В творческой биографии блистательного Андрея Миронова были не только триумфы. Артист часто рисковал, брался за сложные драматические роли. За свою карьеру он создал спорные образы, которые вызвали шквал критики.
Драматический провал в «Повторной свадьбе»
«Я увидел на экране совершенно другого человека!» — с горечью говорил Миронов о своей роли Ильи в картине «Повторная свадьба».
Режиссёр Георгий Натансон в 1972 году доверил актёру сложную драматическую роль. По сюжету герой Миронова бросает семью ради другой женщины. Финал трагичен — новая возлюбленная совершает самоубийство. Актёр мечтал показать противоречивый характер, муки совести, метания души. Но режиссёрский монтаж превратил образ в плоского злодея.
«Все мои усилия оказались тщетными», — признавался Миронов после премьеры.
Спорный Остап в «12 стульях»
«Это уголовное преступление!» — так режиссёр Леонид Гайдай оценил работу Миронова в роли Остапа Бендера.
В 1976 году Марк Захаров снял свою версию романа Ильфа и Петрова. Путь к роли был тернист — на пробы к Гайдаю Миронов не прошёл. Профессиональное сообщество разделилось в оценках:
-
Критики ругали за театральность и наигрыш
-
Коллеги отмечали отсутствие обаяния великого комбинатора
-
Зрители сравнивали с харизматичным Гомиашвили
-
Режиссёры считали трактовку слишком мрачной
-
Литературоведы упрекали в искажении образа
«Я три месяца не спал, вживаясь в роль», — рассказывал Миронов друзьям.
Актёр изучал первоисточник, консультировался со специалистами. Но его Бендер получился желчным циником, далёким от авторского замысла.
Ученические ошибки в «А если это любовь?»
«Артист должен беречь силы для съёмок!» — эту фразу режиссёра Юрия Райзмана молодой Миронов запомнил на всю жизнь.
В картине 1962 года актёр сыграл демагога Петра — школьника, который не верил в любовь и сеял раздор среди одноклассников. Роль небольшая, но значимая для сюжета. Неопытность била через край — Миронов суетился, шутил между дублями, пытался развлекать группу.
«Юлий Яковлевич сразу попросил придумать биографию героя», — рассказывал позже Миронов.
Актёр погрузился в работу, но энергию направил не туда. Вместо глубокого осмысления роли он устраивал представления на площадке.
«Текст был небольшой, и я старался компенсировать это клоунадой», — признавался артист.
Режиссёр терпеливо наблюдал за молодым актёром. После очередной шутки Райзман отвёл Миронова в сторону.
Картина рассказывала о первой любви старшеклассников. Учителя и «честные люди» пытались разрушить светлое чувство. Роль Петра требовала особой достоверности — он олицетворял циничное отношение к любви. Но игра Миронова получилась схематичной. Критики заметили наигранность и театральность. Зрители же тепло приняли фильм, несмотря на актёрские промахи.
Театр под открытым небом
«Актёры просто валяют дурака!» — такую рецензию получил фильм «Трое в лодке, не считая собаки».
В 1979 году режиссёр Наум Бирман собрал звёздный состав: Ширвиндт, Державин, Голубкина, Миронов. Но вместо тонкого английского юмора зрители увидели:
-
Развязное кривляние на камеру
-
Театральные штампы вместо кино
-
Потерю очарования книги
-
Разрозненные сцены без связи
-
Карикатурность образов
«Это театральная постановка на воздухе», — писали критики.
Актёры, привыкшие к сцене, перенесли театральную манеру в кино. Миронов с партнёрами переигрывали, стараясь рассмешить зрителя. Но эффект получился обратный — фильм казался нудным и затянутым.
«Мы хотели сделать буффонаду, а получился балаган», — признавал Миронов.
Битва с цензурой в «Блондинке за углом»
«Пересъёмка, перемонтаж, переозвучка!» — так описывал Миронов работу над фильмом 1984 года.
Режиссёр Владимир Бортко снял острую социальную драму о любви астрофизика к продавщице. Худсовет «Ленфильма» потребовал смягчить углы. Госкино заставило менять диалоги.
«От первоначального замысла ничего не осталось», — сетовал актёр.
В спешке появились нелепые ошибки — например, неверная фаза луны в пасхальной сцене.
Эти неудачи показывают другого Миронова — ищущего, рискующего, готового к экспериментам. Актёр не боялся браться за сложный материал. Он пытался вырваться из амплуа комедийного героя. Каждая спорная роль становилась для него уроком актёрского мастерства.
Провалы не сломили Миронова. Он продолжал искать новые краски для своих персонажей. Стремление к драматическим ролям говорит о его творческой смелости. В каждой неудаче видна попытка расширить свои профессиональные горизонты.