Вышла замуж за «ветреного красавчика», став 4-й женой, но оказалась его настоящей любовью. Судьба Лидии Сухаревский и её муж Борис Тенин

Лидия Сухаревская и Борис Тенин в к/ф "Старомодная комедия", 1978 г.

Лидия Сухаревская — актриса, которая умела играть самые разные роли, и каждая её героиня была личностью со сложным характером. В фильмах она снималась не очень часто и считала себя прежде всего театральной актрисой. Кинорежиссеры, по её словам, не слишком ею интересовались. И всё же её вклад в искусство был высоко оценен: в 1990 году Лидия Сухаревская получила звание Народной артистки СССР.

"Мусоргский", 1950 г.

Детские годы и выбор профессии

Будущая актриса появилась на свет в 1909 году в Вологодской области, где служил её отец — военный. Хотя её семья была далека от мира искусства, сама Лидия Петровна всегда говорила, что на сцену её привела врождённая тяга к творчеству, заложенная где-то на генетическом уровне. С детства она была окружена книгами, зачитывалась стихами, а потом, поддавшись внутреннему порыву, начала сама придумывать диалоги и разыгрывать небольшие сценки, словно предчувствуя своё будущее призвание.

В пятнадцать лет Лидия столкнулась с суровой реальностью жизни: не стало отца. Мать, оставшись одна, принимает, наверное, единственно верное в их ситуации решение — переехать в Ленинград. Большой город всегда манит возможностями, хотя и таит в себе немало трудностей. И вот, юная Лидия оказывается в шумном, незнакомом Ленинграде, где ей пришлось быстро повзрослеть. Помощь матери становится ее первостепенной задачей, и на каникулах она, не раздумывая, хватается за любую работу.

По настоянию матери девочка стала посещать вечерние курсы кройки и шитья — практичная профессия казалась важнее всего. И надо же такая ирония судьбы: при этих самых курсах, совершенно неожиданно оказывается драматический кружок. Подруга буквально затащила её туда, и это оказалось судьбоносным: руководительница кружка, опытная актриса, сразу заметила в девушке незаурядные способности и настоятельно рекомендовала ей развивать свой талант.

В 1927 году, вопреки ожиданиям матери и собственным сомнениям, Лидия поступила в Первую Государственную художественную студию. Однако обучение, как оказалось, не было «отлажено», организация хромала, и поначалу Лидия даже почувствовала себя немного потерянной. Пришлось взять себя в руки, проявить силу воли. И тут, к счастью, помощь пришла от старших студентов, которые поддержали её и помогли адаптироваться к новой обстановке.

"Мы с Урала", 1943 г.

Карьера актрисы

После окончания студии молодые актёры, полные энтузиазма, стали артистами передвижного Театра пропаганды. Этот период, хоть и был непродолжительным — всего год, дал им неоценимый опыт работы со зрителем. После распада труппы Лидия поработала в Ленинградском ТРАМе и в театре Радиокомитета, но эти театры не дали ей того, к чему она стремилась.

Два года спустя судьба улыбнулась ей: Лидия прошла конкурс в Ленинградский театр комедии. Это было настоящей победой. Одиннадцать лет она отдала этому театру, после чего переехала в Москву.

Дебют актрисы в кино состоялся, когда ей был 31 год — она сыграла одну из главных ролей в фильме «Василиса Прекрасная».

Позже фильмография Лидии Сухаревской пополнилась множеством картин:, среди которых «Она Вас любит», «Мальчики», «Анна Каренина». Но особенно примечательна мелодрама «Жизнь сначала», где она проявила себя не только как талантливая актриса, но и как одарённый сценарист.

"Суд чести", 1948 г.

Вообще, интересно отметить, что Лидия Сухаревская очень часто играла эпизодические роли. И знаете, вот тут проявляется настоящее мастерство актера. Ведь сыграть главную роль, вести за собой сюжет — это одно. А вот за короткое время, в нескольких минутах экранного времени, создать яркий, запоминающийся образ, раскрыть характер персонажа — это уже высший пилотаж. И Лидия этим владела в совершенстве. Она никогда не делила роли на главные и второстепенные, к каждой относилась с одинаковой серьезностью и вниманием. Именно поэтому, даже в небольших эпизодах, ее героини всегда были живыми, настоящими, запоминались зрителям.

С самого начала своей творческой жизни Лидия Сухаревская поражала многогранностью своего таланта. Она с невероятной лёгкостью перевоплощалась в совершенно разные образы, тогда как многие актёры, как правило, ограничиваются каким-то одним амплуа. Лидия Петровна не просто играла роли — она создавала их, внося в каждую свои авторские штрихи, свои неповторимые нюансы.

Однажды кто-то спросил Лидию Петровну, как она готовится к роли, как настраивается на образ. И она ответила, что подходит к роли, как хорошая хозяйка к приготовлению супа. Представляете себе такое сравнение? Но в нем вся суть ее актерского метода! Хорошая хозяйка, когда варит суп, ведь не смотрит постоянно в рецепт, не следует жестким указаниям. Вот и Сухаревская в роли — она не загоняла себя в рамки правил и теорий, а доверяла своему опыту и внутреннему голосу. И это, надо сказать, работало безупречно!

"Каин XVIII", 1963 г.

Единственный и счастливый брак

В двадцать восемь лет, на сцене Ленинградского театра комедии, Лидия встретила свою судьбу — тридцатидвухлетнего актёра Бориса Тенина, того самого, кого мы помним по блестяще сыгранным ролям бравого солдата Швейка и непроницаемого комиссара Мегрэ.

Да, Борис был актером ярким, талантливым, и, чего уж скрывать, мужчиной видным, обаятельным. Его личная жизнь к моменту встречи с Лидией была, скажем так, весьма насыщенной. Представьте себе, к тридцати двум годам он был женат три раза. Вот такой вот, оказывается, был сердцеед — талантливый, обаятельный, но, похоже, не слишком постоянный в своих чувствах.

Борис Тенин в фильме "Вражьи тропы", 1935 г.

Первой женой Бориса была актриса Клавдия Коренева. Молодость, страсть, общие творческие интересы — все это, конечно, замечательно, но, видимо, недостаточно для долгой семейной жизни. Их брак продержался всего год. Вскоре он увлекся Ольгой Ивановой. Тут, правда, история получилась с «изюминкой». Ольга была женой известного режиссера Григория Александрова — да-да, того самого, что снял «Веселых ребят» и «Цирк». Вот так вот, закрутился роман на стороне. Но, как известно, тайное всегда становится явным. Александров, узнав о «новой любви» супруги, долго не раздумывал и подал на развод. Что ж, как говорится, дело житейское. Тенин и Иванова, освободившись от «уз прошлого», поспешили связать себя новыми узами. Но, увы, и этот брак оказался недолгим.

А в начале тридцатых годов в жизни Бориса появилась Галина Степанова. В этом браке родился сын, но, видимо, и тут что-то пошло не так. Даже рождение наследника не смогло удержать этот союз от распада.

И вот, к моменту встречи с Лидией, за ним, конечно, закрепилась репутация, ну, скажем так, «ветреного мужчины». И когда, спустя год после начала их романа, Борис и Лидия решили сыграть свадьбу, их коллеги, чего греха таить, скептически покачивали головами. Шептались за спиной, мол, долго ли продержится этот союз? Не будет ли Лидия всего лишь «одной из» в длинном списке «увлечений» красавца Тенина?

"Мальчики", 1959 г.

Кто бы мог подумать, что именно встреча с Лидией Сухаревской станет для него поворотным моментом, что именно в этих отношениях он, наконец, обретет то самое семейное счастье, которое так долго искал?

Он говорил о Лидии с таким трепетом, с таким благоговением, словно она была не просто женщиной, а каким-то чудом, посланным свыше.

«Это чувство, — признавался Тенин, — делает меня счастливым. Даже если бы она меня не любила, я был бы счастлив от того, что люблю ее. Для меня Сухаревская — неповторимое создание».

Представляете, какие слова! Вот так вот «ветреный сердцеед» вдруг оказался способным на такую глубокую, искреннюю и бескорыстную любовь.

Их брак действительно оказался на удивление крепким и счастливым. Вопреки всем прогнозам, Лидия и Борис оказались идеальной парой. Они были неразлучны, их связывала не только любовь, но и глубокое взаимопонимание, поддержка, уважение друг к другу. Интересно, что некоторые отмечали внешнее сходство Лидии с бывшей женой Тенина актрисой Галиной Степановой, но именно с Лидией, ставшей его четвертой женой, он обрёл то самое, настоящее семейное счастье.

Супруги оба были людьми творческими, жили своей работой, отдавались ей без остатка. Возможно, именно поэтому в их браке так и не появилось детей, но их дом никогда не был пустым или холодным. Их навещал сын Тенина Михаил, и они принимали активное участие в его жизни.

Говорят, что и Лидия, и Борис отличались независимым характером, не терпели никакого диктата над собой. И когда они решили покинуть Ленинградский театр комедии и переехать в Москву, чиновники от культуры пытались как-то повлиять на их решение, удержать их в Ленинграде, но супруги проявили твердость и настойчивость.

Лидия Сухаревская и Борис Тенин в к/ф "Старомодная комедия", 1978 г.

В столице их творческий путь начался в Театре-студии киноактёра, затем они некоторое время работали в Театре на Малой Бронной, но настоящим их театральным домом стал Театр имени Маяковского, где они служили до конца жизни. Именно на сцене этого театра был поставлен замечательный спектакль «Старомодная комедия», где Лидия и Борис сыграли влюблённую пару, трогательно и убедительно перенеся на сцену тепло и нежность своих собственных отношений.

Их объединяла не только преданность театру, но и общая страсть к книгам. Борис Николаевич был обладателем внушительной библиотеки, и книги заполняли все уголки их трёхкомнатной квартиры на улице Герцена, ставшей их семейным гнездом на долгие годы. Тенин относился к ним с благоговейным трепетом, и прежде чем дать почитать кому-нибудь книгу, даже своей любимой жене, неизменно спрашивал: «А руки чистые?».

Вообще, Борис был человеком удивительных талантов и увлечений. Многое в доме он делал самостоятельно — мастерил, чинил, изобретал. А еще он придумал необычный музыкальный инструмент — какой-то невероятный гибрид примуса и свистульки! Вот такая фантазия у человека была, вот такая изобретательность. И помимо этого «чудо-инструмента», он прекрасно играл на балалайке, на губной гармошке и на банджо.

"Шофёр на один рейс", 1981 г.

Но, увы, время неумолимо. Борис ушел первым, в 1990 г., Лидия — через год. Ее не стало в возрасте восьмидесяти двух лет. Вот так вот, словно две звезды, светившие рядом долгие годы, они погасли почти одновременно.

Но память о них жива. Согласно завещанию, все коллекции Тенина были сохранены, а их квартира стала музеем, где позже открылся филиал научной библиотеки СТД РФ, став своеобразным памятником этой творческой семье, их любви и преданности искусству.