Фотоподборка съёмок советских фильмов. Как это было

Предлагаю вам очередную подборку фотографий из прошлого. Уже много писали о том, что в те годы, когда фильмы снимали на киноплёнку, к каждому дублю актёры особенно тщательно готовились. И команда «Мотор!» имела совсем другой уровень волнения всех участников съёмок, чем это происходит сегодня.

В век цифрового видео каждый неудачный дубль приносит лишь сожаление о потерянном времени. В годы плёночного кино каждая секунда неудачного видео измерялась рублями и сокращением запаса выделенного лимита плёнки, которой режиссёрам часто не хватало.

Поэтому ради экономии приходилось идти на разные ухищрения. Например, когда по сговору с оператором первые дубли снимали на «пустую камеру», хотя актёры об этом не знали. И лишь когда удавалось получить нужную игру, то по команде режиссёра оператор снимал следующие дубли уже на плёнку. Возможно, и поэтому в советских картинах была выверена каждая секунда экранного времени.

Причем дефицита киноплёнки во второй половине двадцатого века в СССР не было. А ограниченные лимиты на фильмы были связаны скорее с экономией средств на кинопроизводство, так как киноплёнка и её последующая обработка стоили немалых денег.

Вторая цель ограничения — это принуждение режиссёров и всех членов съёмочных групп более ответственно относиться к своей работе. К каждому отснятому дублю. Возможно, это тоже было причиной того, что у режиссёров позже получались настоящие киношедевры.

Впрочем, это касалось не только советских кинорежиссёров. В других странах тоже боролись за сокращение расходов на кинопроизводство, в которых дорогостоящая киноплёнка занимала существенное место.

В современном кинопроизводстве, особенно в съёмках телесериалов, репетиций снимаемых эпизодов обычно даже не проводят. А снимают сразу под запись и в повторных дублях лишь корректируют игру актёров.

Но на съёмках сериалов так было не всегда. Первые телесериалы появились в США ещё в 40-х годах. А в начале 50-х уже имели массовое распространение. И это было даже более сложное и ответственное производство, так как их транслировали из студии в прямом эфире.

Обычно актёры волновались и уставали даже больше, чем на театральной сцене, потому что осознавали, что их смотрят сотни тысяч зрителей. Лишь рекламные паузы, которые были заранее сняты на киноплёнку, давали актёрам несколько минут для отдыха. Снимать сериалы на киноплёнку, чтобы в дальнейшем транслировать всё это по телевидению, было слишком затратным занятием. Особенно для ежедневных низкобюджетных телесериалов.

Но с появлением первых видеомагнитофонов в конце 50-х годов практика прямых эфиров студийных сериалов и спектаклей ушла в прошлое.

Массовое использование в кинопроизводстве видеокамер вместо кинокамер у нас в стране стало возможным лишь в конце 70-х годов, когда появились профессиональные камеры.

"Жестокий романс" (1984). Съёмки на видеокамеру позволяют режиссёру и актёрам на мониторе сразу посмотреть отснятый эпизод.

Но не все советские режиссёры торопились переходить на видеокамеры, так как плёночное «аналоговое» кино имело свои преимущества. И по качеству получаемого изображения, и по особой атмосфере в кадре.

Ниже я предлагаю вам подборку рабочих фотографий со съёмок советских фильмов. Многие из этих фотографий вы, наверное, уже видели, но есть среди них и редкие снимки.

"Воскресенье" (1960).

"Девушка без адреса" (1957).

"Кубанские казаки" (1949).

"Андрей Рублёв" (1966).

"Тихий Дон" (1957).

"Берегись автомобиля" (1966).

"Война и мир" (1967). Подготовка к комбинированным съёмкам. На стекле перед камерой художник дорисовывает необходимый задний план.

"Им покоряется небо" (1963). У камеры режиссёр Татьяна Лиознова.

"Зигзаг удачи"  (1968).

"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (1967).

"Если верить Лопотухину" (1983).

"Новые приключения неуловимых" (1968).

"Судьба человека" (1959).

"Вокзал для двоих" (1982).

"Жестокий романс" (1984).

"Афоня" (1975).

"Покровские ворота" (1982).

"ТАСС уполномочен заявить…" (1984).

"Гостья из будущего" (1985).

"Через тернии к звёздам" (1980).