9 нелицеприятных фактов о Валентине Гафте, о которых вы могли не знать

Валентин Гафт создал столько незабываемых образов в кино и театре, что не перечесть! Председатель правления Сидорин в фильме «Гараж», Товарищ Сатанеев в новогодней сказке «Чародеи», Воланд в экранизации «Мастер и Маргарита». Его не стало 5 лет назад, в возрасте 85 лет, но он навсегда останется в сердцах миллионов зрителей самым любимым актером благодаря уникальному сочетанию природного таланта, харизмы и неподражаемого актерского мастерства.

И все же, несмотря на свою легендарную карьеру, Валентин Гафт был личностью неоднозначной и довольно часто становился объектом критики со стороны зрителей и коллег. Яркая индивидуальность, непримиримость и творческая смелость часто толкали актера на довольно спорные поступки, о которых мы сегодня и поговорим. Вот 9 причин, за которые коллеги и простые зрители осуждали Валентина Гафта.

1. Чуть не задушил актрису Александру Яковлеву на съёмках фильма «Чародеи»

Этот отчасти смешной инцидент стал одним из самых ярких и памятных моментов в истории создания культовой новогодней сказки. Конфликт возник на почве сложного характера Яковлевой и её особых требований к съёмочному процессу: то она хотела поправить грим, срывая и останавливая всю съемку, то просто приходила неподготовленной, из-за чего многие дубли приходилось переснимать.

Яковлева и Гафт во время съемок

В один прекрасный момент нервы Гафта, исполнявшего роль Сатанеева, не выдержали, и он на эмоциях начал душить коллегу по съемке. Конечно же, актер не хотел по-настоящему задушить актрису, но его порыв был настолько эмоциональным, что заставил всех оцепенеть. Даже режиссёр был так впечатлён натуральностью этой сцены, что предложил оставить ее в фильме. Однако сам Гафт был категорически против, и от этой идеи пришлось отказаться.

Казалось бы, инцидент исчерпан, и дело закончилось миром, но некоторые коллеги стали побаиваться вспыльчивого Гафта и еще долго, пусть и в шутку, припоминали ему неконтролируемые вспышки агрессии.

2. Конфликт с режиссёром Валентином Плучеком

Этот конфликт и вовсе можно назвать одним из самых скандальных эпизодов в истории советского театра. А началось все с того, что Плучек, который был на тот момент главным режиссёром театра, раскритиковал игру Гафта в спектакле «Женитьба Фигаро». Все актеры особенно болезненно воспринимают критику от руководства, но, как вы уже догадались, Гафт не из тех людей, которые стерпят обиду молча.

-3

Апофеоз конфликта пришелся на юбилейное мероприятие в честь одного из работников театра. Воспользовавшись тем, что собрался весь коллектив, Гафт, известный своими едкими эпиграммами, прилюдно высмеял Плучека, зачитав остроумный стих, сочиненный в его «честь». В нем он назвал режиссера «недоучкой», чем шокировал присутствующих. Вот полный текст эпиграммы:

Сам по себе он ничего не значит,
В нем интеллект брынчит и скачет.
Его познания как числа,
И всё поэтому без смысла.
Постольку Плучек мастер штучек,
Поскольку сам из недоучек.

-4

Узнав о стихах, Плучек пришёл в бешенство, но из-за скорой премьеры он не мог уволить Гафта сразу, так что противостояние между ними продолжалось еще какое-то время. Но в итоге отношения между актером и театром были испорчены: Гафт ушел из Театра Сатиры, которому отдал много лет, а многие коллеги осудили его за то, что он подвел коллектив и бросил театр, хотя мог бы пойти на компромисс.

3. Резкие эпиграммы в адрес коллег

Конечно, от ядовитых эпиграмм Гафта пострадал не только Плучек. К примеру, его строки о современной эстраде, представителей которой актер назвал «писклявыми уродцами-пошляками», уже стали символом его нелюбви к низкосортной массовой культуре.

-5

При этом стихи Валентина Иосифовича отличались таким литературным мастерством и точностью характеристик, что были по самому больному, особенно коллег по цеху. Стихи часто публиковались в прессе и зачитывались на творческих встречах, что нравилось, как вы понимаете, далеко не всем: кто-то восхищался прямотой и категоричностью актера, в то время как другие считали подобные «выкрутасы» слишком резкими и неуместными.

4. Критика современной культуры

Особо знаменито одно стихотворение, в котором Гафт осудил «вырождение» шоу-бизнеса. Он прочел его в феврале 2011 года в эфире программы «Временно доступен». Даже зрители, не говоря уже об объектах насмешек, сочли строки излишне строгими.

-6

В итоге стихотворение Гафта не просто вызвало сильнейший общественный резонанс, но и стало социальным манифестом, отражающим глубокие противоречия между традиционным видением искусства и новыми трендами в шоу-бизнесе. Вот эти строки:

Пришла «свобода» – стали интересней

Писклявые уродцы-пошляки…

Слова – ничто, есть вопли вырожденья

Тот знаменит, кто больше не здоров

Кто выйдет петь без всякого стесненья –

Без совести, без страха, без штанов.

<…> С телеэкрана, как из ресторана,

Для пущей важности прибавив хрипотцы

Они пудами сыпят соль на раны

Как на капусту или огурцы.

В халатике бесполая фигура

Запела, оголившись без причин

Противно это…

Ольга Бузова

Что можно сказать? К сожалению, последние годы лишь доказали, что стихотворение было пророческим. Непристойное поведение на сцене стало нормой для некоторых исполнителей, достаточно вспомнить последние «выкрутасы» певицы Глюкозы, а в частности ее концерт в честь Дня металлурга в Красноярске, внешний вид и поведение Ольги Бузовой на концерте в июне 2024 года по случаю Дня защиты детей в Уфе, а также «стриптиз» Лолиты в Красноярске, где она «ответила» своим оппонентам, раздевшись прямо на сцене.

-8

5. Политические высказывания

В спектакле «Сон Гафта» актер затронул темы сталинских репрессий и призывал «покаяться за прошлое». Это, конечно, вызвало недовольство у тех, кто ностальгирует по советской эпохе. Критики отмечали, что интерпретация образа вождя была провокационной.

-9

6. Некрасивые моменты в личной жизни

Личная жизнь Валентина Гафта была сложной и насыщенной: три брака, внебрачный сын и трагическая гибель дочери Ольги, которая покончила с собой в 2002 году, часто становились предметом публичных обсуждений и бесконечных статей в СМИ.

Чаще всего актера осуждали за внебрачного сыны Вадима (1971) от художницы Елены Никитиной. Но ситуация очень неоднозначная: долгие годы актер не знал о существовании сына, так как мать ребенка скрыла сам факт беременности. Позже Елена и вовсе переехала в Бразилию, так что встреча отца с сыном произошла лишь 43 года спустя!

-10

Второй момент — трагедия с дочерью Ольгой. Несмотря на поддержку отца, девушка неоднократно пыталась свести счеты с жизнью, и в 2002 году ей это удалось. Ей было 29 лет, а в предсмертной записке она написала, что устала от «ада и мучений». Поступок дочери стал самым тяжелым событием в жизни актера.

С дочерью Ольгой

Хорошо, что третий брак с Ольгой Остроумовой стал долгим и счастливым. Общих детей у пары не было, но союз продлился 25 лет вплоть до смерти артиста.

-12

7. Частый уход из театров

Театральная карьера Валентина Гафта славилась сменой театров, что часто воспринималось окружающими как непостоянство. Актёр работал в трёх ведущих театрах столицы: Театре им. Моссовета, Театре Сатиры и Театре Ленком.

В результате Гафт прослыл излишне принципиальным, требовательным к материалу и конфликтным, а его заявление о том, что «замены ему нет», сделанное во время скандального ухода из Театра Сатиры, многие коллеги сочли крайне высокомерным.

-13

Сам Гафт называл эти «метания» осознанным выбором человека, который ставит профессионализм выше стабильности и высокой зарплаты. Последним пристанищем актера стал Ленком, где он служил до конца карьеры. Именно здесь Валентин Иосифович полностью реализовал свой творческий потенциал и создать ряд незабываемых образов.

8. Отношение к болезни

После диагностики болезни Паркинсона в 2013 году Гафт, несмотря на прогрессирующее заболевание, продолжал выходить на сцену в инвалидной коляске. Это вызвало неоднозначную реакцию публики. Некоторые зрители назвали это «эксплуатацией состояния», в то время как другие восхищались мужеством актера. Многие отмечали, что игру Гафта нельзя назвать просто «выходом на сцену», даже в инвалидном кресле он продолжал создавать глубокие, запоминающиеся образы.

-14

Но споры не затихали: заботливые утверждали, что актер должен беречь себя, сидя дома, другие восхищались его выступлениями, называя их не просто спектаклями, а демонстрацией силы духа и преданности искусству.

9. Эпатажные высказывания в интервью

Мы уже поняли, что Валентин Гафт всегда отличался особой прямолинейностью в высказываниях. Так фраза о «исчезающем артисте» стала одним из самых известных высказываний актёра. Звучала она так: «Артист должен делать своё дело и исчезать», что некоторые коллеги восприняли как пренебрежение, направленное в их адрес.

-15

На самом деле актер лишь хотел сказать, что настоящие артисты должны быть сосредоточены на работе, отдавая себя ролям, а не стремлению быть в центре общественного внимания. Творческую скромность он ставил превыше публичности и медийности. Этому качеству у народного артиста стоило бы поучиться большинству представителей современной эстрады. Согласны?