Конечно же, для абсолютного большинства отечественных зрителей Николай Николаевич Иванов (НикНик, как его обычно называли друзья и коллеги) прочно ассоциируется с Иваном Савельевым — Ваньшой из киноэпопеи «Вечный зов», снятой режиссёрами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым.
И, наверное, это справедливо — ведь «Вечный зов» прочно занял место среди лучших картин нашего кино. Да и сам Николай Иванов считал эту свою роль самой заметной в своей кинобиографии. Но, справедливости ради, кино для актёра всегда было занятием если и не второстепенным, то уж точно не самым главным — значительно более важным, делом всей своей жизни он считал театр.
Николай Иванов родился в небольшом городке Тихвине, расположенном на юго-востоке Ленинградской области. Тихвин в самом конце 1941 года был освобождён от недолгой — продлившейся месяц — фашистской оккупации, а вскоре сюда был направлен его отец — восстанавливать противопожарную службу города. Здесь 22 января 1943 года и появился на свет будущий актёр.
После снятия блокады семья вернулась в Ленинград. Поселились они на улице Маклина (сейчас Английский проспект) — у них было две комнатки в коммуналке, в которой жило больше сорока человек. Николай Николаевич вспоминал, что только коридор там был тридцать шесть метров в длину. Кстати, прожил он здесь очень долго — даже первая его дочь родилась здесь. Учился Николай в находившейся неподалёку от дома школе № 235. В детстве мечтал стать хирургом, лётчиком, радиоинженером. Но ещё в школе начал заниматься в драмкружке, который в его школе вела актриса ленинградского Театра юных зрителей и известная тогда исполнительница романсов Стронгилла Иртлач.
И это во многом определило судьбу Николая Иванова — по окончании школы он решил стать актёром. И поступил в театр-студию при ТЮЗе, где как раз в тот год набирал учеников на свой курс Леонид Макарьев. Иванов рассказывал о своём поступлении:
При этом петь я не умел, танцевать тоже, да и слуха, как тогда казалось, у меня не было вообще. Прочитал стихотворение и басню. Спрашивают: что петь будете? Ну, я попросил сыграть «Одинокую гармонь», кое-как спел. А танцевать? Давайте, говорю, «Барыню». Начал там прыгать, а когда закончил: смотрю — вся приёмная комиссия лежат на столе от хохота. Макарьев, смахивая слёзы, спросил: «ты не устал?» В общем, выяснилось, что на следующий день мне надо прийти на следующий тур. А больше я никуда не дёргался: ни в театральный институт не ходил, ни в какие другие учебные заведения. Поступил в студию, закончил её, и всё — я в труппе.
К слову, вместе с Ивановым на этом курсе учились будущие звёзды питерской сцены Александр Хочинский, Ирина Соколова, Виктор Фёдоров-Вишняков, Ирина Асмус — ставшая всем известной клоунессой Ириской.
Кстати, Асмус вскоре вышла замуж за Хочинского, а Николай Иванов женился на Ирине Соколовой. Правда, оба эти брака затем распались. Впрочем, Николай Николаевич сохранил до конца своей жизни очень тёплые отношения с Ириной Леонидовной, на театральной сцене они выступали дуэтом много десятков лет. А их дочь Ксения часто приходила в гости в новую семью Иванова и очень любила возиться со своей младшей сестрой Аглаей.
Еще будучи студентом, Николай Иванов начал выходить на сцену Театра юных зрителей — сначала в массовке и небольших эпизодах, а когда в 1962 году после смерти основателя ТЮЗа Александра Брянцева театр возглавил Зиновий Корогодский, Николай стал одним из самых востребованных актёров. И в итоге он отдал этому театру всю свою жизнь — уникальный случай в артистической среде.
Николай Иванов состоял в труппе ТЮЗа почти шестьдесят лет, сыграв за это время десятки ролей — от Иванушки-дурачка в спектакле «Конёк-Горбунок» по пьесе Петра Ершова до Джона Сильвера в «Острове сокровищ» по Роберту Льюису Стивенсону и от Дикого в «Грозе» Александра Островского до Лётчика в «Маленьком принце» Экзюпери.
И каждая роль Николая Иванова, сыгранная на сцене ТЮЗа, становилась событием в театральном мире Северной столицы.
Между прочим, Иванов сыграл старшину Васкова в спектакле «А зори здесь тихие…» задолго до выхода на экраны замечательного одноимённого фильма, поставленного режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Бориса Васильева. И именно постановка этого спектакля в Ленинградском Ленкоме была вообще первой в стране.
Кстати, хранителя эльфийского кольца — волшебника Гэндальфа — Иванов тоже сыграл за много лет до выхода джексоновской экранизации «Хоббита» Джона Толкина. Причём, как отмечал сам Иванов после просмотра фильма Питера Джексона, Гэндальф, сыгранный Иэном Маккелленом, один в один такой, каким его представлял и играл на сцене ТЮЗа Николай Николаевич.
Впрочем, тогда, при Корогодском, и сам ТЮЗ стал событием в театральной жизни Советского Союза. Его даже часто сравнивали с московским театром «Современник» — лидером отечественного театрального свободомыслия. На сцене ТЮЗа блистала настоящая плеяда звёзд: Георгий Тараторкин, Игорь Шибанов, Антонина Шуранова, Александр Хочинский, Ольга Волкова, Юрий Каморный — и Николай Иванов не уступал в таланте и мастерстве никому из них, если эти понятия можно сравнивать. Да и неспроста же он был сначала секретарём комсомольской организации театра, а потом и партийной.
Но хотя ленинградский ТЮЗ в шестидесятые годы был сверхпопулярен среди театралов — на его спектакли приезжали в Северную столицу из многих городов СССР, не исключая и избалованную разнообразными постановками Москву, известность актёрам могло принести лишь участие в кинофильмах — ведь только киноактёры становились знаменитостями. А Николая Иванова довольно долго не приглашали сниматься в «настоящее» кино, хотя спектакли с его участием Ленинградское телевидение снимало довольно часто. Но показывали эти телеспектакли достаточно редко, да и аудитория была не очень многочисленной, хотя играли в них замечательные актёры — будущие, да и уже состоявшиеся звёзды питерской сцены. Например, уже в первой постановке, в которой принял участие Николай Иванов — экранизации романа Юрия Тынянова «Кюхля», поставленной режиссёром Александром Белинским — Иванов снимался вместе с Олегом Басилашвили, Сергеем Юрским, Антониной Шурановой, Николаем Трифоновым, Игорем Дмитриевым..
Ну, а первая, если не всесоюзная слава, но, как минимум, популярность пришла к Николаю Иванову после выхода на экраны в конце 1970 года совместного советско-британско-итальянского фильма «Красная палатка». Это была последняя режиссёрская работа Михаила Калатозова, и, кстати, фильм «Красная палатка» стал первым в СССР, полностью финансировавшимся западной стороной. А снялись в нём такие мегазвёзды мирового кино, как Клаудия Кардинале, Шон Коннери, Питер Финч. Да и с советской стороны в нём приняли участие очень известные актёры: Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Соломин. Разумеется, для Николая Иванова съёмки в «Красной палатке» на одной площадке с выше названными артистами стали настоящей школой киноактёрского мастерства. К слову, забавный факт — приезд в Москву на съёмки Шона Коннери — известного исполнителя роли суперагента 007 — стал поводом для Владимира Высоцкого написать шуточную песню о приключениях Джеймса Бонда в СССР:
Себя от надоевшей славы спрятав,
В одном из их Соединённых Штатов,
В глуши и в дебрях чуждых нам систем
Жил-был известный больше чем Иуда
Живое порожденье Голливуда —
Артист, Джеймс Бонд, шпион, агент ноль семь.
Был этот самый парень —
Звезда ни дать ни взять —
Настолько популярен,
Что страшно рассказать.
Да шуточное ль дело —
Почти что полубог!
Известный всем Марчелло
В сравненье с им — щенок.
У Николая Иванова роль была, конечно, поменьше, чем у Коннери или Соломина, но экранного времени у его героя — радиолюбителя Кольки Шмидта — было вполне достаточно, чтобы сыгравшего его актёра стали узнавать на улицах советских городов.
Кстати, Николай Рейнгольдович Шмидт, как и абсолютное большинство персонажей «Красной палатки» — вполне реальное лицо. Он действительно, живя в небольшом посёлке Вохма Северо-Двинской губернии, где работал киномехаником, первым в мире поймал на самодельный одноламповый радиоприёмник сигнал бедствия от экипажа дирижабля «Италия». За это после завершения спасательных работ его наградили именными золотыми часами, а также памятным знаком Центрального совета ОСОАВИАХИМа и грамотой Общества друзей радио. К несчастью, судьба Николая Шмидта сложилась трагически — во время Великой отечественной войны у него дома обнаружили радиоаппаратуру и обвинили в шпионской деятельности. Позже, правда, обвинение в шпионской деятельности с него было снято, но ему вменили антисоветскую агитацию — в одном из разговоров Шмидт нелицеприятно высказался о советском правительстве. Двадцать шестого августа 1942 года по приговору Особого совещания при HКВД СССР он был расстрелян. Реабилитировали Николая Шмидта посмертно 12 августа 1984 года. Разумеется, о его судьбе в фильме ничего не говорилось, ведь картина вышла за пятнадцать лет до реабилитации Николая Рейнгольдовича. Интересно, что Николай Иванов в юности тоже увлекался конструированием радиоприёмников и, учась в школе, одновременно ходил и в драмкружок, и в радиолюбительский.
После «Красной палатки» кинорежиссёры, наконец, обратили на Иванова внимание. Фильмы с его участием стали выходить практически ежегодно. Роли, правда, были всё ещё не главные, но вполне интересные и достаточно большие. Так, в вышедшей на экраны 1970 году военной драме о защите Севастополя режиссёра Леона Саакова «Море в огне» он снялся в роли уроженца Пинеги — Пинжака.
В следующем, 1971-м, году зрители увидели Иванова в небольшой роли реставратора Николая в психологической драме Михаила Богина «О любви».
В 1973-м режиссёр Ленинградского телевидения экранизировал детскую повесть Юзефа Принцева «Скачу за радугой», и в этом фильме одна из главных «взрослых» ролей — пионервожатого Вениамина Кукушкина — была сыграна Николаем Ивановым.
И тогда же, в 1973-м, режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усов начали съёмки «Вечного зова» по книге и сценарию Анатолия Иванова. Эпопея о судьбе трёх братьев, родившихся в сибирском селе и прошедших вместе со страной через все испытания, что выпали Отечеству в первой половине двадцатого века, оказалась настолько популярной среди телезрителей, что редакция телевидения после премьеры первых шести серий, прошедшей летом 1976 года, оказалась просто заваленной письмами с просьбой повторить показ. А главные герои, в том числе и сыгравший младшего брата Николай Иванов, стали всенародными любимцами. Актёр рассказывал:
Я всегда помню и буду помнить, как работал с Иваном Лапиковым, Ефимом Копеляном. Это великие актёры. Эти актёры просто живут на экране. Не каждому так дано. Я тогда ещё молодой актёр просто впитывал, наблюдал, учился. Для меня это огромный и ценный опыт. Только благодаря этим актёрам получился вот такой Иван Савельев. Мне подсказывали, направляли, учили…
К слову, мало кто знает, что режиссёры этого фильма тоже братья, правда, двоюродные. Может, в том числе, и поэтому им удалось так точно создать на экране отношения между братьями Савельевыми.
А вообще, конечно, о «Вечном зове» можно написать целые исследования. Да, они, наверняка, и написаны киноведами. Я же лишь отмечу, что сам Николай Иванов всегда говорил, что всю жизнь он свои поступки и действия сверял по Ивану Савельеву — как бы поступил тот, ставший для актёром образцом и мерилом совести.
За этот фильм (точнее, за первую его часть, снятую в 1973-1977 годах), его создатели и исполнители главных ролей были удостоены Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры. Но, конечно же, для Иванова главной наградой стали признание и любовь зрителей. Кстати, интересно, что Юрий Смирнов, сыгравший одну из главных ролей фильма — Петра Полипова — не был ничем награждён. Видимо, по той причине, что актёр был настолько убедителен в образе предателя и мерзавца, что отношение к его персонажу перешло и на самого Смирнова. К слову, у меня очень долгое время любая роль Смирнова вызывала стойкую ассоциацию с Полиповым. Как, кстати, и в любом персонаже, сыгранном Юрием Богатырёвым после «Двух капитанов», я видел подлеца Ромашова…
Роль Ивана Савельева, безусловно, стала вершиной творческого мастерства Николая Иванова. Но и после «Вечного зова», да и в те десять лет, что создавалась эта киноэпопея, он много снимался, играя, как правило положительных героев. Так, довольно большая роль была у него в драме Бориса Григорьева «Кузнечик» (1978).
Он сыграл одну из главных ролей в мелодраме Ильи Гурина «Старые долги» (1980).
Запомнился зрителям Николай Иванов и в роли комиссара Филиппа Егорова в военной дилогии Юрия Иванчука «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу».
И, наверное, самой большой и значимой ролью Иванова после «Вечного зова» стал созданный им образ Фёдора Апраксина в многосерийном историческом фильме Ильи Гурина «Россия молодая» (1981-1982) по роману Юрия Германа.
Одна из главных ролей была у Николая Иванова и в другой экранизации — романа Ивана Гончарова «Обрыв» (1983), поставленной Владимиром Венгеровым. Это был последний фильм режиссёра.
Вообще, в восьмидесятые годы Иванов снимался очень часто. Его приглашали и маститые кинорежиссёры, но не отказывался он от съёмок на Ленинградском телевидении, где, например, он сыграл капитана милиции в детективе Льва Цуцульковского «Ювелирное дело» (1983).
Актёр очень гордился и своей ролью полковника Виктора Полосухина в фильме Юрия Озерова «Битва за Москву» (1985). Сыгранный им комдив знаменитой 32-й дивизии сибиряков был настолько убедителен, что после выхода на экраны этого фильма Николаю Иванову прислал благодарственное письмо брат Виктора Ивановича.
Не потерялся Иванов и на фоне знаменитого Петра Вельяминова, с которым вместе играл в фильме Виктора Соколова «Встретимся в метро» (1985).
Во второй половине восьмидесятых предложений от режиссёров стало меньше. Но ив то время у Николая Иванова были довольно яркие роли. Например, Фёдор Коряк в двухсерийном фильме Натальи Мотузко «Золотая свадьба».
А вот в последние десять лет прошедшего столетия Николай Иванов практически не снимался. И лишь в первой половине нулевых его типаж снова стал востребованным — его наперебой стали приглашать в самые разнообразные телесериалы. Интересно, что хотя Иванова по-прежнему узнавали на улице (от чего он обычно очень смущался), его всероссийская популярность не очень помогала ему в бытовых вопросах. Так, в самом начале нулевых, в доме, в котором он жил, в квартире ниже этажом обвалился потолок в кухне. Жить в квартире Николая Иванова стало очень проблематично, но районные власти, несмотря на кипы собранных актёром документов, не спешили делать ремонт в доме, которому уже исполнилось 120 лет. И лишь когда провалился ещё и пол в ванной и, по словам Николая Николаевича, он мог общаться с соседями без телефона, власти наконец-то приняли меры, так как ванна из квартиры актёра могла просто рухнуть на головы жильцов нижней квартиры.
Николая Иванова можно увидеть во многих известных российских сериалах. Это и «Опера», и «Улицы разбитых фонарей», и «Мангуст»…
Сам Иванов, правда, к современным телесериалам относился крайне скептически. В одном из интервью он сказал:
Когда мы снимали «Вечный зов», это было три серии в год. Теперь — одна неделя, одна серия. Первый и единственный вопрос, когда я сейчас прихожу на съёмочную площадку, звучит так: «Николай Николаевич, вы текст помните? Вот и хорошо, пойдёмте». Всё… Торопливость, спешка… Приезжаешь с одним текстом, на месте дают ещё. А ведь его надо проговорить, а ты и поглядеть на него не успел! В итоге на съёмках последней сцены передо мной вообще бумажки развесили, я подглядывал. Поначалу когда появились эти многочисленные сериалы, смотришь и понимаешь, что артист только о тексте и думает. Там ничего не происходит: голая сюжетная канва и текст.
Но приглашения сниматься принимал. И даже не из-за денег, хотя и это было важно, ведь у него долгое время из-за отсутствия высшего актёрского образования была очень низкая ставка в театре. Но важнее для него было, как он сам говорил, постоянно быть в работе.
С большим интересом, по словам Николая Иванова, он снимался в драме Владимира Яканина «Фартовый» (2006), поставленной по книге Владимира Высоцкого «Чёрная свеча».
Последнее появление на экране Николая Иванова датируется 2018 годом — актёр снялся в роли приёмного отца бандита Батыя Сергея Васильевича Авилова.
Последние годы Николай Иванов часто болел, но своей городской квартире предпочитал дачу — деревенский дом неподалёку от Рощино, в посёлке Лебяжьем. Здесь практически всё было сделано его руками. Да и сам дом на месте покосившегося щитового строения он построил самостоятельно под руководством своего тестя — профессионального строителя, не привлекая никаких наёмных рабочих.
Народный артист России Николай Николаевич Иванов скончался после тяжёлой и продолжительной болезни 11 декабря 2020 года. Прощание с актёром прошло 16 декабря в ТЮЗе. В этот же день он был похоронен на 2-м участке Комаровского некрополя.
Фильмография Николая Иванова
-
1963 — Кюхля (фильм-спектакль) — Данзас
-
1965 — Старые друзья (фильм-спектакль) — Лясковский
-
1966 — Моё поколение (фильм-спектакль)
-
1967 — Сказка о Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки (фильм-спектакль) — Весёлый Трубочист
-
1969 — Архимеды XX века (фильм-спектакль) — Гоша
-
1969 — Барышня-крестьянка (фильм-спектакль) — Алексей Берестов
-
1969 — Красная палатка — Колька Шмидт
-
1970 — О любви — добровольный помощник Николай
-
1970 — Море в огне — Пинжак
-
1971 — Мир, открытый настежь (фильм-спектакль)
-
1971 — Шифрованная записка (фильм-спектакль)
-
1971 — Первый шаг (фильм-спектакль) — Василий
-
1972 — Жанна плачет, Жан смеётся (фильм-спектакль) — Никола, сын Пьера
-
1972 — Любить человека — врач Пётр Васильевич
-
1973 — Скачу за радугой — Вениамин Кукушкин, пионервожатый
-
1973 — Трёхминутный разговор (фильм-спектакль) — Георгий Николаевич
-
1973—1983 — Вечный зов — Иван Силантьевич Савельев, младший брат
-
1974 — Ещё можно успеть — Виктор, секретарь обкома комсомола
-
1974 — Спектакль в селе Огрызове (фильм-спектакль)
-
1974 — Юноша с перчаткой (фильм-спектакль) — Валька
-
1977 — Первые вёрсты (фильм-спектакль)
-
1978 — Кузнечик — Володя Левашов
-
1979 — Бал (фильм-спектакль)
-
1980 — Обыкновенный человек (фильм-спектакль) — Алексей
-
1980 — Старые долги — Борис
-
1980 — Я — актриса — режиссёр
-
1981 — Дело Артамоновых (фильм-спектакль) — Алексей
-
1981 — Приказ: огонь не открывать — лейтенант Филипп Андреевич Егоров
-
1981 — Самоубийство (фильм-спектакль) — следователь Валентин Дёмин
-
1981 — Россия молодая — Фёдор Матвеевич Апраксин
-
1981 — Синяя ворона (Сказка за сказкой) (фильм-спектакль) — Тур / Де Гик / раненный красногвардеец / главный врач
-
1982 — Приказ: перейти границу — Егоров
-
1983 — Обрыв — Леонтий Козлов
-
1983 — Ювелирное дело — капитан милиции
-
1983 — Между небом и землёй (фильм-спектакль)
-
1985 — Встретимся в метро — Костя
-
1985 — Гум-Гам (фильм-спектакль) — старик Митин
-
1985 — Битва за Москву — полковник Полосухин
-
1986 — Сошедшие с небес — Василий Кузьмич
-
1987 — Золотая свадьба — Фёдор Коряк
-
1987 — Подъезд с атлантами (фильм-спектакль) — академик Бенуа
-
1989 — Подарок солдата Ивана Варежкина (Сказка за сказкой) (фильм-спектакль) — Микола
-
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
-
1989 — Лестница — хиппи, гость
-
1991 — Меченые — работник КГБ Николаев
-
1998 — Розабелла и тролль (Сказка за сказкой) (фильм-спектакль) — Гвин / дракон / дракончик
-
2004 — Мангуст-2 (2 серия — «Весеннее обострение») — врач
-
2004 — Опера-1. Хроники убойного отдела (фильм 16 — «Простой мотив») — Михаил Степанович Нечаев
-
2005 — Фаворит — Алексей Разумовский
-
2006 — Алька — Николай Иванович, начальник госпиталя
-
2006 — Фартовый — отец Кирилл
-
2007 — Братья (1 серия) — Клочков, врач
-
2007 — Морские дьяволы 2 (9 серия — «Китайская ничья») — Дмитриев
-
2007 — Улицы разбитых фонарей 8 (4 серия — «Карта смерти») — Михаил Петрович
-
2007 — Улицы разбитых фонарей 8 (15-16 серии — «Шкатулка Альтерготта») — Носков
-
2008 — Чёрный снег — Пров, староста деревни староверов
-
2009 — Вербное воскресенье — генерал КГБ
-
2009 — Питерские каникулы — Александр Дмитриевич
-
2009 — Литейный (3 сезон, серия 20 — «Квадратный метр») — Юрий Матвеевич Волоколамский
-
2010 — Дом у большой реки — Александр Иванович Лещёв, известный артист
-
2010 — Настоятель — отец Михаил
-
2010 — Прощай, «макаров»! (22-я серия — «Новогодние призраки») — Владимир Викторович, художник
-
2011 — Защита свидетелей — отец Михаил
-
2013 — Бывшая жена — Михаил Трофимович, дед Коли
-
2013 — Крик совы — Трофим Ильич, вахтёр в общежитии
-
2014 — Тальянка — Матвей Сергеевич Веригин, отец Степана
-
2014 — Линия Марты — друг Юры
-
2015 — Великая — Пахомыч, слуга Василия Залесского
-
2015 — Ревербация — старик
-
2017 — Крылья империи (10-я серия — «Братья») — отец Михаил
-
2018 — Мельник — Сергей Васильевич Авилов, приёмный отец Батыя
-
2018 — Экспроприатор — проводник
Если вам понравился материал — поставьте, пожалуйста, «лайк». Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь — комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали — пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.