные источники в сети, слежу за соцсетями Певцова, который каждый день выкладывает новые видео обращения и хочет, как он говорит, объяснить своим подписчиками и зрителям всё, что происходит. Вчера он меня заинтриговал – записал новое видео, в котором обещает раскрыть некие документы, которые донесут правду. Жду с нетерпением. Я задал себе вопрос – а почему, Серёжа, тебя так зацепила эта история?

И ответ простой – я сам переживал то же самое. Когда я работал в театре на Перовской, в 2014 году этот мир покинул основатель этого театра и прекрасный режиссёр Кирилл Панченко. Репетиции с ним я никогда в жизни не забуду и благодарен ему бесконечно. И с его уходом у нас в театре началась бесконечная борьба за власть, смена режиссёров, раскол труппы, увольнения, суды, скандалы и т.д. Потом посадили директора, назначили нового. И всё это сильно нервировало, мешало творчеству, уничтожало меня изнутри. И когда в театр назначили худрука, которая, на мой взгляд, ещё сильнее разрушала наследие Панченко и начала превращать театр в пошлость и модное ныне новаторство, я уволился.

-2

И первым же моим желанием после увольнения было написать большую статью об этом театре, рассказать зрителю и подписчикам что там творится и как дилетанты разрушают тот дом, который я любил долгие годы. Статью я написал, но потом, когда остыл, когда начал работать в других местах, ко мне пришло осознание – что это лишь моя правда! Там и сейчас работают мои бывшие коллеги и друзья, которые любят свой театр, которым нравятся те перемены, которые при Панченко не играли ничего, а сейчас на ведущих ролях. И я думаю, что Дмитрий Певцов испытывает сейчас похожие на мои чувства – он хочет объяснить свою правду и добиться какой-то своей справедливости.

Но штука в том, что такими публичными разборками ничего не добиться. Он только подогревает скандал и плодит сюжеты для этого «сериала», который вредит и ему самому, и театру. Я неизвестный артист, а Певцов знаменитость, народный артист и депутат – он мог бы действовать, если видит нарушения закона, клевету и ложь. Написать, например, депутатский запрос в департамент культуры Москвы и проверить деятельность директора Ленкома или обратиться в другие органы и добиваться справедливости. И уж если бы что-то из этого вышло, тогда объяснить зрителю. Но он, зачем-то, устроил масштабные медийные разборки, где его слово против слова театра и пока только слова.

-3

А вот ответ Збруева, который мне тоже врезался в душу. Публикую его открытое письмо целиком:

«Я проработал в театре “Ленком” 63 года. И многое повидал, много внутритеатральных событий прошло через меня, мое сердце и душу. Я выходил на сцену со многими, о ком сегодня говорят – “великие” и в прошедшем времени: Чурикова, Леонов, Пельтцер, Янковский, Броневой, Абдулов, Ларионов, Караченцов. Рассуждаю изнутри этого театра, который очень люблю.

Здесь были разные времена. Видел, как выдавливали Анатолия Васильевича Эфроса, гениального режиссера, с которым я имел счастье работать. Это был какой-то плач с кровью. Я 46 лет работал с Марком Захаровым. Я категорически против, чтобы люди выступали против того театра, в котором служат. Это значит – против своих партнеров и руководства театра.

Меня, конечно, возмутило то, что я услышал, увидел, в частности, в интервью Дмитрия Певцова Белорусскому телевидению, и то, что раньше читал в других интервью.

Дима Певцов, с которым мы сидим в одной гримерной, человек, который до сих пор играл в нашем театре центральные роли, тем не менее, сейчас цепляется за этот “плохой” театр! Зачем? Эта посадка “на двух стульях”, конечно, человека совершенно не украшает.

Да, более пяти лет назад ушел из жизни Марк Анатольевич. Но сегодня театр прекрасно работает, прежде всего, благодаря Марку Борисовичу Варшаверу, который руководит театром, благодаря которому восстановлен великий спектакль “Поминальная молитва”. Александр Лазарев успешно проявил себя как режиссер, поставив спектакль “Бег”. Выпущены такие спектакли, как “Гамлет” с Антоном Шагиным в главной роли. Это – событие. Наш “Маяковский” получил главную зрительскую премию.

Молодые артисты, годами сидевшие на скамейке запасных, получили центральные роли и стали любимы публикой. Как поднялся Андрей Леонов за эти годы, как проявили себя Сергей Пиотровский, Игорь Коняхин. Сейчас интересно репетирует новый спектакль как режиссер Игорь Миркурбанов.

Дмитрий Певцов приводит в пример, как чтут спектакли Туминаса в Вахтанговском театре. Как можно? Помилуйте! В нашем театре идут 8 спектаклей Марка Анатольевича. Люди их любят. В театре аншлаги! Экскурсии, мемориальный кабинет, выставки, всегда свежие цветы у портрета. Театр носит имя Захарова – куда уж больше?! Вообще, я бы поставил памятник троим ленкомовцам – Ивану Берсеневу, Анатолию Эфросу и Марку Захарову. А работая в театре с разными директорами, еще раз могу уверенно сказать, что Варшавер, более 40 лет проработавший с Захаровым, – лучший директор.

Считаю, человек должен дать себе отчет, что театр для него – это прежде всего коллектив, это те люди, с которыми ты работаешь. И если ты вдруг говоришь о том, что здесь плохие спектакли, что “”Ленком” умер”, то ты просто нечестен. И мне кажется, если тебе театр не нравится, ты его не ценишь – не надо в нем работать. Надо работать там, где нравится. Тем более, что выбор свой Дмитрий Анатольевич сделал в 2021 году. У него политическая карьера. Я же считаю, что театр для Артиста – прежде всего.

Я понимаю, что мир так устроен, что главное – деньги, надо зарабатывать, но все-таки не надо быть перевертышем. Ведь мы все помним, как Певцов называл Варшавера “директором от Бога”. И вдруг он решил сказать “правду”. Но где его правда? Когда он вдруг говорит в одном случае, что Варшавер прекрасен, Богом поцелованный директор. И теперь он дает интервью в Беларуси, где говорит, что это уже не театр, это уже все другое. Да, другое. Товстоногов, когда его спросили: “а вы преемника своего какого-то воспитываете?”, ответил: “А это зачем? Этого не должно быть. Будет новый театр, в новый театр придет новый талантливый режиссер”. А театр сегодня благодаря Марку Борисовичу Варшаверу находится на плаву.

Я уверен, что мы будем двигаться и дальше вперед. Марк Борисович Варшавер очень много делает для любого человека, работающего в театре “Ленком”: будь то народный артист, просто актер или уборщица – если вдруг кто-то обращается за помощью к Марку Борисовичу Варшаверу, он открывает все двери для того, чтобы просто помочь этому человеку. Вспомните нашу молодую, красивую, талантливую актрису Алену Митрошину, которую сбил самокат. Не знали, как она сможет дальше играть. Марк Борисович Варшавер тут же пришел на помощь. Сегодня она прекрасно работает, играет ведущие роли. И таких примеров очень много в театре. Знаю, что и Дмитрий Певцов за многое был благодарен нашему директору.

Поэтому такие выступления против своего театра меня возмущают. Дмитрию Певцову не надо становиться в один ряд с теми, кто считает театр своей собственностью или собственным наследством. Тем более, мужчине и человеку, который сделал свой выбор быть политиком. Театр – это наш общий Дом, и, если ты в нем живешь и сидишь со всеми за одним столом (выходишь на одну сцену), недостойно поливать его грязью.»

Марк Варшавер

Марк Варшавер

И в этом письме Збруева я вижу те же мысли, что посещали меня – театр с приходом новых людей не должен быть тем же, это невозможно. И ты либо принимаешь новое руководство, либо нет. Можно, постараться что-то объяснить новой «метле» или самому продолжать старые традиции, но надеяться на то, что новый человек оставит всё так, как было при Захарове, Панченко, Волчек, Табакове и многих других – глупо. Согласны?

В сети многие утверждают что 86 летний Збруев, скорее всего, не сам писал это письмо, ведь там откровенные похвалы Варшаверу. Но лично я в это не верю. Недавно был на спектакле со Збруевым в театре на Бронной – он прекрасен, с абсолютно живым и ясным сознанием. Поэтому я в эту конспирологию не верю. Как и не верю в то, что Певцов это всё устроил из-за денег. Он депутат, получает депутатскую зарплату, даёт свои концерты, где залы полностью раскуплены. А в Ленкоме он был на срочном договоре и играл три спектакля, и то не часто. Он там зарабатывал копейки (для него) и я уверен, что это личная обида и чувство не справедливости заставили его записывать эти видео и бороться.

-5

Только для зрителя, как я думаю, это всё выглядит, как дворовая разборках двух детей – ты не прав, нет, ты не прав. Певцов на театр льёт ушаты, а театр на него, и в этом скандале не будет победителя, а проиграет, как всегда, творчество и зритель.

А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!