«Дочь умоляла не бросать её, но она всё равно выбрала француза». Яркая, но короткая жизнь Натальи Вилькиной

«Деточка, ваш талант сияет как бриллиант, но с таким лицом в актрисы не идут. Если расцветёте, милости просим» — сказали ей на экзамене в Щуке. Наташа шла домой, глотая слёзы. «И зачем она только послушала мать. Оденься скромно, забудь про тушь и кудряшки, и тогда все увидят твой несомненный дар!» — убедила её родительница. И вот итог: её забраковали, потому что она «страшила»!

Наталья Вилькина/кадр из фильма

Наталья Вилькина/кадр из фильма

Чтобы скоротать год до следующих экзаменов, Наташа устроилась «на подхват» в проектное бюро. Той же зимой убедилась в своих чарах — закрутила роман с актёром Маяковки Игорем Охлупиным. И когда в 19 лет Вилькина вновь перешагнула порог Щуки, она была уже замужем и мамой дочери Алёны.

Теперь Наташа выглядела по-другому: платье по последней моде, «боевой раскрас», взгляд с поволокой. Она что-то там читала, но, похоже, её никто не слушал: «Девушка, давайте начистоту. Ваш драматический дар под большим сомнением. Но вы красавица! И только поэтому мы вас берём». Очень скоро педагоги поняли, как ошиблись, встретив Вилькину по одёжке…

фото: "7 дней" /Наталья рядом со старшим братом Александром

фото: «7 дней» /Наталья рядом со старшим братом Александром

Сразу после института она оказалась в Театре Советской армии, где стала театральной музой режиссёра Леонида Хейфеца. Когда же его позвали в Малый театр, Наталья ушла вслед за ним. И не прогадала. Режиссёр ставил под любимую актрису один спектакль за другим, потому что народ толпами «ходил на Вилькину».

Скромная зарплата Натальи не мешала ей наслаждаться богемной жизнью. Всё хозяйство, как и воспитание дочери, тащила на себе её мама. А она устраивала дома званые вечера, где все обсуждали светские новости, новые книги, театральные премьеры…

фото: "7дней"/ с мужем Игорем Охлупиным

фото: «7дней»/ с мужем Игорем Охлупиным

Романы актриса не заводила, но без дружеских посиделок себя не мыслила. И порой так увлекалась, что приходила домой под утро. В такие дни мать Натальи сходила с ума от беспокойства, а муж от ревности. Потому что позвонить Наташа часто забывала. Вилькиной вообще нравилось, чтобы все думали о ней, волновались за неё, страдали по ней…

В день спектакля домашние готовили для Натальи к двум часам обед. Потом она шла спать. К пяти часам вечера её будили. И к этому времени её уже ждала заботливо приготовленная горячая пенная ванна. Но никого из домочадцев «служение её театральному величеству» не унижало, потому что каждый член семьи чувствовал её безмерную благодарность.

фото: "7 дней"/Наталья Вилькина, Виталий Соломин, Леонид Хейфец

фото: «7 дней»/Наталья Вилькина, Виталий Соломин, Леонид Хейфец

Наталья не была умопомрачительной красавицей. Но её необычный склад ума и магнетизм покорял мужчин. Ей смертельно завидовали. Мама актрисы не раз находила в квартире то здесь, то там разные подклады. Но в доме всегда толпилось столько гостей, что трудно было вычислить вражину.

Потом мы выяснили, что вся эта чёрная магия — дело рук маминой школьной подруги Лены. Завидовала, наверное, что у Наташи семья, работа, много друзей и не смогла со своей завистью справиться. Больше в дом мы её не пускали.

Фото: "7 дней"/ В. Носик и Н. Вилькина

Фото: «7 дней»/ В. Носик и Н. Вилькина

Актрисе стукнуло 38, когда в её семейной жизни разразился кризис. К этому времени её супруг устал от шумных домашних пирушек и полюбил тишину. И теперь, когда в их доме собирались гости, Игорь спешно покидал жилище.

Больше Наталья не чувствовала рядом с мужем себя «особенной». Каждый жил своей отдельной жизнью. Вилькина всё чаще стала «зависать» у друзей, где изливала душу. И порой вела себя безрассудно.

В самый пик её личной драмы, Малый пригласили в Германию на фестиваль. Но актриса на него не поехала, потому что на собрание, где утверждали список артистов, явилась в приличном подпитии.

И этот поступок Вилькиной, как будто против само́й себя, поразил тогда в театре многих — вспоминал режиссёр Леонид Хейфец.

Ведь она никогда не была «выпивохой», это был какой-то стихийный каприз, протест…

Фото: "7 дней"/ со вторым мужем Кириллом Чубаром

Фото: «7 дней»/ со вторым мужем Кириллом Чубаром

«Безумства» Вилькиной поутихли, когда в её жизни появился французский аристократ Кирилл Чубар. Пятидесятилетний учёный-физик приехал в Москву на конференцию. И в рамках культурной программы посетил театр. Француз буквально лишился разума, когда увидел Наталью на сцене. Его настойчивая осада началась в тот же вечер.

Актриса предполагала, что это будет лёгкий «антикризисный» романчик. Но новоявленный ухажёр удивил её радикальными поступками. Он моментально оформил развод, оставил солидную должность в Орлеанском университете и переехал в суровую Россию, где стал преподавать в советской школе. Потрясённая безрассудством француза, она сказала ему «да».

Кадр из фильма "Перед заходом солнца"

Кадр из фильма «Перед заходом солнца»

Муж Натальи разводиться не хотел — умолял одуматься. Но когда понял, что уговоры бесполезны, отпустил без скандалов и громкого дележа имущества. Он сразу как-то сдал и замкнулся. Дочь актрисы Алёна бесконечно жалела отца и прибегла к «запрещённому приёму». Когда мать уже паковала чемодан, она кинулась к ней, рыдая взахлёб.

— Мамочка, не бросай меня! Ты не можешь от нас уйти! Выбирай или я, или этот француз!

— Конечно, Кирилл…

-8

В новом браке у Натальи выросли крылья. Француз исполнял любое её желание, дарил драгоценности, наряды, в которых она блистала на приёмах в посольстве. Но и о родных своих не забывала. После развода мать актрисы, дочь и бывший муж остались жить в одной квартире. Наталья постоянно навещала их и таскала сумками дефицитные продукты. И всё бы хорошо, вот только на подмостках актриса больше не блистала.

В конце 80-х Хейфец ушёл из Малого творить в другой театр. И в этот раз музу-Вилькину с собой он не позвал. Вскоре все поставки режиссёра, в которых играла актриса, вывели из репертуара. Несколько лет она сходила с ума от невостребованности. А в начале 90-х стала играть во Франции в антрепризе. Там-то её и увидел известный французский писатель и предложил поставить моноспектакль на базе Малого театра. «Ну наконец-то!»— обрадовалась Наталья.

Кадр из фильма "Школьный вальс"

Кадр из фильма «Школьный вальс»

Всё складывалось для неё удачно. Вот-вот должны были начаться работы по постройке нового дома в Альпийском предгорье, где у супруга было своё поместье. Они планировали туда перебраться, когда состарятся. Уже были заказаны материалы, заложен фундамент. Но не случилось…

Наталья прилетела в Москву и пришла в театр договариваться, чтобы дирекция разрешила ей играть спектакле. И получила добро. Счастливая, она вышла из кабинета и вдруг внезапно упала. Её не стало в тот же день, в 45 лет… Оторвавшийся тромб не оставил ни единого шанса.

Говорят, что ранний уход актрисы был предсказуем. Ведь она была подобна оголённому нерву. Играла как в последний раз, любила как в последний раз, курила без меры, не обращая никакого внимания на протесты родных. Но по-другому она просто не умела. Это был её выбор, её жизнь. Короткая, но счастливая…