Загримировать молодого под старика несложно. Но что делать, если нужно, наоборот, сбросить пару десятков лет?
Советский кинематограф знает немало случаев, когда актеры солидного возраста играли более молодых персонажей. И если разница в возрасте в пару лет не вызывает особенных трудностей, то 40-летним артистам, превратившимся на экране в 20-летних, явно пришлось потрудиться.
Рекорд по омоложению на экране поставила блестящая актриса, народная артистка СССР Любовь Орлова.
В 1973 году завершилась работа над последним фильмом, в котором главную роль исполнила любимая многими поколениями великая актриса. Однако фильм «Скворец» Элира, снятый ее мужем Григорием Александровым, так и не вышел на экраны.
По сюжету в оккупированном Страсбурге, под носом у нацистов, действует супружеская пара советских разведчиков, Грековы, Любовь Орлова с позывным «Лира» и Петр Вильяминов с позывным «Скворец».
Шпионский фильм еще во время съемок прозвали «Склероз» и «Климакс». Ведь Орлова должна была сыграть 30-летнюю женщину, а ей было уже за 70.
При этом роль ее мужа, Скворца, исполнил Петр Вильяминов, которому было 46. Разительная разница в возрасте актрисы и героини объясняется просто. Режиссер Григорий Александров в главной роли видел только одну женщину – свою жену.
Этому правилу он не изменял с 30-х годов и не видел причин менять установившуюся практику. Одна из самых прекрасных женщин СССР тяжело переживала старение и утрату красоты. Из-за этого съемочной группе приходилось идти на постоянные ухищрения, чтобы скрыть возраст Орловой.
Она всегда появлялась в кадре в перчатках, а для сцен, где необходимо было показать руки, приглашали дублершу. Помимо этого, операторы всегда выставляли кадр так, чтобы свет делал ее моложе. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит, вспоминал Дмитрий Щеглов, написавший биографию артистки.
Ради того, чтобы она хорошо выглядела в кадре, шли на многие ухищрения. Специально подбирали свет и ракурс, использовали фильтры, но и это не помогало скрыть возраст. Обычно довольно спокойную и добрую Орлову как подменили, понимая, что у съемочной группы ничего не получается.
Она сильно нервничала, из-за чего одни неудачные дубли следовали за другими. На площадке часто возникали ссоры и скандалы. Так любовь Орлова потребовала, чтобы в фильме был эпизод, в котором она предстала бы в трауре, черная шляпка, платье и вуаль лучше всего скрывали ее возраст.
Идя навстречу жене, режиссер Григорий Александров похоронил ее кинематографического мужа, тот скончался от сердечного приступа. В итоге уже анонсированный фильм так и не вышел в прокат. Многие говорили, что это случилось из-за того, что сценаристы случайно открыли шпионские приемы и секреты СССР.
Но, скорее всего, любовь Орлова, отсмотрев готовый материал, настоятельно попросила не показывать его никому. Ее влияние в те годы было огромным. Впервые фильм показали лишь в 1996 году.
Янина Болеславовна, советская киноактриса, чьей визитной карточкой стала миловидная детская внешность. Даже будучи взрослой женщиной, она продолжала играть юных девушек и подарила любимую киносказку «Золушка». Всю жизнь артистка была миниатюрной и хрупкой, а ее рост едва ли достиг отметки в 148 сантиметров.
Поэтому неудивительно, что ей предлагали играть героинь, которые были младше ее. А в первом кинофильме «Мишки против Юденича» Янине и вовсе досталась роль мальчика. В дальнейшем фильмографии знаменитости появились и другие работы, среди которых «Моя родина» и «Песнь о счастье».
Глядя на хорошенькую девочку-подростка, зрители не догадывались, что перед ними взрослая девушка. Но Янина все равно сомневалась, поэтому проверяла себя. Так, прежде чем согласиться на участие в комедии «Разбудите Леночку», исполнительница нарядилась в платье младшей сестры и отправилась на базар.
Там местные мальчишки не только приняли ее в игру, но и успели поколотить. Но артистка ликовала, ведь была уверена, что будет выглядеть убедительно. Короткометражка получилась удачной, а позже вышло продолжение «Леночка и виноград».
В сценарии музыкального фильма «Золушка» Евгений Шварц писал специально для исполнительницы, но ей все равно пришлось побороться за роль.
На момент съемок Янине было уже 37 лет, а кинематографисты хотели видеть в кадре кого-то моложе. Тогда на пробы приводили юную балерину Марию Мазун, но она оказалась недостаточно профессиональной.
В итоге худсовет единогласно утвердил кандидатуру Янины Болеславовны. Понимая, что годы все же берут свое, актриса распорядилась, чтобы ее снимали только в вечернем освещении, так мелкие морщины были менее заметны, а лицо выглядело свежим. Хитрость удалась, а «Золушка» получилась настолько обаятельной, что покорила сердца зрителей.
«Моя внешность, структура лица, маленький рост определили амплуа, всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой. Когда я играла Золушку, мне было 37 лет, а героиня была ровесницей моей дочери», — рассказывала потом актриса.
Но среди людей, которым картина пришлась не по вкусу, оказался Иосиф Сталин. Он не видел в артистке героиню поствоенного периода. С его подачи актрису перестали снимать, а на экраны она вернулась уже после смерти советского вождя.
Ее последней работой в кино стала лента «Два друга». После этого знаменитость сосредоточилась на озвучивании. Она подарила голос Герды из сказки «Снежная королева», помогла заговорить по-русски Софи Лорен, Николь Курсель, Джульете Мазине и другим западным звездам.
Из-за маленького роста артистка не доставала до стандартного микрофона, и ей подставляли скамеечку, которую называли «жеймовочка».
Вицен — разноплановый актер, которому удавались любые образы, но популярность пришла после комедийных ролей. Первой комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста, стал фильм «Запасной игрок».
Интересно, что на пробы он попал случайно. Исполнитель пробовался на роль в кинокартине Александра Файнцимера, но попытка оказалась неудачной. Актер уже хотел возвращаться в Москву, но его заметил ассистент режиссера.
После удачных проб Георгия утвердили на главную роль Васи, молодого перспективного спортсмена. До начала съемок актер много времени уделял спортивной подготовке, выполняя физические упражнения на стадионе, чтобы соответствовать герою ленты. Когда артисту предложили роль, ему было не 25, как думал режиссер, а 37.
В этом плане Витцен был феноменальным человеком, его возраст для окружающих оставался загадкой. Актер выглядел очень молодо и в свои 40 мог с легкостью сыграть молодого парня. Все потому, что Георгий Михайлович вел здоровый образ жизни, не курил, не пил, не забывал и о занятиях йогой.
При этом роли пьяниц удавались ему достоверно и реалистично. В 1964 году режиссер Константин Воинов задумал снять ленту «Женитьба Бальзаминова» по мотивам пьес Островского. В главной роли он видел Георгия Витцена, который тоже мечтал появиться в картине давнего товарища.
Однако артисту было уже 47 лет, а герою 25, поэтому худсовет возражал против его кандидатуры. Воинов пытался отстоять актера и предложил ему омолодить себя без помощи гримеров. Преображение Витцен начал с поездки в Сухуми, где завидным упорством приводил тело в форму.
Он тренировался на стадионе с местными футболистами и занимался йогой. Для многих было потрясением, что в фильме Витцен сыграл совершенно молодого человека, хотя актер был уже состоявшимся мужчиной. По паспортным данным, он по сути являлся отцом своего персонажа.
Это характеристика актерского мастерства – удивительное погружение в роль. Георгий Михайлович подобрал кудрявый рыжий парик и перед каждой сменой кропотливо рисовал на лице веснушки, которые придавали юный облик. Чтобы в кадре лицо выглядело более румяным и худым, в тональный крем Витцен добавлял красную краску.
К большой разнице в возрасте артист относился с юмором. Когда он накладывал толстый слой грима, в шутку называл картину «Женитьба забальзамированного». На подготовку к съемкам актер ежедневно тратил по несколько часов.
В роли юноши Витцен выглядел весьма убедительно и доказал, что ему подвластны любые возрасты. Образ незадачливого жениха считается одним из ярких в фильмографии артиста. В наш век суровых и сильных киногероев немногие артисты играют исключительно добрых и жизнерадостных персонажей.
Но именно такими ролями запомнилась зрителям Надежда Васильевна Румянцева. Еще дав гика за актрисой закрепилась амплуа исполнительницы детских ролей. Она часто играла девочек и мальчиков, поскольку выглядела миниатюрной.
Это позволило выработать Румянцевой неповторимый стиль, который и привел ее к первой работе в кино – фильму «На встречу жизни». К роли артистка готовилась со свойственным ей прилежанием. Месяц изучала токарное дело, чтобы выглядеть увереннее в кадре.
Не обошлось и без хитрости – Надежда убедила режиссера, что умеет управлять моторной лодкой. Раскрылся обман довольно жутким образом – лодка с актрисой перевернулась. К счастью, девушка отделалась легким испугом.
Дальше были фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Морской охотник».
К слову, в последнем 27-летняя актриса исполняла роль 10-летней девочки. После в гика Румянцева вместе с другими студентами попала на «Масфильм», где и настал ее звездный час.
Проводником в мир всенародной любви стал режиссер Юрий Чулюкин, который прописал для девушки роль Надежды в фильме «Неподдающаяся». Трогательная, слегка инфантильная, но сильная героиня мгновенно завоевала сердце советских зрителей. А дальше была Тоня Кислицына в уже культовых «Девчатах».
По слухам, на роль Тони пробовалась даже жена режиссера Чулюкина, но он оставался объективным до конца и выбрал Надежду. На площадке Румянцева много импровизировала. Так, знаменитая сцена с батоном – одна из ее идей.
Триумф был таким, что многие люди и по сей день называют картину самым любимым фильмом эпохи, а сама Румянцева получила массу международных наград. На момент исполнения роли 18-летней Тоси, Румянцевой был уже 31 год. Через год Румянцева появилась в комедии «Королева бензоколонки».
В фильме она играет еще более молодую 17-летнюю девушку Людмилу Добрыйвечер, которая мечтает о яркой, публичной профессии, но вынуждена временно устроиться заправщицей на бензоколонку.
Три верные подружки из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» на протяжении фильма превращаются из 20-летних девушек в 40-летних женщин. Конечно, можно было бы попытаться найти молодых артисток и во время съемок второй серии искусственно их состарить.
Но Меньшов решил поступить наоборот. Роли Катерины, Антонины и Людмилы сыграли жена режиссера Вера Алентова, исполнительница главной роли в сказке «Золотые рога» Раиса Рязанова и звезда детской утренней программы «Будильник» Ирина Муравьева. На момент съемок актрисам было 38, 36 и 30 лет, соответственно.
До сих пор зрители любят «Добрый фильм», где главную роль сыграла Вера Алентова. Но, как говорит режиссер, никакого блата для жены не было. Спустя годы Меньшов признается, что тогда Алентова проходила пробы наравне с остальными, а брать на роль он ее не хотел, ведь 70-е, когда снимался фильм, звездой была Маргарита Терехова.
В случае с фильмом «Москва слезам не верит» все происходило так, я был дурак, молод и не очень понимал, что устроил Вере настоящее испытание. Я вообще думал, что она не подходит для этой роли по многим компонентам, в том числе по возрасту. Хотел, чтобы у меня играли Ира Купченко или Маргоша Терехова, хотя они не намного младше Веры.
Но они отказались. Поэтому Веру я попросил пройти пробы наравне с другими актрисами. Только потом до меня дошло.
Конечно, если бы я реально попробовал Купченко или Терехову, то Вере вообще ничего бы не светило, никакой роли, потому что они были суперзвездами в то время. Но в итоге для Веры все сложилось счастливо. Да и для меня.
Она превосходно сыграла оба возраста своей героини, рассказал Владимир Валентинович.
Народный артист РСФСР Георгий Юматов за полувековую актерскую карьеру сыграл в восьми десятках фильмов. Но главным его успехом стала роль Алексея Трофимова в военной драме Владимира Рогового «Офицеры».
В начале картины Алексей Трофимов, курсант военного училища, награжденный Красными революционными шароварами за призовую стрельбу и понимание текущего момента. Персонажу в этот момент вряд ли больше 20 лет, тогда как Георгию Юматову на момент съемок было уже 44 года. Более того, актер был участником Великой Отечественной войны, что наложило на его лицо характерный отпечаток.
Чтобы избавиться от морщин, лицо актера перед съемкой намазывали яичным белком и туго стягивали волосы на затылке, чтобы натянуть кожу головы.