«Мой путь был обречён»: почему сильнейшая актриса советского кино в 90-х резко исчезла с телеэкранов

Её называли «самой сильной женщиной советского кино», она западала в сердце всем, с кем пересекалась на съёмочной площадке, но в 90-е вдруг резко решила завязать с актёрской деятельностью. Что заставило Маргариту Сергеечеву уйти из кино? И как изменилась её жизнь после сильнейшей трагедии?

Попала в кино в 6 лет

Кадр из фильма «Странные взрослые», производство киностудии «Ленфильм», Объединение телевизионных фильмов, режиссёр Аян Шахмалиева, 1974 г.

Маргарита Сергеечева попала в кино, когда ей было всего 6 лет. По словам матери, всё произошло во время новогоднего концерта в ДС «Юбилейный». После того, как закончили исполнять песню «Остров невезения» и наступила небольшая пауза, девочка своим звонким низким голосом спросила у мамы:

«Мама, а что, если родишься в понедельник – дураком будешь?»

Зал тут же засмеялся и стал аплодировать. Вскоре наступил антракт, во время которого Маргарита стала бегать по рядам. Тогда она и познакомилась с одним из сотрудников «Ленфильма», записавшего её координаты.

Поначалу Сергеечева озвучивала мальчиков – голос как раз подходил. А в 1973 году (на тот момент девочке было 10 лет) вышло 4 короткометражных фильма, снятых по мотивам «Денискиных рассказов», с ней в качестве актрисы.

«Или эта девочка, или мы не снимаемся»

Через год состоялась премьера мелодрамы «Странные взрослые», где Маргарита сыграла главную роль – сироту Тоню (Джульетту). На том, чтобы снимался именно этот ребёнок, настоял Лев Дуров – приёмный отец Тони в фильме.

«Когда родители ездили на пробы в Питер, отец сразу стал рассказывать, что потрясающая девочка. Хотели другую девочку утверждать на эту роль – родители уже были утверждены. Отец сказал: «Нет. Или эта девочка, или мы не снимаемся», — вспоминала Екатерина Дурова в эфире ток-шоу «Пусть говорят» в 2011 году.

На каникулах Маргарита приезжала в гости к семье Дуровых, а Льва называла своим отцом.

«Первый раз, когда она была у нас на каникулах, мы поехали провожать её на вокзал – мама, папа и я. И там была сцена, как в фильме «Странные взрослые». Поезд пошёл. Папа сначала шёл рядом с окном, потом побежал. Ритка схватилась за окно, и мама у меня за спиной крикнула: «Лёва, остановись!» Потому что это кончилось бы срыванием стоп-крана. Я сейчас даже вспоминать это не могу», — со слезами на глазах рассказала Екатерина Дурова.

Кадр из фильма «Странные взрослые», производство киностудии «Ленфильм», Объединение телевизионных фильмов, режиссёр Аян Шахмалиева, 1974 г.

Из актрисы в медика

Маргарита запала в душу не только Дуровым, но и всей стране. Актрису стали приглашать на различные съёмки, где она демонстрировала свой талант и мастерски перевоплощалась из одного персонажа в другого. А в 1984 году Сергеечева с отличием окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) имени Н. К. Черкасова, после чего переехала в Москву.

К тому моменту она уже развелась со своим первым супругом, театральным постановщиком Эриком Горошевским, и в столице вышла замуж за режиссёра Рудольфа Фрунтова. Он снял жену в трёх своих кинокартинах: драме «Жил отважный капитан», мелодраме «Про любовь, дружбу и судьбу» и боевике «Дураки умирают по пятницам» – он стал предпоследним фильмом в карьере актрисы.

В конце 80-х она приняла решение сменить род деятельности и поступила в Российский государственный медицинский университет.

«Мы не могли её найти»

«Я бросила профессию из-за того, что я была мала ростом. Маленькая была – 1 метр 50 сантиметров. Мой путь был обречён играть детей или комических старух. Мой принцип: не делать того, чего я не хочу. Произошёл кризис 90-х годов. Я поняла, что должна поменять профессию», — объяснила своё решение Маргарита Сергеечева.

Кадр из фильма «Жил отважный капитан», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Рудольф Фрунтов, 1985 г.

В 1996 году она с отличием окончила медуниверситет и, по словам её бывших коллег из мира кино, пропала со всех радаров.

«Мы не могли её найти. Не знали, куда она делась. Я бы снимал её во всех своих фильмах, потому что она неповторимая актриса», — заявил режиссёр Николай Засеев-Руденко.

Трагедия, изменившая всё

Новая работа приносила Сергеечевой истинное удовольствие, потому что она по характеру добрый и отзывчивый человек. Всегда приходила на помощь тем, кто в этом нуждался. Однако, когда помощь потребовалась ей самой, мало кто оказался рядом.

В 2007 году Маргарита готовилась к поездке в Крым, как вдруг резко почувствовала себя плохо. Кое-как она смогла добраться до больницы, а уже утром её частично парализовало и нарушилась речь. Пережившей инсульт Маргарите сделали операцию на головном мозге, следом за которой начался реабилитационный период.

Кадр из фильма «Про любовь, дружбу и судьбу», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Рудольф Фрунтов, 1987 г.

В таком состоянии работать она никак не могла. Получив инвалидность, актриса и медик вышла на пенсию. Но получаемых денег еле хватало на то, чтобы прокормить себя и маму. Союз кинематографистов в материальной поддержке ей отказал.

«Это самая сильная женщина в нашем кино»

Здоровье матери с годами становилось всё хуже – она начала слепнуть. Сама Маргарита тоже не смогла восстановиться до конца.

«Половина мозга не работает, рука не работает», — рассказала она о своём состоянии в студии программы «Звёзды сошлись» в 2019 году.

Женщины живут вместе. Сергеечева разводит дома аквариумных рыбок и завела шесть котов. Она старается много гулять и периодически проходит курсы лечения. Свободное время проводит за компьютером.

24 мая Маргарите Сергеечевой исполнится 62 года.

-5

«1983 год. Одесса. Киностудия. Вы снимаетесь у Наташи Збандут в фильме «Сказки старого волшебника». Юра Юнгвальд-Хилькевич снимает фильм по моей повести «Двое под одним зонтом». Мы идём с Юрой по студии, Вы стоите. Он подходит и нас знакомит. «Знакомься, – говорит, – это самая сильная женщина в нашем кино». Вы действительно очень сильная женщина», — обратился к Маргарите писатель и общественный деятель Сергей Абрамов.