Лично я не поняла. Я вообще не поняла этот фильм и, если честно, не люблю его. Он какой-то весь.. неловкий. Сюжет неловкий, он не смешной и не трагичный, а так… не пойми чего. Актеры играют как-то… неловко. Как будто им неудобно перед зрителями. Или как будто сценаристу было неловко перед тем, кто будет фильм по этому сценарию снимать. А может, им всем было неловко перед писателем Львом Славиным, который написал первоначальный рассказ «Кафе «Канава»? И от которого, кроме основной идеи, в фильме ничего не осталось?
Название рассказа не сулит ничего хорошего. И там реальная трагедия. Комедией там и не пахнет. Видно, «карма» рассказа передалась и фильму. Не получилось сделать отдельное произведение. А получилось «смешать горькое со сладким». Есть невозможно и смотреть тоже.
Вы скажете, что слишком много «неловко»? Пожалуйста, я могу заменить на более категоричное «нелепый» а может даже и глупый.
Сюжет мы все знаем: продавщица из маленького Поварихино Нюра Позднякова мечтает о любви. Но ей не везет. Нюра стройная, симпатичная и… очень наивная одинокая девушка тридцати лет. По старым меркам женщина, которой в принципе устроить личную жизнь почти невозможно. Но над этим создатели фильма зачем-то пытаются шутить. И получается это из рук вон плохо.
Зачем из героини делать дуру? Вот просто откровенную дуру? Нельзя было прописать ее характер как-то поизящнее? На нее же просто жалко смотреть.. сиротское зрелище какое-то.. Сиротинка – в осеннем поле одинока былинка. Так кто ж такую «сиротинку» замуж-то возьмет? Да из нормальных мужиков никто.
Вот и залетный бравый военный Виктор, придя в дом к Нюре на смотрины, быстро переметнулся к забежавшей в гости бойкой соседке Раисе в исполнении Натальи Андрейченко. Да так переметнулся, что сразу в ЗАГС позвал. А что же наша героиня? А она «проглотила» все это с унылым видом и жалкой улыбкой. И даже свидетельницей на свадьбе у них была. С такой же унылой физией.
И дядюшка и тетушка у Нюры странные. Разговоры какие-то… уехали с моря.. пораньше… потому что дядя к дельфинам упал. Он пил? Да нет, не пил, говорит. А жена не знает пил или не пил. Потому и уехали. Цирк лилипутов какой-то.
Из своей провинциальной «трясины» Нюра решает вырваться к морю на юг, который ей так живописали дядя и тетя. Ее можно понять: единственного приличного жениха из-под носа увели и опять такая тоска в городишке хоть волком вой.
И начитаются приключения Нюры на знойном юге. Среди не менее «знойных» мужчин. Фильм относят к жанру лирической комедии. Нет, если бы хотели снять пародию, я понять могу… Потому что комедией это назвать нельзя… если только трагедией. Трагедией режиссера, снявшего фильм. Ему нужно было выбрать другую профессию.
Если режиссер хотел поднять тему человеческого одиночества, то это трагедия, а не комедия. Нет ничего страшнее костлявой лапы одиночества. И смеяться тут не над чем. Возможно, поэтому кино у него и не получилось.
Я понимаю: Нюра наивная провинциальная женщина. В те времена интернета не было, информация не распространялась так быстро и, конечно, существовала разница между провинциальными жителями и населением больших городов. Но не до такой же степени!
Кажется, что она жила отшельницей где-то на высокой горе. И, сняв звериную шкуру, решила спуститься к морю в поисках мужчины для продолжения рода. Просто неандерталка какая-то…
Итак, первыми Нюре попадаются два лихих «ковбоя» на допотопном авто. И они с увлечением, уже втроем, обгоняя другие автомобили, несутся по дорожному «серпантину» на побережье. И когда расстаются на площади города, выясняется, что парни – совершенно чужие люди, они просто с увлечением прокатились на автомобиле и ни один не знает имени другого. И Нюру тоже об этом не спросили. Ну, хорошо хоть, что спросили в конце.
Теперь начинается череда знакомств с отвратительными мужиками — один противней другого. Сначала Аню обчищает до нитки профессиональный курортный шулер и альфонс в исполнении Николая Караченцова. Этот обаятельный гад просто отужинал за счет всех ее наличных в шикарном ресторане и был таков. И бедная женщина на последние копейки бежит звонить своей тетке с просьбой прислать ей денег еще. Другая бы на ее месте купила билет и умотала бы назад в свое Поварихино, тем более что мест в гостиницах, естественно, нет. Ночевать придется в парке на лавочке.
Но судьба благоволит к простушкам. Ей повезло: ее жалеет Марина, телефонистка на почте и приглашает пожить у нее. Марина одинока, но делает вид что в ее одиночестве ей хорошо. На этой почве две дамы находят друг друга и начинают дружить. Вот и дружили бы дальше вместе, ходили бы на пляж загорать и купаться, вечерами бы пили чай и додружились бы до самого окончания Аниного отпуска. Какой Анны? Да Нюры же! После того, как об нее вытерла ноги вся съемочная группа, назвать ее Анной у меня язык не поворачивается.
Но дам тянет на приключения. И они начинают «приглашать кавалеров». Нет, вы ничего такого не подумайте. Все прилично и чинно-благородно. Просто продолжают делать вид, что мужчины их не интересуют. Но активно «пиарятся», гуляя по городу, наблюдая и обсуждая всех попадающихся на пути представителей сильного пола.
А вот они самм, увы, реально не интересуют мужчин. Только как случайные знакомые и не более того. И нам продолжают показывать самых противных мужиков, каких только можно сыскать на этом свете.
И грузин Анзор, который, изображая кавказское гостеприимство, проматывает все деньги за один день и уезжает ночным поездом, приглашая в гости случайного знакомого и стоя к девушкам спиной. Как будто их не существует.
И совершенно мерзкий тип с фотоаппаратом, который погулял целый день за счет Анзора, и вечером свалил в туман, даже не проводив девушек до дома.
Создатели фильма упорно доказывают нам, что двух симпатичных девчонок можно сделать «невидимками». Их в упор не замечают мужчины. Хотя находятся рядом с ними.
Наши подруги решаются на «отчаянный шаг» — идут на дискотеку. И там, в самом разгаре белого танца, Нюра находит свою «судьбу». Самого противного из всех. Инженера по технике безопасности Саню Свинцова из Улан-Удэ.
Саня сразу берет «козу за рога», называя представившуюся ему Анну Нюрой и себя не менее ласково называя Саней. Двое взрослых людей которым уже за тридцать. И Улан-Удэ – это, все-таки, город. И Саня, вроде бы, инженер. Конечно, у него образование техническое и диплом сам по себе культуры не дает… Но кажется, что он с девушками сроду дела не имел. Только с козами. Может, у него любимую козу Нюркой звали?
Дальше начинается сплошной ужас.. Зачем Куравлев согласился на эту роль? Это даже не Лелик из «Бриллиантовой руки», там идиот получился блестяще, хоть Папанов и не любил эту роль. Здесь нам показан просто откровенный дебил от каждого слова которого вянут уши.
Он сходу начинает морозить несусветные глупости и гадости, «развлекая» Аню во время танца идиотскими бреднями о джунглях Амазонки, морализаторствуя, умничая и оскорбляя. Называет ее подругу Марину «малявкой», хамит ей, что «ее никто не берет и что чем по танцулькам бегать, лучше бы какое-нибудь ПТУ закончила».
А когда Марина справедливо обижается и уходит, тащит безропотную Нюру к себе в гостиницу, выбирая в буфете колбасу подешевле и требуя у буфетчицы хлеба побольше. А что же Нюра? Она покорно сидит у него в номере, где он пытается тихо ее «завалить». Лапает, выключает свет, предлагает прилечь. А потом, когда перепуганная дама начинает двигаться в сторону двери, просто ложится на кровать сам. Подавая пример. Слава Богу у нее хватает ума уйти оттуда.
Но наша Нюра не сдается даже после такого. Ведь в конце неудавшегося свидания Саня признается ей, что хочет сделать ей предложение. Бздынь! Провалилась монетка в дырявую Анину голову. Точнее, две монетки. И закрыли ей с той стороны черепа глаза. Это еще не плата Харону, не все так трагично. Но все может быть. Нет, здесь не будет древнегреческих страстей. Здесь будет славянское уныние.
Ей ведь предложение ни разу не делали. О чем она и говорит Марине, которая справедливо возмущается тем, на фига ей сдался этот «толстый и лысый». Сдался! Он же предложение сделал. Шутка ли?
Но и Аниного терпения хватает ненадолго. Да у кого терпения при таком «кавалере» может хватить? Мужик безостановочно, двадцать четыре часа в сутки с перерывом на сон, идиотничает, несет несусветную чушь и ведет себя как самодовольный болван. И это еще мягко сказано.
И Аня сбегает, возвращаясь в свое Поварихино. Топая по нему с совершенно счастливой мордой. Еще бы: она, как Одиссей, совершила путешествие по морю, счастливо избегнув Сциллы, Харибды, сирен.
Но возле дома ее уже ждет «циклоп» Саня. Видимо, обогнавший ее на самолете.
Всезнающая Википедия говорит нам, что они не расстанутся. Мне сильно хочется дать ей в глаз и попросить поискать для Ани других кавалеров. Она Аня, а не «Нюрок». Оставьте эту кличку алкашкам и козам.