Вера Сотникова: тернистый путь от Сталинграда до московских подмостков
Кажется невероятным, но Вере Сотниковой, женщине, чье имя всегда было окутано дымкой интриг и пересудов, уже перевалило за шестой десяток. И пусть бурные страсти остались в прошлом, отголоски ее яркой молодости до сих пор будоражат умы: мол, какая смелость – увела Кузьмина прямо из-под носа у самой Примадонны! Не стихают перешептывания и о том, каким путем ей досталась роль булгаковской Маргариты, роль, которая открыла ей двери в московский мир.
Но вместо того, чтобы бездумно бросать камни в эту женщину, обвиняя в использовании своей привлекательности, стоит разобраться, как складывалась ее судьба. Действительно ли ей все преподносилось на серебряном блюдечке?
Закалка Сталинграда: детство и первые мечты
Родилась будущая звезда в Сталинграде, в июле 1960 года, в обычной советской семье. Отец был шихтовщиком на заводе, мать – телефонисткой. Но маленькая Вера уже тогда отличалась изысканным вкусом. Ее кумиром был не какой-нибудь смазливый красавчик, а Вячеслав Дворжецкий. Она боготворила его, при каждом появлении актера на экране телевизора, девочка бежала целовать его изображение, за что получала нагоняи от взрослых. Естественно, она мечтала оказаться по ту сторону экрана, стать актрисой.
Москва слезам не верит? Покорение Школы-студии МХАТ
И все же мечты могли остаться лишь мечтами. После школы Вера отправилась в Москву, чтобы поступить в МГУ, но на всякий случай решила попытать счастья в театральном. И, о чудо, с первой же попытки она покорила приемную комиссию Школы-студии МХАТ и стала студенткой самого Олега Ефремова!
Любовь и испытания: студенческие годы
Но студенческая жизнь в столице лишь на первый взгляд кажется безоблачной. Провинциалку Веру, поселившуюся в общежитии, тут же настигли первая любовь и рождение ребенка.
«Я училась с упоением, все было прекрасно, пока весной не влюбилась – окончательно и бесповоротно. Юра был другом мужа моей подруги. Однажды он зашел к нам в общежитие, и я была сражена наповал!»
-делилась она.
Вере казалось, что ее избранник – зрелый и опытный мужчина, ведь он был старше и работал помощником реставратора в Пушкинском музее. Но на деле оказалось, что он так же наивен в женских вопросах, как и сама Вера. Сегодня это звучит дико, но в те времена девушки действительно не знали, как предохраняться от беременности.
Тень отцовства: брошенный ребенок и обман
Как и следовало ожидать, вскоре Сотникова узнала, что ждет ребенка. Слабохарактерный Юра, узнав об этом, сначала просто исчез, но позже, под давлением своей матери, все же женился на Вере. Так Сотникова стала матерью своего единственного сына – Яна, а муж сбежал из семьи, когда ребенку исполнилось всего восемь месяцев. Позже выяснилось, что образ реставратора был лишь фикцией, на самом деле Юра работал дворником.
Волгоградская передержка: помощь родителей
Родители Веры были в ярости, считая, что дочь сама перечеркнула свое будущее, и теперь им придется расплачиваться за ее ошибки. Сотникова вернулась на третий курс, а сына пришлось отправить к родителям в Волгоград. В это время вся страна переживала тяжелые времена: бедность, талоны на продукты, о которых в Москве почти не слышали, но которые вовсю использовались в регионах.
Выживание в столице: мясо с проводниками и работа страховым агентом
Сотникова выкручивалась как могла: по связям покупала мясо и отправляла его с проводницами матери и сыну. Денег катастрофически не хватало, и Вера даже устроилась страховым агентом. В те времена двери домов еще не были защищены кодовыми замками, поэтому можно было просто ходить и навязывать любые услуги.
Любовь на гастролях: роман с женатым актером
Так прошло несколько лет, и вот в жизни Веры случились первые гастроли: играли «Мастера и Маргариту». Именно тогда у актрисы завязался второй в ее жизни роман – с женатым актером Владом Ветровым. Они были партнерами в «Докторе Живаго», и их отношения вышли за рамки сцены.
«Мы целовались под цветущими липами, и я влюбилась… С этих гастролей началась моя новая взрослая жизнь актрисы. Я просыпалась в гостиничном номере и говорила: «Боже! Как я люблю свою профессию!»»
-вспоминала звезда.
Расставание ради будущего: выбор в пользу стабильности
Роман длился несколько лет. Владислав даже хотел уйти из семьи, но Вера поставила точку: у нее появился другой, богатый жених, и большие планы на жизнь, а у Владислава не было ничего, кроме таланта.
Сотникова понимала, что разбила сердце Ветрова. Позже актер признавался, что это расставание было для него «тяжелым и кровавым, будто он потерял ноги или руки». Он мечтал жениться на Вере и завести дочку, но финансовое положение красавицы-актрисы и ее маленького сына было настолько плачевным, что она предпочла гарантии и стабильность.
Немецкий спонсор: забота и зависимость
И ее можно понять: она жила с подросшим сыном в коммуналке. Кормить ребенка было нечем, полы ледяные, а тут еще и стали давать главные роли, от которых нельзя было отказываться. Вера то и дело оставляла сына соседкам, которые его кормили. И тут появился тот самый богатый немец, готовый к тому же жениться!
«Я познакомилась с Эрнстом, богатым немецким бизнесменом, в ресторане Дома кино. Мне было 24 года, он на 16 лет старше. Эрнст не сразу мне понравился, и я не собиралась заводить роман с иностранцем – при советской власти это было опасно»,
-рассказывала кинозвезда.
Квартира в Москве и чемоданы шмоток: новая жизнь
И все же иностранный поклонник окружил Веру таким вниманием, что устоять было тяжело. Ради нее он снял в Москве квартиру, а уезжая в Германию, говорил:
«Жди меня».
Каждый раз, появляясь на пороге, он привозил по три чемодана шмоток. Но Сотникову больше удивляла не цена подарков, а безграничная забота.
Богатый поклонник одел не только Веру, но и ее маму, сестру, сына. Все, что не подходило, Сотникова без стеснения продавала – очень нужны были деньги. Марки, оставленные «спонсором», каждый раз волшебным образом заканчивались к его приезду, а советская актриса вдруг осознала, что крепко «подсела» на сытую жизнь и поездки на красном «Порше».
«У меня наконец появилась опора. Не каждая молоденькая актриса могла похвастаться таким романом. Мне все завидовали»,
— говорила она.
Конец карьеры или немецкая педантичность: сложный выбор
Но стоит вернуться к женитьбе. Да, бизнесмен готов был взять на себя ответственность и увезти Веру и ее сына к себе на родину, но для Сотниковой это означало бы конец карьеры, ради которой она так многим пожертвовала. Кроме того, отношения с богатым кавалером стали привычными, и Веру начала раздражать его излишняя, чисто немецкая педантичность: то он ругал ее за невыключенный свет, то за не до конца закрытый кран.
Дружба после любви: Сейшелы и воспоминания
Интересно, что после расставания с Верой Эрнст женился на другой русской и увез ее в Штутгарт. Но через пару лет она подала на развод и отсудила у него часть имущества. А вот с Сотниковой немецкий ухажер остался дружен: бывшая пассия не раз летала к нему на Сейшелы, чтобы поболтать о прошлом.
Независимость и столичная богема: новая глава
Вера смогла уйти от Эрнста, так как с годами обретала все большую финансовую независимость. К 93-му году она стала частью столичной богемы, была востребованной актрисой и получала солидные гонорары. Тогда-то и случился еще один поворотный момент в ее жизни, который ей вспоминают до сих пор, кто-то с уважением, кто-то, напротив, с осуждением.
Любовь и музыка: роман с Кузьминым
На одной из вечеринок она познакомилась с Владимиром Кузьминым, который на тот момент уже был культовым музыкантом. И хотя доходы его не дотягивали до немецкого миллионера, это не помешало той самой искре проскочить между красавицей Верой и Володей, которого тогда считали чуть ли не собственностью Аллы Пугачевой.
«Где-то в три часа ночи Алла Борисовна с Буйновым ушли, а Володя остался и тут же пригласил меня на танец. Помню, взял меня за талию и… замер. Музыка играет, я пытаюсь танцевать, а он стоит как вкопанный и глаз от меня отвести не может. Я остановилась: «Ну что, мы танцуем?» «Да, да», — отвечает и оторопело на меня смотрит»,
-вспоминала Сотникова.
Разлучница или случайность? Версия Сотниковой
Касательно того, что Вера увела Кузьмина у Аллы Борисовны, Сотникова утверждает, что даже не знала об их отношениях. Пугачева сама ушла с вечеринки, а уже через два дня после знакомства Кузьмин собрал свои вещи и переехал к Вере.
Жизнь ради музыки: Сотникова в тени Кузьмина
Так начались отношения с музыкантом, и, пожалуй, он был единственным мужчиной, ради которого Сотникова отодвинула свою карьеру на второй план. Она стала жить его интересами и проблемами, а их у Володи, как у любого творческого русского человека, было немало: духовные, общечеловеческие, экзистенциальные. Это тебе не краны закручивать и свет выключать.
«Нам было хорошо вместе. Вова был моим большим ребенком, а я ему — и другом, и женой, и любовницей, и соратницей по творчеству. Быт его мало интересовал, он жил только музыкой. Я посвятила ему семь лет своей жизни. Вложила в него все силы, всю душу»,
-рассказывала артистка.
Медиамагнат и возвращение Кузьмина: новая глава
После таких слов можно подумать, что разрыв с Кузьминым был для Сотниковой «концом света», но нет! Довольно скоро она сошлась с другим успешным мужчиной – медиамагнатом Ренатом Давлетьяровым. Правда, отношения эти были довольно скоротечными, но, увидев бывшую с другим, Кузьмин тут же появлялся на горизонте, пытаясь вернуть Веру. Но она поставила жирную точку.
Квартиры для близких: плата за «подчинение»?
За два года отношений с Давлетьяровым актриса обзавелась двухкомнатной квартирой для сына и трехкомнатной в Волгограде – для мамы. Именно за эти «спонсорские» отношения многие и осуждают Веру, но если считать это платой за «подчинение», как называла эти отношения сама Сотникова, то ее вполне можно понять.
Вечно влюбленная: молодой актер и обет безбрачия
Вообще, изучая биографию Веры Сотниковой, создается впечатление, что она никогда не оставалась одна. Так, в нулевых у 46-летней Веры был роман с молодым актером, всего на пять лет старше ее сына. Отношения длились два года.
Искренность или глупость? Мнения расходятся
Публике импонирует то, с какой легкостью Сотникова «играет» со своими обидчиками и завистниками, отпуская шутки в СМИ. К примеру, она заявила, что «взяла своеобразный обет безбрачия, нарушить который сможет только за очень большие деньги». На вопрос, о чем она жалеет, Сотникова вспомнила лишь сына, которому уделила недостаточно внимания в детстве.
Сотникова всегда нравилась поклонникам тем, что, несмотря на бешеную популярность, она отказалась от возможности стать «классической» хищницей. Актриса сохранила в душе и человеческое тепло, и искренность, хотя многие и видят в этом банальную глупость.