Главная ошибка Таньки Зайцевой — и не только её…

Социальная драма, нет – трагедия «Интердевочка» (1989) – вещь многослойная. Тут не столько о «ночных бабочках», сколько о психологии тогдашнего общества в целом. Разумеется, далеко не все были готовы продаваться за шмотки и валюту, но я вообще не об этом. Я об отношении к иностранцам и загранице, как к чему-то фантастическому. Заграница — это обобщённое понятие, где нет Испании или Норвегии, а есть …нечто!

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Кинопоиск.ру.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Кинопоиск.ру.

Напомню, что в иерархии жриц любви высшую ступень занимали те, что общались с иностранцами. Эти девушки были ухожены и даже …интеллигентны. Владели иностранными языками, как минимум. Про ту же Кисулю автор повести Владимир Кунин писал так: «С утра бассейн, потом теннисный корт, обед только с деловыми людьми. К вечеру — работа. Английский, немецкий, финский, конечно…»*.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Сама по себе эта градация «дам с камелиями» говорила о том, что заграничному гостю предлагается наилучшее. В …этом смысле – тоже. С другой стороны, и Кисули-Таньки-Ляльки искренне полагали, что в тех странах, откуда приезжают Эдварды Ларсены да прочие Луиджи, Франсуа и Джоны, все – или миллионеры, или скоро ими станут. Там же есть 100 сортов джинсов да колбасы.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Помните, как лихо начала Татьяна швыряться деньгами по приезде в Стокгольм? Она честно думала, что её лысоватый швед – богач, у которого купюры берутся из воздуха. Ну, или из тумбочки. Поначалу он восхищался красотой и грацией своей нимфы с брегов Невы, её умению выбрать шубку да колье, изящно сесть в кабриолет, покрасоваться перед зеркалами.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Но затем …напомнил, что многое тут – в кредит, и надо много работать. Что? Работать? Опять это жуткое слово, которым все уши прожужжали ещё в советской школе?! Танька скуксилась. Не для того она, дескать, прошла столь унизительный путь, чтобы опять слушать о бережливости, экономии, труде. И пока Ларсен дозволял своей fru кидать его деньги направо-налево, он был для неё приемлем.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Далее? Стал противен. Кроме того, мадам выяснила, что шведы, если и тусуются в барах, то не целыми днями, а раз в неделю; что здесь принято считать кроны и даже мелкие монетки – эре; что налоги — высоки; что не принято устраивать пышные застолья и дарить сверхдорогие подарки (там есть фрагмент, где Таня как бы иронизирует насчёт дарёных подстаканников).

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Да, роскошные квартиры, если не унаследованы за обеспеченными родителями, то куплены в кредит. А это уже не из книги / фильма, а вообще: даже члены королевской фамилии Швеции не так уж часто носят бриллианты. Короче, никакого особого кайфа. Так вот, многие люди в позднесоветском обществе полагали, что за границей всё роскошно, как на обложке журнала мод.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Кадр из фильма «Интердевочка» (1989). Скриншот.

Было даже понятие: выглядит, как иностранец. Не принц, не Рокфеллер, а просто – и-но-стра-нец. Листая Burda-Moden или каталоги, типа Quelle, никто не думал о том, что есть и оборотная сторона медали – за блага надо работать везде, и при социализме, и при капитализме. А Танечка Зайцева решила, что карман её мужа – бездонная бочка. Ведь он и-но-стра-нец!