Она появилась на свет 27 февраля 1957 года в подмосковной деревне Ново-Михайловское. Родители будущей актрисы работали на местном мукомольном комбинате и целыми днями пропадали на производстве. Кроме Тани в семье подрастал старший брат Владимир — он с детства был инвалидом и нуждался в особом уходе. Мама и папа трудились с утра до ночи, чтобы обеспечить двоих детей, однако денег хватало лишь на самое необходимое.
В первый класс Тане пришлось идти в огромном сарафане на вырост, который болтался на ней как мешок — в нём она потом проходила целых четыре года. Девочка очень комплексовала по поводу собственного внешнего вида, ведь у неё никогда не было ни модных обновок, ни ярких украшений, которыми хвастались подружки. Вместо трат на одежду родители будущей звезды предпочитали вкладываться в образование детей. Таню определили в престижную школу при Академии педагогических наук. Она училась в классе с углублённым изучением истории и литературы, была одной из лучших учениц. За успехи в учёбе школьницу наградили поездкой в «Артек», а затем в Чехословакию.
«Отдать швартовы!», ТО Экран, 1971, Ф. Глямшин
Несмотря на успехи в учёбе, становиться педагогом Татьяна никогда не стремилась. Ещё в детстве она увидела на экране фильм «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной и была потрясена тем, как легко актриса перевоплощалась из прелестной девушки в храброго корнета. Таня и сама захотела однажды стать актрисой, примерять на себя разные образы и радовать зрителей. В старших классах он начала посещать студию при Центральном телевидении, а после школы, не обращая внимания на протесты родителей, решила поступать в театральный вуз.
«Представление начинается», Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ, 1973, В. Кеворков
Она сдавала экзамены сразу в пять институтов, но только в ГИТИСе комиссия разглядела в девушке потенциал. Татьяна стала студенткой этого учебного заведения, попала на курс к знаменитому педагогу Всеволоду Остальскому. Вместе с ней учился Виктор Сухороков, а с ещё одним однокурсником Юрием Стояновым у юной актрисы завязался роман. Всё началось с совместных репетиций — Таню и Юру поставили в пару, чтобы отрабатывать лирические сцены. Однако уже вскоре учёба отошла на второй план — разгорелся бурный роман, так что влюблённые перестали даже появляться в институте. В конце первого семестра Догилева ахнула — её зачётка пестрела трояками. Больше всего нервничала мама актрисы, которая даже слегла в больницу от переживаний. В результате Таня решила оборвать все отношения с возлюбленным, игнорировала его и не обращала на него никакого внимания. А уже на втором курсе Стоянов женился на другой. Догилева с подружками была гостьей на его свадьбе — обидно было до слёз, но виду Татьяна не показывала.
«Безбилетная пассажирка», к/с им. Горького, 1978, Г. Победоносцев
В кино Татьяна Догилева дебютировала ещё в 14 лет — сыграла юную радистку в детском фильме «Отдать швартовы!». Первую главную роль она получила вскоре после выпуска из института — в молодёжной картине «Безбилетная пассажирка» сыграла штукатура Нинку. После этого фильмографию Татьяны Догилевой пополнили яркие роли в картинах «Вокзал для двоих», «Покровские ворота», «Вам телеграмма…», «Вольный ветер», «Нежданно-негаданно».
«Блондинка за углом», к/с «Ленфильм», 1984, реж. В. Бортко
Одной из самых запоминающихся работ Татьяны Догилевой на экране стала мелодрама «Блондинка за углом», где она сыграла в паре в Андреем Мироновым. В фильме «Забытая мелодия для флейты» актрисе досталась роль медсестры Лиды, которая оказывается втянута в любовный треугольник.
«Забытая мелодия для флейты», к/с «Мосфильм», 1987, реж. Э. Рязанов
В новом тысячелетии Татьяна Догилева не утратила былой популярности. На протяжении нескольких сезонов актриса играла главную роль в сериале «Люба, дети и завод» — зрители очень полюбили её неунывающую героиню, однако сама актриса так устала от бесконечных съёмок, что за кадром у неё нередко случались нервные срывы. Кроме этого актриса появилась в проектах «Бомжиха», «Ёлки 3», «Золотая кровь».
«Вокзал для двоих», к/с «Мосфильм», 1982, реж. Э. Рязанов
Сразу после выпуска из института Татьяну Догилеву приняли в труппу «Ленкома». Этой сцене актриса посвятила семь лет, а затем перешла в Театр имени Ермоловой. В актёрском составе этого театра Татьяна числилась больше двадцати лет, однако на сцену фактически не выходила. Когда в 2012 году худруком был назначен Олег Меньшиков, он попросил давнюю знакомую покинуть труппу, несмотря на то, что с Догилевой у них были дружеские отношения — Меньшиков даже крестил единственную дочь актрисы. Догилева ушла, громко хлопнув дверью, а впоследствии позволила себе несколько нелестных высказываний в адрес Олега Меньшикова в прессе.
«Покровские ворота», к/с «Мосфильм», 1982, реж. М. Козаков
Татьяна Догилева пробовала себя и на режиссёрском поприще. В антрепризе Михаила Козакова она поставила спектакли «Лунный свет, медовый месяц» и «Московские страсти», а в театре «Дуэт» — «Не отрекаются, любя…», «Дама ждёт, кларнет играет…» и «Падшие ангелы». И хотя в прессе постановки Догилевой были раскритикованы в пух и прах, поклонники актрисы оценили новую грань её таланта. В 2007 году Догилева сняла полнометражный фильм «Лера» о семейных перипетиях молодой девушки.
«Нежданно-негаданно», к/с «Мосфильм», 1983, Г. Мелконян
На съёмках фильма «Безбилетная пассажирка» Татьяна Догилева познакомилась в осветителем по имени Александр. Вспыхнуло взаимное чувство и вскоре они поженились. Однако к семейной жизни Татьяна оказалась совсем не готова — её карьера шла в гору, она пропадала на съёмках и в театре, а на мужа времени не оставалось. В результате уже через три месяца молодожёны приняли решение развестись.
«Вольный ветер», к/с «Ленфильм», 1983, реж. Я. Фрид
Судьбоносными для Татьяны Догилевой оказались съёмки в кинооперетте «Вольный ветер». Здесь она встретила писателя и переводчика Михаила Мишина, который был соавтором сценария. На площадке зародилось взаимное чувство, вот только Михаил уже был женат и воспитывал сына. Долгие восемь лет сатирик разрывался между семьёй и Татьяной, когда актриса наконец устала от статуса любовницы и пригрозила прекратить отношения навсегда. После этого Мишин ушёл из семьи и женился на Догилевой. В 37 лет актриса стала матерью — на свет появилась долгожданная дочь Катя.
Татьяна Догилева и Михаил Мишин
В середине 90-х в жизни Татьяны Догилевой началась чёрная полоса. Сначала умер брат-инвалид, а через несколько месяцев сгорел от онкологии отец. На фоне переживаний мать актрисы слегла с инсультом. Личное горе подтолкнуло Татьяну к бутылке. «У меня всегда было ощущение, что актриса должна пить и курить. Может, потому, что я росла не в актёрской среде…» — делилась потом Татьяна. Когда не стало и матери, Догилева окончательно сдалась. Из-за её запоев начались проблемы в семье — дочь Катя страдала от депрессии и довела себя до анорексии, пока отец не принял решение уйти от Татьяны и забрать девочку к себе.
«Волшебный участок», Originals Production, к/к «Место силы», 2023, С. Гордеев
Татьяна Догилева стала одной из немногих актрис, открыто признавшихся в собственном алкоголизме. Звезда экрана прошла несколько курсов лечения в реабилитационном центре, где ей помогли вернуться к нормальной жизни. Татьяна продолжила активно сниматься в кино и развиваться в профессии в новом амплуа. «Я смело вступила в роли комедийных старух!» — рассказывала она в прессе. Сегодня Татьяна Догилева снимается в продолжении сериала «Вампиры средней полосы», где играет с бывшим возлюбленным Юрием Стояновым, и снова перевоплощается в Бабу Ягу во второй части «Волшебного участка».
Татьяна Догилева с дочерью Екатериной
Нового спутника жизни актриса уже не ищет — по собственному признанию, она поняла, что просто не создана для роли жены. «Наверное, я не жена. Бог не дал мне в этой сфере таланта…» — сетовала актриса. Единственная дочь Татьяны Догилевой пошла по стопам знаменитой матери — Екатерина Мишина окончила Американскую академию драматического искусства в Нью-Йорке и сегодня снимается в кино. Вместе с матерью она появилась в сериале«Вампиры средней полосы», где сыграла героиню Татьяны Догилевой в молодости.