Кино – развлечение, которого всегда недостаточно. Посмотрев плохой фильм, нам сразу хочется «заесть» его чем-то получше, а после просмотра хорошей картины организм всегда требует продолжения банкета. Поэтому студиям по всему миру приходится работать круглосуточно 365 дней в году – всё для того, чтобы зритель мог в любой момент погрузиться в мир грез, прожить чужую жизнь, испытать прежде неведомые эмоции. Но даже с безупречно работающим визуальным конвейером далеко не все запросы публики и идеи создателей реализуются, многие потенциально великие фильмы стопорятся на этапе сценария, подготовки к продакшену или прямо во время съемок. Больше того, иные ленты даже полностью готовые отправляются в мусорку. Сегодня мне хочется обсудить с вами то, что мы хотели бы видеть, но никогда не увидим…
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Представьте себе байопик Говарда Хьюза с Джимом Керри в главной роли, снятый Кристофером Ноланом. А что насчет биографии Джеймса Дина, которую Майкл Манн снял с Леонардо ДиКаприо в образе «бунтаря без причины»? Или вас больше привлекает Роберт Дауни-младший в костюме и гриме Эдгара Аллана По? Все эти проекты всерьез рассматривались в качестве приоритетных, но так и не были реализованы. Их и многое другое мы обсудим ниже. А попутно помечтаем об их реализации – в конце концов, «Гладиатор 2» и «Битлджус Битлджус», пусть и много лет спустя, но всё же добрались до киноэкранов.
Итак, вот потенциально величайшие ленты из тех, что никогда не были сняты.
«Наполеон» Стэнли Кубрика
Страстное желание Кубрика снять масштабную картину о Наполеоне справедливо считается самым грандиозным нереализованным проектом Голливуда. Режиссер потратил два года на подготовку, у него был готов сценарий, отражающий страсть к контролю, власти и военному делу, автор «Космической одиссеи» собрал более 15 тысяч фотографий с мест потенциальных съемок и изучил всё, что мировые история и искусство сохранили о великом французском императоре. Увы, но ни одна студия не решилась взяться за реализацию замыслов Стэнли Кубрика – эпические ленты в начале 1960-х не пользовались успехом, а затребованные мастером 40 тысяч солдат и 10 тысяч кавалеристов грозили обернуть съемки в хаос. Наполеона должен был сыграть Джек Николсон, но…
«Дюна» Алехандро Ходоровски
Другая картина, которая претендует на то, чтобы считаться величайшей нереализованной кинолентой – «Дюна» Алехандро Ходоровски. В середине 1970-х самобытный автор сюрреалистических фильмов получил предложение воплотить на экране мир, придуманный и описанный Фрэнком Гербертом в цикле его романов «Дюна». Ходоровски с азартом включился в эту гонку гениев, и в какой-то момент, кажется, даже нащупал верную тропку ведущую через пески Арракиса, но дойти до конца этого пути мастеру не удалось. А жаль, ведь в подготовке к съемкам принимали участие «отец» Чужого Ханс Гигер и живописец Сальвадор Дали, музыканты группы «Pink Floyd» и Мик Джаггер, актеры Ален Делон и Удо Кир. К сожалению, на каком-то этапе продюсеры посчитали, что фильм получается не таким зрелищным, как им хотелось бы и «лавочку прикрыли». Впрочем, наработки Ходоровски можно разглядеть в «Звездных войнах», «Чужом», «Терминаторе» и других шедеврах фантастики.
Фильм о Говарде Хьюзе Кристофера Нолана
Блистательная драма Мартина Скорсезе «Авиатор» собрала в 2004 году 213 миллионов долларов, получила 11 номинаций на премию «Оскар» (в том числе в категориях Лучший фильм и Лучшая режиссура) и вошла в списки главных биографических шедевров XXI века. Здорово, конечно, но появление этой ленты убило на корню разработку аналогичного проекта, которую вел Кристофер Нолан, на тот момент не столь легендарный, как Скорсезе, но тоже весьма интересный и самобытный. Свой нереализованный сценарий об эксцентричном миллионере Нолан называет лучшим из того, что он когда-либо писал, а о Джиме Керри, которого режиссер хотел видеть в главной роли в своей ленте, отзывался как о человеке «рожденном для этого образа». Разумеется, в конкурентной борьбе со Скорсезе более молодому мастеру пришлось уступить дорогу и двинуться в ином направлении.
«Double V Vega» Квентина Тарантино
Список анонсированных, но нереализованных проектов Квентина Тарантино скоро станет в разы больше, чем перечень созданных им картин. Голливудский хулиган намеревался снять приквелы и сиквелы к «Убить Билла», мечтал попасть в Бондиану и представить миру собственный «Звездный путь», даже пышно представленный «последний фильм в карьере» «Кинокритик», похоже, отправился в мусорку. Но во всем роскошестве фантазии Тарантино мне хочется выделить задумку соединить «Криминальное чтиво» и «Бешеных псов» – фильм «Double V Vega», в котором должны были воссоединиться братья Вега, персонажи Джона Траволты и Майкла Мэдсена. Два «бесславных ублюдка» должны были встретиться в Амстердаме, где один из них управлял клубом Марселоса Уоллеса. Дальше идеи дело не пошло, но потенциал у нее был могучий.
«Первый день» Андрея Тарковского
Неизвестный фильм Тарковского – одна из самых главных загадок советского кино и российского интернета. В ряде зарубежных справочников и на некоторых отечественных порталах можно обнаружить приписываемую Андрею Тарковскому картину под названием «Первый день», по некоторым данным режиссер работал над ней в 1979 году. Судя по обрывочным данным, лента должна была рассказать о временах царствования Петра Первого, но по мере съемок Тарковский стал отдаляться от первоначального замысла в сторону проблем философии и религии, что не очень понравилось руководству советского Госкино. Съемки, якобы, свернули, пленки уничтожили, всю информацию вычистили – остались лишь упоминания об Андрее Кончаловском, как о сценаристе, и о Наталье Бондарчук и Анатолии Папанове, как об исполнителях ведущих ролей. Доподлинно неизвестно был ли вообще такой проект, и если был, то что помешало ему увидеть свет. Но Петр Первый в фильме Тарковского – это было бы интересно, согласитесь.
Фильм о Джеймсе Дине Майкла Манна
Актер Джеймс Дин погиб в автомобильной катастрофе в возрасте 24 лет. Его короткая, но яркая карьера стала подлинным синонимом взрыва сверхновой – всего три большие роли, и каждая демонстрировала необыкновенный потенциал и впечатляющий диапазон лучших качеств артиста. Неудивительно, что драматической судьбе Дина захотелось посвятить картину, и не кому-нибудь, а Майклу Манну, автору «Охотника на людей» и «Схватки». У проекта был блестящий сценарий – оставалось лишь найти исполнителя главной роли. И Манн нашел – молодого, но уже заставившего себя уважать Леонардо ДиКаприо. Вот только был у претендента небольшой изъян, 19-летний Лео был слишком юн и смазлив. Кинопробы это подтвердили, на некоторых планах ДиКаприо был вылитым Дином, но в иных ракурсах превращался в мальчишку. Рисковать Манн не стал – отложил проект до лучших времен, но эти лучшие времена увели его актера совсем в другую сторону, а фильм о Джеймсе Дине так и остался мечтой.
«Лига справедливости» Джорджа Миллера
Внутри Джорджа Миллера живут два волка – один снимает апокалиптические боевики про Безумного Макса, а второй радует детей сказками о поросенке Бэйбе и танцующих пингвинах. К этому дуэту мог добавиться и третий – супергероический, ведь в 2000-х Миллер усиленно работал над запуском для студии WB новой комикс-франшизы. Фильм «Лига справедливости: Смертные» должен был представить совершенно новую команду «защитников Земли» – роль Темного Рыцаря должна была достаться Арми Хаммеру, а Флэша – Адаму Броди. Увы, творческому замыслу помешали бюрократические препоны. Сперва сорвалась сделка с Австралийским правительством о возврате части бюджета в обмен на съемки на Зеленом континенте с привлечением местного персонала. А после грянула печально известная забастовка сценаристов 2007 года, парализовавшая Голливуд на несколько месяцев. Студия отложила рискованную постановку в долгий ящик, да так к ней и не вернулась…
«Хребты безумия» Гильермо Дель Торо
Главный роман Говарда Лавкрафта «Хребты безумия» долгое время считался неэкранизируемым. Только представьте, в 1930-х в ледяных пещерах Антарктиды исследователи обнаруживают остатки древней цивилизации, основу которой составляли гигантские монстры – такое и вообразить сложно, не то что перенести на экран. Но у книги были все шансы стать фильмом: за постановку готов был взяться Гильермо Дель Торо, продюсировать картину должны были Джеймс Кэмерон и Том Круз. Да, это был бы самый дорогой хоррор в истории (ориентировочный бюджет стремился к 150 миллионам долларов), но оно того стоило, лента могла стать классикой на все времена. Однако студия Universal внезапно засомневалась в том, что проект соберет достаточную кассу, и стала настаивать на снижении порога страха и жестокости. Иными словами, из рейтинга «18+» «Хребтам» захотели обрезать черные крылья до «13+». Дель Торо, болевший картиной больше других, на уступки не пошел, а с его уходом из проекта вышли и остальные участники.
Фильм об Эдгаре Аллане По Сильвестра Сталлоне
Сталлоне мы лучше всего знаем по боевикам, но внутри этого накаченного парня всегда жил великолепный серьезный драматург – за «Рокки» Слая даже номинировали на сценарный «Оскар». Наверняка столь же успешным, как боксерская сага, мог стать и нереализованный проект об Эдгаре Аллане По, которым Сильвестр Сталлоне был увлечен более двух десятков лет. Звезда «Первой крови» написал, по мнению многих, блистательный сценарий истории о легендарном писателе, заручился поддержкой Роберта Дауни-младшего, готового сыграть в фильме главную роль, заразил энтузиазмом нескольких своих знакомых из числа продюсеров, и… И ничего. В 2009 году Дауни констатировал, что этому проекту не суждено случиться. «Меня всегда поражал ум По«, – рассказывал Сталлоне о фильме своей мечты. – «Он был феноменальным криптологом, изобрел жанр детектива, создал основу для фантастики в литературе, писал стихи и прозу, путешествовал, ведя путевые заметки. Об этом можно было снять отличное кино…«
«Связной» Сергея Бодрова-младшего
Завершить подборку хочется одной из самых трагических страниц в истории кино. Сергей Бодров-младший, наш незабываемый «Брат», успел снять только один фильм – «Сестры» были атмосферно близки работам Алексея Балабанова, но Бодров сумел добавить в свою дебютную картину немного оптимизма, отсутствие которого стало фактически визитной карточкой его наставника. Вторым фильмом Сергея должна была стать мистическая притча «Связной», герои которой обладают даром видеть и чувствовать больше, чем обычный человек. Увы, в реальной жизни в нужный момент дара предвидения ни у кого не оказалось, и съемочная группа фильма почти в полном составе оказалась погребена под сошедшим с гор ледником в Кармадонском ущелье. Продолжать работу было некому, а так и нереализованный сценарий Бодрова-младшего остался памятником автору.
К счастью, и без этих – безусловно впечатляющих замыслов – кинотеатры постоянно пополняются новыми релизами. Даже у великих мастеров не все фильмы получаются наилучшего качества, но за год всегда можно найти три-четыре, а то и больше лент, которые заставляют переживать новые эмоции, удивляться, радоваться и грустить вместе с героями. Поэтому пусть нереализованные планы так и остаются недоступными мистическими вершинами – мы найдем, что посмотреть и обсудить. Искусство на месте не стоит.