Он мог стать математиком, но ушёл в лирики. Путь Вячеслава Малежика

Один из самых плодовитых выходцев из эпохи ВИА, Вячеслав Малежик за годы не только не ушёл в тень, но даже нарастил обороты в деле написания мелодичных песен. Кроме того, музыкант радует ценителей воспоминаниями в социальных сетях и вообще не планирует уходить на покой. Сегодня маэстро эстрады исполнилось 78 лет.

Вячеслав Малежик родился 17 февраля 1947 года. Как и многие представители своего поколения, он рос уличным пацаном, но от потенциальной сумы и тюрьмы его спасли два обстоятельства. Во-первых, он с детства увлекался математикой и достигал успехов в точных науках, во-вторых, чувствовал тягу к музыке.

Молодые годы Вячеслава Малежика прошли в неопределённости: кем быть? С одной стороны, диплом музыкальной школы по классу баяна и участие в самодеятельности. С другой, поступление в Московский институт железнодорожного транспорта — и явные научные перспективы.

И всё-таки в Вячеславе Малежике мир потерял математика, получив музыканта, композитора и поэта. Виноватыми в этом выборе, как часто бывало, оказались «Битлз». Услышав хиты ливерпульской группы, Малежик уже не сомневался. Теперь ему хотелось делать нечто подобное, следовать за музыкантской мечтой. И главное, получалось!

Первые песни Вячеслав Малежик написал ещё в 1960-е. Одна из них стала хитом спустя годы в исполнении «Голубых гитар»«Наташка» на стихи поэта Рафаэля Плаксина была написана в 1968 году: «Уже четыре долгих дня Наташку прячут от меня».

В 1967 году Вячеслав Малежик сделал первый шаг на большую сцену, пройдя прослушивание в ВИА «Весёлые ребята». Многие хотели бы занять вакантное место солиста, но Павел Слободкин сделал свой выбор, дав шанс молодому, обаятельному и нахальному новичку.

В «Весёлых ребятах» Малежик проработал с января 1973 года по июнь 1975 года, успев накопить бесценный опыт, который пригодился после перехода в «Голубые гитары», а затем и в ВИА «Пламя».

И если многие участники вокально-инструментальных ансамблей были готовы лишь исполнять предоставленные профессиональными авторами песни, то неугомонный Вячеслав Малежик буквально фонтанировал собственными песнями. Если у Леннона и Маккартни получилось, что мешает последовать примеру?

В 1979 году Малежик написал на стихи Павла Хмары песню «200 лет» — одну из тех, которые сам автор считал особенно для себя значимыми. Она была предложена Вадиму Мулерману и Алле Пугачёвой, но в итоге вышла в записи ВИА «Пламя».

Стало ясно, что на эстраде появился новый автор. Постепенно песням Малежика становилось тесно в рамках коллектива, и артист принял решение отправиться в сольное плавание с собственным материалом.

В 1980-е Вячеслав Малежик вышел из тени ВИА, в которых он состоял, и заявил о себе в качестве независимого автора-исполнителя. Он вёл программу «Шире круг», выступал в фестивале «Песня года», выпускал пластинки, в которых битловские влияния переплетались с эстрадными и бардовскими традициями.

В 1987 году после ленинградского концерта к Вячеславу Малежику подошёл поэт Евгений Звонцов и вручил листок со стихотворением «Дорога». Ожидая рейс в Гагру, музыкант написал мелодию прямо в зале ожидания аэропорта. Первыми песню услышали случайные попутчики, наградив композитора аплодисментами.

Порой лучшие идеи рождаются спонтанно. Но, несомненно, для этого нужны не только талант, но и опыт. И того, и другого у Вячеслава Малежика было в достатке. Вместе с ВИА «Пламя» он ездил выступать перед советскими бойцами в Афганистан и знал, что каждое слово в песне имеет вес.

Со временем песни Вячеслава Малежика вышли из широкого обихода, стали редкими гостями на телевидении и радио. Но их автор вовсе не собирался сдаваться. Он продолжил выпускать альбомы, счёт которых идёт на десятки. И у которых всегда найдётся пусть немногочисленная, но заинтересованная публика.

Вячеслав Малежик отличается не только музыкальными талантами, но и превосходной памятью. Многие его коллеги по сцене не смогли, не захотели или не успели оставить воспоминаний. К счастью, эссе Вячеслава Малежика, которые он щедро публикует на своих ресурсах, позволяют читателям окунуться в непростую «кухню» советских вокально-инструментальных ансамблей.

А главное, Малежик пишет песни. Больше, чем многие. Вспоминает былое и стремится соответствовать времени. Сохраняет верность выверенной лирической интонации, поёт под настроение любимые песни своих родителей, но не боится и поддать рок-н-ролла. Как в старые-добрые времена!