В 1970-х – начале 1980-х очень любили этот «осенний» сюжет: неюные мужчина и женщина обретают друг друга. Это и Калугина с Новосельцевым, и Гоша с Катей, и Надя с Лукашиным, и ещё много самых разных персонажей, не таких известных, как вышеперечисленные.
В этом ряду – герои фильма «Поздние свидания» (1980), которые иной раз путают с «Поздней встречей» (1978). Здесь всё узнаваемо – красивая, самодостаточная дама-переводчик живёт одна и вот… в речном круизе встречает хорошего и крепкого семьянина.
Постеры к фильму «Поздние свидания» (1980). Кинопоиск.ру и Википедия. Постер справа отражает итог фильма…
Да-да. Он – муж, но так очарован интеллигентной леди, что бросает жену и уходит к переводчице. Это, если вкратце. Но эта киноработа режиссёра Владимира Григорьева по сценарию Алексея и Евгения Габриловичей полна изысканных нюансов. Перед нами бесконечная осень и – дождливый Ленинград.
Осень жизни, как и осень года… Пора что-то решать. Вера Ивановна (Лариса Малеванная) более, чем успешна – не просто переводчик, как её коллега из другого фильма Бузыкин, а постоянно работает с иностранцами, ездит на симпозиумы и приглашается в качестве синхрониста на фильмы.
Кадр из фильма «Поздние свидания» (1980). Скриншот.
Это было предельно круто. Больше того, мадам пишет диссертацию и – защищает её. Обращает на себя внимание даже квартира Веры – стильно, круто, необычно. Полно книг. Уютно. Хотя, она не любит заниматься домом, о чём постоянно вещается.
Да, Вера не какая-то там мажорка из профессорской фамилии – деревенская девчонка, она когда-то приехала в северную столицу и всё построила сама. Наши аплодисменты! Опять же – тема социальных лифтов, которые в СССР работали бесперебойно и чётко.
Кадр из фильма «Поздние свидания» (1980). Скриншот.
Но… Вера одинока – была когда-то замужем, потом – необязательные романы с такими же свободно-продвинутыми мужчинами. Семейная жизнь – в минусе. Надо что-то делать! А тут подворачивается приличный кавалер – химик Николай Еремеевич (Юрий Платонов).
Он проще. У него всё – земное. И это устраивает Веру. Пока. До поры – до времени. Нравится, что её тепло обнимают и заботятся. Ей давно сквозит, а тут пришёл тот, кто заслонил от ветра. Там, …в другом районе осталась жена, кроткая Анна да ещё взрослый сын.
Постер к фильму «Поздние свидания» (1980). Кино.Театр.ру.
Вообще, такие уходы не одобрялись в советском кино, и по идее Николай должен быть наказан. Его и наказывают – Вера не любит всё бытовое и «низкое», а в пылу ссоры кричит, что такие, как он – порождение трамвайной давки. То есть – никчёмный человечишка.
Потом Вера совершает и вовсе мерзкий, чудовищный поступок – избавляется от ребёнка, которого носит под сердцем. Причём, объясняет этот шаг вполне деловито: в мире так много всего интересного, а тут …младенец. Я тебе-то ничего не могу дать, дорогой Еремеевич.
Кадр из фильма «Поздние свидания» (1980). Скриншот.
И – честно просит его уйти. Мол, я – дурная жена, иди к хорошей. В финале мы видим, как Вере плохо и она, сидя на лавке, глядит в одну точку. Что имеем – не храним, а потерявши — плачем? И фон уже зимний, что симптоматично — у Веры наступила зима бытия.
Но будем честны – Еремеевич был «не её» мужчина, а ему надо было помучиться с рафинированно-капризной интеллигенткой, побегать в магазин и на рынок, чтобы понять – дома было лучше, …а в шикарных Вериных апартаментах у него не было того дома.