Причем проект могли закрыть в самом начале. Ведь снимать режиссер Константин Бромберг собрался по повести нелюбимых цензорами братьев Стругацких. Фильм спасло то, что события в нем развивались под Новый год. А именно такой сценарий срочно требовался телевизионному руководству. Задача стояла архисложная: снять успешную новогоднюю комедию.
Восемнадцатью годами ранее Аркадий и Борис Стругацкие написали юмористическую повесть «Понедельник начинается в субботу«.
В ней рассказывалась история ленинградского программиста Саши Привалова, сотрудника Научно-исследовательского Института чародейства и волшебства. Сокращенно — НИИ “Чаво”.
Повесть стала настолько популярной, что режиссер Эльдар Рязанов в своем фильме “Служебный роман” даже поместил на дверь Института статистики табличку с надписью НИИ “Чаво”. Это было завуалированное восхищение Стругацкими.
В картине от оригинального текста Стругацких мало что осталось. Остался Волшебный институт, правда, с измененным названием и несколько фамилий магов. Не пощадили цензоры даже Черного кота, которого озвучил Георгий Вицин. В фильм вошло всего два слова. Режиссер Константин Бромберг вспоминал, что, узнав, как цензоры обошлись с его Коташей, как он его называл, Вицин заплакал.
По сценарию, когда сказочный кот заговорил, то сразу запросил отпуск в январе, вместо привычного для котов марта, чтобы посвататься к кошке директора. И стал критиковать главного героя Ивана за полное утрачивание мужских инстинктов. Все это нещадно вырезали цензоры, обвинив создателей не только в булгаковщине, но и в фривольности.
В новогодней советской комедии шутить не разрешалось практически ни над чем. Особым табу была наука и чиновники. Критиковать руководство пусть и несуществующего института НУИНУ нужно было очень осторожно.
На роль первой красавицы НУИНУ пробовалось множество актрис: Алферова, Проклова, Цыплакова, Коренева, Удовиченко, Муравьева. Но режиссер Бромберг всех их отверг, посчитав, что Аленушку-то они сыграют. А вот ведьму — врядли.
Необходимую для роли чертовщинку режиссер разглядел в Александре Яковлевой. Смелость и соблазнительность, которую Яковлева продемонстрировала в фильме “Экипаж”, решили использовать и в “Чародеях”. Как только Аленушка превратилась в ведьму, тут же стала коварной совратительницей.
С момента прихода Яковлевой на пробы поиски Аленушки закончились. Александра Яковлева признавалась, что играла совсем не заколдованную сказочную Аленушку, а обычную девушку, которую отношения в рабочем коллективе превратили в ведьму.
Для Александры Яковлевой “Чародеи” были всего третьей главной ролью в ее фильмографии. Поэтому к каждому появлению в кадре актриса готовилась настолько тщательно, что коллеги изнывали от бесконечного ожидания главной героини. Когда она в очередной раз пришла с опозданием как минимум на час, Валентин Гафт взял ее за шкирку и грозно сказал: «Если еще раз опоздаешь, прибью просто«. После этого она приходила вовремя.
Сама актриса уверяла, что опаздывала не по своей вине. Образом Алены и временем на его создание полностью управляла гример.
Валентин Гафт в “Чародеях” сыграл главного отрицательного персонажа Сатанеева, замдиректора НУИНУ, который был безумно влюблен в героиню Александры Яковлевой.
А вот в жизни у актеров все складывалось совсем по-другому. Очень требовательный к себе и партнерам Гафт молодую актрису поначалу настолько невзлюбил, что даже отказался сниматься с ней в некоторых совместных сценах. И их приходилось снимать раздельно.
К счастью для всей съемочной группы, в конце работы над фильмом актеры помирились и расстались друзьями. Впоследствии очень ироничный Гафт о своей партнерше говорил только хорошее.
Валентину Гафту в “Чародеях” досталась самая остросоциальная роль. Его герой — бюрократ, влезает в сферу, в которой ничего не понимает, и при этом мечтает подсидеть квалифицированного директора. Во времена, когда таких управленцев сплошь и рядом двигали по партийной линии, это было более чем актуально. Актер и режиссер шутили на грани.
В роли жениха Алены Ивана Пухова, режиссер видел исключительно Абдулова. Но руководство ЦТ не соглашалось. На главную роль чиновники настоятельно рекомендовали Сергея Проханова. Бромберг провел пробы, и на этом сотрудничество с Прохановым закончилось.
Пока тянулась эпопея с утверждением Абдулова на главную роль, артиста пригласили еще в четыре картины. “Чародеи” оказались его пятым фильмом. Он поставил условие, что может работать только ночью. Поэтому там так много ночных съемок с участием Абдулова. Когда он спал и отдыхал, непонятно.
На роль мага Коврова, кроме Эммануила Виторгана, пробовались Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Но героя-трудоголика Бромберг в них не разглядел. Поверить в то, что Андрей Миронов женат на своей работе и у него нет девушки, было невозможно. А Александр Ширвиндт, по мнению режиссера, был слишком вальяжен для рабочей лошадки.
Виторган же подошел настолько, что даже его собственную кепку, водолазку и пиджак утвердили в качестве костюма. От долгожданной положительной роли артист был в восторге. На роль напарника Коврова по волшебству мага Брыля сначала пробовался Юрий Никулин. Но он ошарашил режиссера вопросом: «А есть ли у вас что-нибудь для Вицина и Моргунова?«
Бромберг, конечно, не захотел, чтобы его комедия стала продолжением гайдаевских. А вот Спартак Мишулин подошел идеально. Но в дуэте с Виторганом не смотрелся. Когда на пробы пришел Михаил Светин, сомнений ни у кого не осталось. Получился классический дуэт в духе старых немых комедий.
-Ему очень понравилось на мне сидеть. Сделали три дубля, и режиссер сказал: -Ну хватит.
А Миша: -Нет нет. Пожалуйста. Не хватит. Мне нужно еще побыть в этом состоянии.
А он на мне сидит. Я туда-сюда хожу пять дублей. Хотя они уже перестали снимать. Все вокруг смеются, я тоже. Думаю: Ну, я тебе отомщу.
Эммануил Виторган
Одна из самых сказочных сцен фильма: встреча со скатертью самобранкой, которую персонажи Виторгана и Светина ругают за халтурный прием гостей. Здесь наглядно показывается характерная черта советских заведений общепита. Для обычных клиентов — одно меню. Для особо важных — другое.
Скатерть-самобранка в “Чародеях” говорит голосом Совы из “Винни Пуха”. Это потрясающая озвучка Зинаиды Нарышкиной.
Директора магического НУИНУ Киру Шамаханскую часто сравнивают с ее коллегой Калугиной из “Служебного романа”. Алиса Фрейндлих даже успешно пробовалась на роль Шамаханской. Но занятость в театре не позволила ей стать еще и главной магической директрисой советского кино.
Сценарий предлагали Гундаревой, которая была тоже очень сильно занята. Просто идеально на эту роль подошла Екатерина Васильева. В этом фильме она оказалась, как говорится, на месте.
Из-за проволочек с утверждением актеров, зимний лес начали снимать только в конце марта. Снег буквально уходил у съемочной группы из-под ног.
В результате пришлось доставать специальную противопожарную пену, которая заменяла снежный покров. Но тройку лошадей по пене не пустишь. Группу спас город Суздаль. Где еще оставался хороший снег.
Ставшую знаменитой фразу “Кто так строит” в сценарий вписал лично режиссер Бромберг. Однажды он заблудился в коридорах нового здания телецентра “Останкино”.
Здание было таким необычным, что режиссер решил: именно здесь и будет располагаться волшебный институт. Именно в останкинских лабиринтах бродил гость солнечного юга в исполнении Семена Фарады.
В “Чародеях” была сделана попытка приблизиться к мюзиклу. В кадре и за кадром здесь прозвучали 10 песен, большинство из которых сразу стали шлягерами. Сотрудничество композитора Крылатова с режиссером Бромбергом началось с фильма “Приключения Электроника”.
Спокойной их совместную работу назвать было нельзя. Бромбергу совершенно не нарвилось то, что писал Крылатов. Но успех Электроника вынудил режиссера вновь обратиться к нему. И они снова начали спорить и ругаться.
Евгений Крылатов вспоминал, как однажды они начали спорить в его доме и не могли остановиться. Спорили, спорили и вышли на улицу. Крылатов его провожал. И только в метро он заметил, что стоит в домашних тапочках и трениках. Настолько у них были отношения непростые.
Как и в Электронике, режиссер и композитор пришли к компромиссу. Тем более сроки поджимали. Они в срочном порядке искали музыкантов. Так в фильм попали ВИА “Добры молодцы”.
Из актерского состава в фильме запели только Светин с Виторганом и Абдулов. А песню “Три белых коня”, конечно, должна была исполнять вокалистка. Причем юная. Ведь по сценарию Нине Пуховой всего 9 лет. Однако Бромберг решил, что ему непременно нужна только Лариса Долина. С тех пор эта песня уже больше четырех десятков лет — одна из новогодних хитов.
Несмотря на титанический труд съемочной группы, актеров и музыкантов, после премьеры чуда не произошло. Критики не прочили фильму ничего хорошего. В газете “Труд” даже написали, что чувства большого удовлетворения и глубокого следа в памяти премьера не оставила.
Братья Стругацкие долго не могли привыкнуть к такой вольной интерпретации их повести. А Валентин Гафт не мог простить режиссеру того, что в фильм попали незапланированные сцены его дурачеств.
Только зрители “Чародеев” сразу полюбили. По их многочисленным просьбам в январе 1983 года фильм повторили уже по второй программе ЦТ. С тех пор на протяжении более сорока лет “Чародеи” входят в обязательный новогодний теленабор вместе с “Карнавальной ночью” и “Иронией судьбы”.
Секрет, возможно, кроется в тонкой ироничной подаче действительности через волшебство.