Как Тамара Абросимова оказалась в доме престарелых: Мягков её бросил, а она всю жизнь следила за его успехами

Рядом с Андреем Мягковым на протяжении всей жизни была его жена — актриса Анастасия Вознесенская, с которой их связывали не только сцена, но и общее понимание профессии, общее дело, общая судьба. Они прожили вместе почти 60 лет, а их союз был настолько крепким, что мало кто догадывался о том, что когда-то в жизни Андрея Васильевича была другая женщина, имя которой долго оставалось за кадром. Она же никогда не забывала свою первую любовь.

Очарование юности

Андрей Мягков в молодости. / Фото: domkino.tv

Родители Андрея Мягкова всю свою жизнь служили науке и искренне верили в то, что сын пойдёт по их стопам. По их мнению, интеллигентный человек должен быть всесторонне развит, поэтому к воспитанию сына они относились очень серьёзно. Большое внимание уделялось не только общеобразовательным предметам, но и литературе, поэзии, искусству. Мальчика часто водили в театры, читали ему стихи, однако вряд ли они предполагали, что искусство настолько глубоко тронет его сердце и определит его дальнейший путь.

Отец, Василий Дмитриевич, доцент Ленинградского технологического института, был категорически не согласен с увлечением сына. А когда он заявил о своём желании стать актёром, стал настаивать на том, чтобы Андрей получил серьёзную профессию, и мать, Зинаида Александровна, его в этом поддержала. Уступив родителям, Мягков поступил на химико-технологический факультет, но гораздо больше его увлекал студенческий театр, где он проводил всё свободное от лекций время.

Тамара Абросимова в молодости. / Фото: mirtesen.ru

Именно в институте он познакомился с Тамарой Абросимовой, девушкой, которая училась с ним в одной группе и разделяла его увлечение театром. В результате Андрей Мягков очень сблизился с однокурсницей: они вместе занимались, репетировали, обсуждали роли и расставались только на ночь. О будущем тогда они не говорили, но чувства были настоящими, искренними, тёплыми.

Однажды в Ленинград приехали преподаватели Школы-студии МХАТ, которые смотрели самодеятельные постановки. Андрея Мягкова и Тамару Абросимову выделили, рекомендовав им поступать в театральный вуз, поскольку увидели в них природный талант. Тамара сразу начала собираться в Москву. Андрей очень хотел поехать вместе с ней, но отец был категоричен: он потребовал ничего не менять до окончания института.

Слишком долгая разлука

Тамара Абросимова. / Фото: kino-teatr.ru

Тамара ждать получения диплома не стала, изменила свою жизнь резко и ни разу впоследствии об этом не пожалела. Она стала студенткой Школы-студии МХАТ и ждала, когда Андрей приедет в Москву; она точно знала, что он не откажется от своей мечты и не сможет жить без театра. И они непременно снова будут вместе. Когда Мягков окончил институт, ему полагалось пройти отработку в течение трёх лет, а после уже получать второе высшее образование, а сразу пойти учиться во второй институт.

К счастью, эту проблему помог решить актёру театральный критик Борис Поюровский, который видел его на сцене, оценил дар и написал письмо Екатерине Фурцевой, в результате чего Андрей и был принят в Школу-студию МХАТ. Тамара уже училась на третьем курсе, и казалось, ничто не мешает им быть снова неразлучными, как раньше. Но в жизни Мягкова появилась другая женщина — Анастасия Вознесенская, однокурсница, в которую он влюбился.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. / Фото: vk.com

Он честно всё рассказал Тамаре, и она всё поняла, не стала устраивать сцен и обвинять в неверности. К тому же она не была способна на интриги и эфемерную «борьбу за любовь». Она видела, насколько серьёзно он относится к Анастасии, и просто отпустила свою первую любовь, пожелав ему быть счастливым. В том, что чувства Андрея к ней остыли, она винила лишь себя, ведь это она не стала ждать, пока он получит диплом, уехала в Москву, а за время разлуки многое изменилось.

Позже она вернулась в родной Ленинград, но продолжала следить за карьерой Андрея Мягкова, радовалась, когда он получал яркие роли, возмущалась из-за того, что его многие запомнили только по роли Жени Лукашина, хотя на его счету было множество других глубоких и серьёзных работ в кино. Тамара Михайловна, когда появлялась возможность, посещала спектакли с участием Андрея Васильевича, непременно смотрела фильмы, в которых он снимался, знала, как трогательно он заботился о жене, особенно когда Анастасия Вознесенская тяжело заболела.

Тамара Абросимова. / Фото: ptj.spb.ru

Тамара Абросимова рассказывала в одном из интервью, что душевная связь между ней и Андреем Мягковым, начавшаяся ещё в юности, не прервалась — они продолжали общение, сохраняли тёплые, искренние отношения, и для неё он навсегда остался человеком, которого она любила, уважала, ценила. Она бережно хранила его письма, написанные ещё в те годы, когда она только начинала учиться в МХАТе. Сохранила и игрушку — плюшевого медведя с одним глазом, подаренного Андреем. Казалось бы, мелочь, но для неё — дорогая память. Она ещё с юности дружила с сестрой Андрея Васильевича, общалась с его племянницей.

Осталась одна и живёт в Доме ветеранов сцены

Тамара Абросимова. / Фото: kino-teatr.ru

После получения диплома актрисы Тамара Михайловна вернулась в родной Ленинград, где была принята в труппу Театра имени Комиссаржевской, где прослужила более шестидесяти лет, став одной из самых любимых зрителями актрис. Конечно, ей поступали предложения о съёмках в кино, но принимала их актриса редко, считая своим призванием именно сцену. Позже Тамара Абросимова занялась преподаванием и поставила несколько собственных спектаклей.

О личном она старалась не говорить, но известно, что она была счастлива в браке. Когда не стало её мужа Александра Никитича, мир для Тамары Михайловны как будто на какое-то время перестал существовать в прежнем виде. Потеря супруга, с которым прожито столько лет, который был не только надёжной опорой, но и единственным, кто глубоко чувствовал её внутреннюю суть, оказалась той точкой, за которой началась иная реальность.

Он всю жизнь проработал инженером, но любовь к театру жила в нём особенной, искренней любовью зрителя, для которого каждый спектакль — откровение, каждое слово артиста — отклик в душе. И, может быть, именно это тонкое соучастие с её профессией делало их союз таким крепким.

Тамара Абросимова в спектакля «Если бы знать». / Фото: ptj.spb.ru

После его ухода Тамаре Абросимовой было до отчаяния одиноко, и она приняла решение переехать в Дом ветеранов сцены. И хотя родные — сестра, племянник — восприняли эту новость болезненно, даже с упрёком, позже им хватило одной поездки в этот дом, чтобы увидеть и понять: здесь Тамаре Михайловне на самом деле лучше, чем в пустой квартире, где она когда-то была счастлива с любимым человеком.

К тому же связь с Домом ветеранов у неё возникла задолго до того, как она сама стала к нему причастной. В 1964 году в Новочеркасск в юбилей Веры Фёдоровны Комиссаржевской Тамара Абросимова представляла театр, носящий имя великой актрисы. Ей доверили зачитать письмо Комиссаржевской, адресованное актёру Рощину-Инсарову.

В той поездке её сопровождал Владимир Александрович Брендер, человек из Дома ветеранов сцены, хранитель письма, получатель последней телеграммы Комиссаржевской, присланной из далёкого Ташкента, где она провела последние дни жизни. Слова из той телеграммы — «Во Вселенной остаётся неизменным один лишь дух» — запали в душу Тамаре Михайловне, оставили в ней след, который с годами только крепчал. Именно Брендер впервые раскрыл перед ней суть Дома ветеранов — не просто здания, а живого пространства, задуманного Марией Гавриловной Савиной как место, где артисты после долгих лет работы могли бы найти умиротворяющее спокойствие и уважительное отношение.

Тамара Абросимова. / Фото: eg.ru

Годы шли, здание ветшало, крыша протекала, в церковном помещении обустроили кухню, и казалось, что сама идея существования Дома ветеранов сцены вот-вот исчезнет. Вместе с другими неравнодушными артистами Тамара Михайловна старалась сохранить то, что оставалось, поддерживала как могла, потому что для неё это было не просто место — это была история, её история, история всех, кто когда-то верил в сцену как в судьбу. Была боль оттого, как легко могли исчезнуть воспоминания, как часто на эти стены поглядывали состоятельные люди с совершенно иными намерениями.

Однако наступил момент, когда усилия неравнодушных журналистов и артистов принесли результат — Дом перешёл под ведение управления делами президента, началась реставрация, и в результате вернулось то, что казалось утраченным навсегда. В храме Николая Чудотворца вновь стали служить молебны, а в день рождения Марии Гавриловны Савиной состоялась особенная служба, наполненная светлой торжественностью и тишиной, в которой, казалось, вновь оживали все те, ради кого этот дом был когда-то построен.

Тамара Абросимова. / Фото: kino-teatr.ru

Теперь, живя здесь, Тамара Михайловна не чувствует себя оставленной или забытой; напротив, есть ощущение, что жизнь просто сменила декорации, но суть осталась прежней. Всё, что прожито, не кажется ей пустым или ненужным. Она по-прежнему выходит на сцену, читает в моноспектакле тексты Бунина, Чехова, Лескова — авторов, которые с особенной точностью передавали сложность, противоречивость, мимолётность женской судьбы.

Она играет в спектакле-концерте «Я вернулся в мой город», работает над постановкой по пьесе Шмитта, переосмысленной под названием «Если бы знать…» — и, оглядываясь, не находит в себе желания что-то изменить, начать сначала, иначе. Жизнь, какой бы сложной она ни была, прожита честно. И это главное.