«Меня пинали, толкали – и смеялись»: почему над актрисой из «Чародеев» издевались сверстники

Она сыграла одну из самых узнаваемых героинь советского кино, но в школе вместо восхищения её ждали издевательства и насмешки. За что с «чародейкой» так обошлись сверстники? И почему она не захотела быть актрисой? Рассказываем в статье.

Кадр из двухсерийной телесказки «Чародеи», производство Одесской киностудии, режиссёр Константин Бромберг, 1982 г.

«В меня вселялся какой-то дьяволёнок»

Анна Ашимова появилась на свет 9 января 1973 года. Когда о её рождении узнал отец, военнослужащий инженерных войск Рафаэль Ашимов, он сразу же бросился в роддом. Мужчина был так рад услышанному, что при выходе на улицу забыл переобуться в зимние сапоги. А в Улан-Удэ тогда стояли крепкие морозы – 40 градусов ниже ноля.

Уже в автобусе молодой отец понял, что не чувствует своих ног. На нужной остановке он просто упал со ступени в сугроб и не мог самостоятельно подняться. К счастью, вместе с ним вышли сослуживцы, которые, поняв ситуацию, помогли встать. Вскоре Рафаэль смог увидеть свою дочь. Все в семье так сильно любили её, что постоянно баловали – никакой строгости, ожидаемой от военного, не было.

«Я была очень боевая, хулиганила. Например, могла отнять формочку в песочнице у мальчишки и треснуть его этой же формочкой по голове. В детском саду я всегда была паинькой, а вот за его пределами в меня вселялся какой-то дьяволёнок», — рассказывала о себе актриса в одном из интервью.

«Сразу понял, что это моя Нина»

Взрослые понимала, что неуёмную энергию ребёнка надо куда-то девать, потому записали её в несколько кружков: танцы, пение и рисование. Как раз возле изостудии Анну вместе с другими юными художницами заметила сотрудница киностудии. Она записала их адреса и телефоны, а через 2 недели девочку пригласили на фотопробы.

«Увидев толпу девочек, претендовавших на роль Нины Пуховой, я ничуть не смутилась. Помню, нас привели в маленькую комнату, где стояло старое трюмо. Я сдвинула его створки, увидела десятки своих отражений и стала строить рожицы. Фотограф буквально за шкирку оттащил меня от зеркала. За всем этим, как выяснилось потом, наблюдал режиссёр Константин Бромберг. Он потом сказал: «Я сразу понял, что это она, моя Нина», — вспоминала Анна.

Кадр из двухсерийной телесказки «Чародеи», производство Одесской киностудии, режиссёр Константин Бромберг, 1982 г.

Однако от кинопроб её это не избавило. Там и начались трудности: Ашимова всё никак не могла запомнить текст и плакала из-за этого, но домой уходить отказывалась. В итоге ей удалось прочитать историю – девочку утвердили на роль.

«Все покатывались со смеху»

Сначала старшего брата Нины должен был играть Сергей Проханов, но они с Александрой Яковлевой не выглядели как идеальная пара. Поэтому роль отдали Александру Абдулову. Из-за большой разницы в росте между ним и Анной девочке приходилось сидеть на книгах в сценах с ним или стоять на камнях. Работать с актёром было очень комфортно.

Кадр из двухсерийной телесказки «Чародеи», производство Одесской киностудии, режиссёр Константин Бромберг, 1982 г.

«Абдулов, помню, всегда старался развеселить съёмочную группу, когда все уставали и унывали. Рассказывал какие-то анекдоты с хохляцким или грузинским акцентом – все посмеются, расслабятся и с новыми силами за работу».

Не обходилось и без неловких ситуаций во время съёмочного процесса:

«В одной из сцен мне надо было забежать на маленький мостик, остановиться посредине, воскликнуть: «Ой, что случилось?!» – затем быстро с него сбежать и присесть, чтоб пропасть из кадра. Режиссер командует: «Мотор!», я бегу, говорю свою реплику, сажусь на корточки – и тут, издав характерный звук, лопается по шву мой комбинезон. Съёмка продолжается, я сижу красная как рак, не в состоянии объясниться… Дело в том, что комбинезон мне шили летом, а фильм снимали осенью – за это время я выросла так, что вся одежда стала мне тесна. Едва дождавшись окончания дубля, я тут же вскочила и закричала: «Это не я, это не я!» А все покатывались со смеху».

«В песне я не проговариваю одно слово»

Сложнее всего, признаётся Ашимова, ей было отыгрывать серьёзные чувства. Например, когда Абдулов лез на крышу, чтобы спасти Гафта, она должна была с испугом наблюдать за, казалось бы, опасными действиями, но всё было наоборот.

«Я знала: им ничего не грозит – так чего же за них бояться? Поэтому и глаза у меня в той сцене весёлые. Вообще, когда я смотрю фильм, то вижу кучу проколов. Есть сцена, где громко хлопает дверь, я бросаюсь к «брату» Абдулову, испуганно прижимаюсь к нему – а камера крупным планом показывает моё лицо со смущённой улыбкой. Страха ни в одном глазу. А в сцене, где я пою песню про снежинку, можно заметить, что я не проговариваю слово «в преддверии», на нём я просто закрываю рот. Ну не выговаривалось оно у меня!»

Кадр из двухсерийной телесказки «Чародеи», производство Одесской киностудии, режиссёр Константин Бромберг, 1982 г.

«Внушала мне такой страх»

Помимо Абдулова, к Анне с особой теплотой относились Эммануил Виторган и Михаил Светин – последний даже передал ей пачку календариков от дочки. А Екатерину Васильеву боялась, потому что та напоминала ей учительницу и казалось очень строгой.

«Однажды я пришла с подругой на спектакль в Театр Моссовета и вдруг увидела Екатерину Васильеву. Она тоже сидела в зрительном зале. Я опять почувствовала робость, но пересилила себя и подошла к ней, поздоровалась. Екатерина Сергеевна меня узнала, и у неё в глазах такая радость была… Оказывается, она такая добрая, так любит своих внуков! Даже странно, что раньше она внушала мне такой страх».

О том, что в фильме снимался Валерий Золотухин, Ашимова и вовсе узнала после премьеры. На съёмочной площадке они не пересекались. Кстати, в фильме актриса говорит и поёт не своим голосом. Её озвучивала Светлана Харлап, а песни исполняли Ольга Рождественская и Лариса Долина.

«Меня это сильно задевало»

После показа фильма Анна проснулась знаменитой, но слава её тяготила, потому что одноклассники и другие школьники сразу стали издеваться над ней.

«Мне придумали новую дразнилку – «чародейка». Вроде бы ничего обидного. Но её выкрикивали на разные лады с такой неприятной завистью, что меня это сильно задевало. И младшие, и ровесники, и старшие норовили меня пнуть, толкнуть, поставить подножку, чтобы я упала – а потом «ха-ха-ха!» За косичку меня дёрнуть считалось обычным делом».

Кадр из двухсерийной телесказки «Чародеи», производство Одесской киностудии, режиссёр Константин Бромберг, 1982 г.

Однако с выходом пластинки с песнями из фильма всё изменилось.

«Её очень сложно было достать. А мне её подарили. И я чувствовала себя королевой, потому что все девочки обращались ко мне с просьбой переписать для них слова. Особой популярностью пользовалась «Ведьма-речка».

«Чародеи» стали единственным фильмом, в котором снялась Ашимова. Связать жизнь с кино ей не хотелось.

«Ну и фамилия у человека»

«Я никогда не стремилась стать актрисой, потому что прекрасно понимала – работа эта нестабильная, связанная с постоянными разъездами, несовместимая с нормальной семейной жизнью. А мне с ранних лет хотелось иметь семью, заботиться о муже, ребёнке. Кроме того, я всегда дружила с математикой, она была моим любимым предметом. Поэтому после школы я поступила в Академию управления, на факультет экономической информатики».

Там же Анна познакомилась со своим будущим супругом. На экзамене по математике они сидели рядом.

«Не скажу, что он мне сразу понравился. Я сказала ему: «Меня Аня Ашимова зовут. А тебя? А то трудно разобрать, у тебя почерк непонятный». Он ответил: «А меня – Кирилл Гайдаш». Я подумала тогда: «Боже, ну и фамилия у человека». Однако судьба распорядилась так, что сейчас я ношу эту фамилию – с гордостью».

«Сижу дома и не жалею об этом»

Окончив академию, Ашимова (теперь уже Гайдаш) устроилась экономистом в страховую компанию, немного поработала бильд-редактором в журнале. Через несколько лет после рождения сына она уволилась отовсюду и стала домохозяйкой.

«С тех пор сижу дома и нисколечко об этом не жалею. Мне нравится заниматься хозяйством, водить сына в спортивные секции – на плавание и биатлон. Обожаю готовить – Саша у меня любит выпечку и пельмени. Меня работающие подруги спрашивают: «А тебе не скучно дома?» Ни капли. Я считаю, что быть хорошим тылом своему мужу – это тоже призвание. Ему приятно, что я занимаюсь домом. Кирилл по натуре очень надёжный. Вдобавок он душа любой компании. Да и я тоже – никогда не теряюсь, не стесняюсь проявить инициативу».