«Фантазер» Ярослава Евдокимова. Хит 80-х и его современные «реинкарнации».

«Фантазер – ты меня называла, фантазер, а мы с тобою не пара»,

— эти строки известной песни по сей день звучат голосами артистов разного уровня известности. В 2018 году их запел Николай Басков в компании группы «Дискотека Авария», не так давно «Фантазером» назвался и Вячеслав Макаров, пели этот хит и другие музыканты.

Трек Баскова с «Аварией» зазвучал очень по-современному и стал популярен среди молодежи. Можно было бы подумать, что песня написан совсем недавно. Однако, это не так. Слушая бывшего солиста Большого театра, ставшего «золотым голосом» русской попсы, и поющего ведущего шоу «Маска» меломаны со стажем и люди, погруженные в историю музыкальной культуры, узнали хит, впервые представленный публике в 1989 году в исполнении Ярослава Евдокимова. Песню «Фантазер» композитора Александра Морозова на стихи Сергея Романова часто называют «визитной карточкой» певца.

Ярослав Евдокимов

Снискав большую популярность в позднесоветскую эпоху, Евдокимов не вписался в музыкальную реальность «новой России», когда искусство превратилось в шоу. Поэтому в наши дни его имя не так часто всплывает в музыкальном дискурсе, а молодежи, оценившей современные версии «Фантазера», и вовсе не слишком-то известно. 75-летний музыкант до сих пор в строю, продолжает творческую деятельность, собирает залы, сохранив свой круг слушателей. На телевидении он иногда появляется в программах «ностальгического толка», например «Привет, Андрей».

В интервью артист критически отзывается о современной музыкальной культуре, сетуя, что сегодня почти не стало хороших текстов, и свой главный хит он оценивает со скепсисом:

«Уже песен хороших нет, которые бы на всю жизнь запомнились. И текстов гениальных нет. Вы „Фантазером“ восхищаетесь, а там тоже ничего хорошего нет — музыка примитивная, да и певец никакой получился»,

— говорил с долей самоиронии Евдокимов.

Несчастная любовь, расставание, несовместимость двух людей, которых связали отношения, сколько песен об этом написано в разные годы – и не сосчитать, и «Фантазер» одна из многих. Песня получилась не грустной, а даже, скорее, оптимистичной, и в этом заслуга трех людей – поэта, композитора и исполнителя, каждый из них внес свою лепту в облик этой песни.

Незатейливый, но образный текст вышел из-под пера поэта, чья творческая карьера началась, ни много ни мало, с соавторства с Давидом Федоровичем Тухмановым. Сергей Романов ещё в молодости шутил, что автор «Дня Победы», когда-нибудь напишет песню на его стихи, и этому суждено было сбыться, они сочинили несколько композиций для «Электроклуба».

Романов, Сергей Александрович, поэт песенник,  автор слов песни "Фантазер".

Удачный тандем сложился у Романова и с композитором Александром Морозовым. Вместе они напишут «Белую ночь», которая станет большим хитом в 1984 году в исполнении Виктора Салтыкова и группы «Форум», песни Морозова и Романова есть в репертуаре Валерия Леонтьева, Софии Ротару, Аллы Пугачевой. Примадонна запела их песню «Голубь сизокрылый» в том же 1989, когда зазвучал и «Фантазер» Ярослава Евдокимова.

Морозов, Александр Сергеевич, композитор, автор музыки песни "Фантазер".

Композитор рассказывал, что музыку «Фантазера» он написал во время отдыха в сельской местности. Дело было на территории Украинской СССР, в деревне, неподалеку от города Черкассы. Велось строительство дома, и когда маэстро посещала музыка, работать приходилось, в буквальном смысле этого слова, в хлеву. Там, по соседству с загонами для животных, композитор оборудовал себе подобие студии. В таких условиях было написано несколько песен. Исполнителем «Фантазера» он увидел Ярослава Евдокимова, певца-самоучку, с которым пересекался на гастролях. Он разыскал его контакты и пригласил в гости.

Песня, рожденная на хуторе под Черкассами, попала к артисту, чей жизненный путь также начался в украинской деревне. Детство Ярослава Евдокимова прошло в селе в Ровенской области. Выходца из семьи репрессированных судьба изрядно помотала по большой стране, его жизнь связана с тремя союзными республиками, а позже – независимыми государствами: Россией, Украиной и Белоруссией. На долю будущего певца с детства выпало немало испытаний. Он появился на свет в местах не столь отдаленных, когда его мать отбывала срок. Воспитывался бабушкой и дедушкой, кузнецом по профессии. Простой деревенский парень, отслужив в армии, пошел работать на шиномонтажный завод в Днепропетровске. Рассказывают, что однажды начальник, распекая его за некачественную работу, обмолвился: «Не можешь резину мотать, идти певцом в кабак». Тем самым он указал молодому человеку путь к успеху. Ярослав Евдокимов вспоминал, что многие его родственники умели неплохо петь, и он ещё в детстве увлекся музыкой. Так и ушел с завода в ресторан, а после переехал в Белоруссию, где и заявил о себе как о вокалисте. Певца-самородка, не имевшего профессионального образования, окрестили «Белорусским соловьем».

-4

Пишут, что именно «Фантазер» принес Евдокимову широкую славу, сделав звездой всесоюзного масштаба, однако это не совсем так. Песня появилась в репертуаре артиста, когда ему было уже за 40, и за плечами имелся богатый творческий опыт, композиции в его исполнении неоднократно звучали на «Песне года»: «Зачарованная моя» — в 1981, «Письмо из 45-го» — в 1983, «Майский вальс» — в 1985. Всё это произведения белорусских авторов. За год до «Фантазера» Евдокимов запел «Колодец, колодец, дай воды напиться», — эта композиция стала не менее ярким его хитом.

«Фантазера» сам Евдокимов недолюбливает. Эта песня сразу его не впечатлила, мелодия не понравилась, и он согласился работать над ней только из уважения к прославленному маэстро Александру Морозову. Певец лишь высказал пожелание, что песне нужна другая аранжировка и попросил её сделать молодого музыканта, со «свежим» взглядом. И песня заиграла новыми красками.

«Этот парень работал на свадьбах и знал, что народу надо. Он так простенько сделал, поэтому не только я преуспел в этой песне – все!»,

— рассказывает Ярослав Евдокимов. Что это был за музыкант, Евдокимов не называет.

С этой песней он в очередной раз оказался в финале главного музыкального телевизионного фестиваля страны – «Песня-89».

Спустя много лет, накануне дня святого Валентина 2018 года в свет вышла «шуточная песня о любви», так позиционировалась неоднозначная и не больно-то романтичная интерпретация «Фантазёра» от группы «Дискотека Авария» с участием Николая Баскова. По большому счету, это получился не кавер в чистом виде, а именно интерпретация на тему, с композицией обошлись очень вольно. К хиту отсылает название и узнаваемые строки припева, звучавшие голосом Николая Баскова. Всё остальное – речитатив от «Аварии».

«Испортили песню», — такая реакция на «аварийную» версию будет вполне логичной и ожидаемой от тех слушателей, кому мил оригинал Ярослава Евдокимова. Однако, любая, даже самая спорная переработка старого хита, подогревает интерес к первоисточнику и открывает его новому поколению слушателей. Именно на это и обратил внимание автор «Фантазера» Александр Морозов. Он с пониманием отнесся к обновлению песни «Дискотекой Аварией» и оценил работу в положительном ключе.

«Если «Дискотеке Аварии» удалось донести до молодого поколения, заставить их запеть, это только на пользу, после этого узнали песню целиком!»,

— высказался композитор.

На следующий год после этого «неоднозначного» напоминания о «Фантазере» к хиту обратился солист группы «Белый орел» Александр Ягья. Он представил куда более традиционное прочтение в современной аранжировке.

Вячеслав Макаров преподнес эту песню в стилистике романса. По атмосфере и настроению его версия отличается от всех других, композиция получилась меланхоличной, чувственной, лишенной той «задорной нотки», которая есть у Евдокимова. Песня раскрылась с другой, драматической, стороны.

Из других современных исполнений часто отмечают кавер-группу, названную на советский манер ВИА «Волга-Волга».

Нередко происходит так, что именно та песня, которую автор или исполнитель недолюбливают и не верят в её успех, оказывается чуть ли не главным их хитом. Для Ярослава Евдокимова такой песней стал «Фантазер». По сей день ни один концерт певца не обходится без этой композиции.

Ярослав Евдокимов – певец удивительной, сложной судьбы, которая достойна экранизации, а уж отдельной большой статьи и подавно. О жизни и творчестве талантливого певца обязательно поговорим подробнее в одной из следующих публикаций, а на сегодня всё.

Материал создан в ознакомительных и развлекательных целях, опирается на информацию из открытых источников.