Георгий Мартынюк на съемках, 2001 год. Фото Ираклия Чохонелидзе (ИТАР-ТАСС)
Георгий Мартынюк и сам не понимал, как стал артистом — говорил, что его просто вела судьба. Он родился в 1940 году в Оренбурге (который, по его словам, был тогда пыльным маленьким городом, практически большой деревней). Так сложилось, что брат (он был старше на 12 лет) работал в местном театре артистом: все время брал мальчика с собой, чтобы не оставлять одного дома. Ребенок часами наблюдал за репетициями, по много раз смотрел все спектакли. А потом однажды заметил на улице объявление — набирали слушателей на актерские курсы. Георгий рос мальчиком чрезвычайно застенчивым, но тут «ноги сами понесли» в Дом учителя, где базировался драмкружок…
Ну, а после школы он отправился в Москву. Поступил в ГИТИС (хотя до последнего не верил, что получится: на 20 мест было подано несколько тысяч заявлений абитуриентов). Очень велика была вероятность, что после института он вернется на родину, устроится в местный театр и до конца жизни знать его будут только жители Оренбурга. По крайней мере, его в Оренбургский театр звали, — причем с ходу сулили квартиру и главные роли в больших постановках типа «Оптимистической трагедии». Но все вышло иначе: с Георгием пересекся, буквально в коридоре ГИТИСа, знаменитый московский режиссер Андрей Гончаров. И сообщил, что приглашение в Оренбург — ерунда: он, Гончаров, готов взять его, Мартынюка, в труппу Театра на Малой Бронной, где несколько лет назад стал художественным руководителем. От такого предложения отказаться юный актер не смог, — и в результате служил на Малой Бронной больше полувека.
Именно этот театр в конце концов и сделал его знаменитым — правда, пути к славе были окольными.На Малой Бронной четверть века работал режиссер Вячеслав Бровкин. И вот в какой-то момент его позвали на телевидение — снимать фильмы о следователях с Петровки. Естественно, он решил приглашать на главные роли актеров из театра, которых прекрасно знал.
Правда, поначалу в роли Павла Павловича Знаменского он видел Николая Волкова-младшего, а в роли Томина — Геннадия Сайфуллина. Но, немного поразмыслив, все переиграл и предложил Знаменского Мартынюку, а Томина — Леониду Каневскому. На роль эксперта Зинаиды Кибрит была утверждена их коллега по сцене Анна Антоненко-Луконина, но в последний момент выяснилось, что она беременна. Съемки «Знатоков», по воспоминаниям Бровкина, шли в бешеном темпе: даже репетировать приходилось в Саратове, куда театр выехал на гастроли. О том, чтобы дожидаться Антоненко-Луконину из роддома, не могло идти и речи. В труппе Театра на Малой Бронной другой актрисы, подходившей на роль Кибрит, не имелось… А исполнительницу надо было отыскать за считаные дни. Эльза Леждей, кандидатуру которой предложили сценаристы Ольга и Александр Лавровы, буквально спасла положение: по счастливому совпадению она чуть ли не единственная во всей Москве оказалась свободна — все остальные были либо заняты на других съемках, либо отправились на гастроли со своими театрами.
Леонид Каневский, Георгий Мартынюк и Эльза Деждей на съемках сериала «Следствие ведут знатоки».
Первые три серии «Знатоков» вышли в 1971 году, следующие четыре — в 1972-м (кстати, центральную роль в одной из них, «Свидетеле», сыграл-таки Николай Волков-младший). И, по сути, эти первые, черно-белые эпизоды были именно телеспектаклями: действие разворачивается в основном в декорациях (то кабинетах, то камерах, то квартирах), за окнами — откровенно нарисованные пейзажи. Но зритель о таких вещах не задумывался. Он буквально влюбился в Знаменского, Томина и Кибрит.
Георгий Яковлевич вспоминал, как однажды его с Каневским и Леждей попросили на телевидении зайти забрать почту — и они были поражены, увидев вдоль стены мешки с письмами. Читать лично все это было невозможно — письма изучали редакторы и передавали актерам лишь самое интересное. Некоторые зрители добивались и личной аудиенции: одна женщина принесла папку с материалами по делу своего сына, получившего срок за ДТП, и умоляла Мартынюка лично заняться пересмотром. Георгий Яковлевич убеждал несчастную, что он на самом деле актер, а не следователь, но успеха не имел — она продолжала ходить к нему каждый день, как на работу.
Еще он говорил, что благодаря «Знатокам» у него исчезли многие бытовые затруднения. Например, с покупкой хорошей одежды. Или с продуктами: в советских магазинах не так-то легко было достать хорошее мясо, но при виде «Знаменского» мясники расплывались в улыбке и преподносили самые лучшие куски (однажды Георгию Яковлевичу так досталось 10 килограммов первосортной говядины, которые он отвез в Оренбург маме). Кстати, для мамы он безо всяких проблем организовал квартиру. Как и для себя. Как и для очень многих своих коллег: отказать ему в просьбе помочь человеку с жилплощадью или установить телефон не мог никто из начальства.
Но у всего этого, конечно, была и обратная сторона. Как актер, Георгий Яковлевич не видел в Знаменском ровно ничего интересного («Это функция. Идеал. Памятник самому себе»). А делать что-то еще в кино ему уже не давали: образ закрепился за актером, и менять сложившееся положение вещей никто не хотел. Естественно, «Пал Палыч» просто не мог обернуться на экране человеком сомнительных моральных достоинств, тем более негодяем. Но, с точки зрения милицейского и телевизионного руководства, ему не стоило оборачиваться вообще никем: и так хорошо.
Как актер, Георгий Яковлевич не видел в Знаменском ровно ничего интересного.
Позади остались времена, когда Мартынюк работал с такими режиссерами, как Григорий Чухрай («Жили-были старик со старухой»), Станислав Ростоцкий («А зори здесь тихие») или Владимир Басов («Тишина», «Метель», «Щит и меч»). Басов, кстати, Мартынюка очень ценил, и, когда снимал «Дни Турбиных», без проб готов был отдать ему роль Шервинского. Но телевизионное начальство запретило об этом даже думать, и роль ушла к Василию Лановому…
Конечно, оставался театр, где играть можно было что угодно, но и тут случались казусы. В спектакле «Обвинительное заключение» по пьесе Нодара Думбадзе действие разворачивалось в тюрьме, Каневский играл старосту камеры по кличке Гоголь, а Мартынюк — рецидивиста-грузина по кличке Лимон. Актер вспоминал, что, когда поднимался занавес и зрители видели Знаменского и Томина за решеткой, в зале начинался настоящий хохот.
А когда в 1990 году «Знатоки» кончились, кончилось и советское кино — играть было уже чисто технически негде.
Георгий Мартынюк на сцене театра на Малой Бронной, 2008 г. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
* * *
Георгий Яковлевич, судя по всему, был очень хорошим человеком. Это не спасло его от трагедий. Главная случилась в 1985 году: не стало его дочери от первого брака. По одной версии, у 20-летней девушки отказало сердце, по другой — она покончила с собой, не справившись с любовной драмой.
А еще через 15 лет ему поставили диагноз рак легкого. Врачи успешно провели операцию (Мартынюк был уверен, что перенес ее благополучно только потому, что накануне врачи отпустили его сыграть премьеру). Ему очень помогала жена Ниёле, благо, по профессии она врач (они и познакомились, когда Георгий Яковлевич пришел на прием). Он прожил много лет, сыграл еще много ролей в театре и несколько — в кино (Светлана Дружинина дала ему роль Феофана Прокоповича в «Тайнах дворцовых переворотов»). А в феврале 2014 года его не стало.