Нелли Корниенко и Юрий Васильев
Она запомнила эту встречу на всю жизнь, до мельчайших подробностей.
Позже актриса рассказывала, как однажды на пляже увидела его, выходящим из воды, и в голове пронеслась единственная мысль: «Аполлон, не иначе».
Их глаза встретились, и ее будто пронзило током.
Подойти самой? Нет, на это хрупкая и застенчивая девушка решиться не могла. К счастью, рядом оказалась более бойкая подруга.
А ведь за плечами этой юной москвички уже было тяжелое военное детство, полное лишений и тревог.
В суровые послевоенные годы, когда город только приходил в себя, маленькая Нелли пошла в школу.
И вот однажды, в 10 лет, она оказалась в совершенно другом мире — в Малом театре.
Ее поразило абсолютно все: бархат и позолота огромного зала, волшебство сменяющихся декораций и, конечно, сами актеры.
Днем — обычные люди, а вечером, на сцене, — небожители, способные заставить целый зал плакать и смеяться.
В тот день давали «Евгению Гранде».
Увиденное настолько потрясло девочку, магия перевоплощения так захватила ее, что вечером, придя домой, она твердо заявила маме, что если уж и становиться артисткой, то служить только здесь, на этой священной сцене Малого театра.
С той самой минуты театр перестал быть для нее просто зданием. Он стал ее мечтой, ее путеводной звездой.
Желание стать актрисой проросло в ней так глубоко, что казалось, определяло каждый ее шаг.
Мечта мечтой, но Нелли прекрасно понимала: чтобы попасть в этот волшебный мир, одного желания мало.
И она с головой ушла в учебу, с одинаковым усердием налегая на все школьные предметы.
Каждую свободную минуту она проводила за книгой, жадно впитывая и классику, и современников.
А по выходным их дом превращался в маленький театр: родители и брат становились ее первой, самой благодарной публикой, а Нелли, забыв обо всем на свете, читала им стихи.
Ее нетерпение было так велико, что ждать окончания школы казалось настоящей пыткой.
Ей нужно было как можно скорее понять: есть ли в ней та самая искра, тот дар, без которого в этой профессии делать нечего?
И, не в силах больше ждать, она совершила отчаянный поступок — принесла документы в прославленное Щепкинское училище, едва окончив седьмой класс.
На вступительных экзаменах преподаватели были обескуражены и очарованы одновременно.
Перед ними стояла совсем еще девчонка, трогательная и хорошенькая, но при этом она демонстрировала не только явный талант, но и поразительную начитанность.
Конечно, без аттестата о среднем образовании зачислить ее не могли при всем желании.
Однако комиссия дала ей невероятный шанс, пообещав, что если она придет после школы, то они ее обязательно возьмут.
А пока что ей разрешили посещать занятия в качестве вольнослушателя.
Именно так Нелли и поступила. Она вернулась за школьную парту, но теперь ее жизнь была наполнена новым смыслом.
Параллельно она начала заниматься у прославленного артиста Константина Зубова.
Мастер сразу разглядел в ней не просто талант, а невероятное, всепоглощающее желание учиться.
Он стал ее наставником, делился секретами мастерства, помогал понять, как оживить образ на сцене.
А Нелли впитывала каждое его слово и, не жалея сил, шаг за шагом приближалась к той самой мечте, которая родилась в ее сердце в десять лет.
Как только заветный аттестат был в руках, она тут же стала полноправной студенткой «Щепки».
Училище стало для нее настоящей школой жизни. Она с головой окунулась в работу над пьесами, а выездные спектакли со студентами стали первой серьезной проверкой на прочность.
Именно там, перед лицом настоящего зрителя, она начала понимать: одной лишь красоты и звонкого голоса мало.
Чтобы персонаж ожил, его нужно наполнить подлинными чувствами, прожить его судьбу, передать каждую эмоцию одним лишь взглядом.
Служение в Малом
Окончив училище с блеском, молодая актриса оказалась нарасхват — ее звали сразу два прославленных театра.
Выбор предстоял мучительный. С одной стороны, был модный и дерзкий «Современник» — молодой коллектив, главные роли, заманчивые перспективы.
С другой — тот самый Малый, театр ее детской мечты. Она ведь дала себе слово, а отступать от своих обещаний Нелли просто не умела.
К счастью, точку в ее сомнениях поставил сам Михаил Царев, который тогда руководил Малым театром. Его авторитет был непререкаем, а его слова развеяли все страхи.
Он без обиняков заверил молодую актрису, что в его театре она не останется в тени и получит главные роли.
И Царев сдержал слово.
Не прошло и шести месяцев, как о даровании Корниенко заговорил весь театр.
Режиссеры отмечали ее редкое сочетание таланта, искренности и утонченности. Ей стали доверять ведущие партии в знаковых постановках: «Иванов», «Дачники», «Коллеги».
И в каждую свою героиню Нелли привносила что-то свое, какую-то особую нотку, которая заставляла зал смотреть на известный сюжет новыми глазами. Публика была в восторге.
Но настоящим триумфом стала роль Эмилии Марти в постановке «Средство Макропулоса». Именно в этом образе ее талант раскрылся во всей своей многогранности.
Спектакль на долгие годы стал визитной карточкой театра, а имя Корниенко гремело на всю Москву.
Конечно, как и у любой актрисы, у нее были свои несыгранные роли и тайные мечты, но жаловаться было грех — ее график был расписан на месяцы вперед.
Что удивительно, даже годы, казалось, были не властны над ее талантом перевоплощения. Будучи уже зрелой женщиной, она с легкостью играла не только своих ровесниц, но и совсем юных героинь.
Например, готовясь к роли Роксаны в «Сирано де Бержераке», она пошла на серьезные жертвы: села на строгую диету и занялась аэробикой, чтобы добиться необходимой для образа хрупкости и легкости.
И эта Роксана стала для нее по-настоящему знаковой. После премьеры на актрису обрушилась новая волна славы.
Газеты захлебывались от восторженных рецензий, ее засыпали приглашениями на самые престижные мероприятия, а верные поклонники караулили у служебного входа, чтобы проводить до самого дома.
Ее Раневская в «Вишневом саде», Лидия в «Бешеных деньгах», Анна Кеннеди в «Марии Стюарт» — каждая роль становилась событием.
Всего за свою жизнь она сыграла на сцене 55 совершенно разных женщин.
Говорят, она была человеком принципиальным и могла до хрипоты спорить с режиссером, отстаивая свое видение образа.
Такая бескомпромиссность нравилась не всем, но ее мнение уважали, а к ее советам прислушивались.
Она была настоящим сердцем коллектива, и ее безгранично любили — и коллеги, и, конечно же, зрители.
Любовь, предначертанная судьбой
При такой сумасшедшей загрузке в театре на кино просто не оставалось ни времени, ни сил. Конечно, режиссеры ее звали, но чаще всего слышали вежливый отказ.
В итоге ее фильмография оказалась довольно скромной — всего 18 работ, из которых лишь четыре — полноценные художественные фильмы.
Дебютной для нее стала картина «Ловцы губок», снятая в 1960 году. Там Нелли сыграла главную героиню, юную гречанку Ленье, влюбленную в парня по имени Николос.
История в фильме была драматичной: чтобы заработать на свадьбу, герой отправляется на опасный промысел, который лишает его здоровья, и даже долгожданный брак не приносит радости.
Главную мужскую роль в этой ленте исполнил Юрий Васильев.
И никто на съемочной площадке даже представить не мог, что Нелли уже давно и тайно влюблена в этого высокого красавца. Ведь их первая встреча произошла задолго до этого фильма…
Все случилось, когда она была еще студенткой второго курса. Вместе с подругой они поехали отдыхать в Геленджик.
На пляже у них было свое, излюбленное местечко. Но однажды, придя туда, они увидели, что оно занято — там расположилась шумная компания молодых людей. И среди них был он, Юрий.
Она запомнила эту встречу на всю жизнь, до мельчайших подробностей.
Позже актриса рассказывала, как однажды на пляже увидела его, выходящим из воды, и в голове пронеслась единственная мысль: «Аполлон, не иначе».
Их глаза встретились, и ее будто пронзило током.
Подойти самой? Нет, на это хрупкая и застенчивая девушка решиться не могла. К счастью, рядом оказалась более бойкая подруга.
А ведь за плечами этой юной москвички уже было тяжелое военное детство, полное лишений и тревог.
В суровые послевоенные годы, когда город только приходил в себя, маленькая Нелли пошла в школу.
И вот однажды, в 10 лет, она оказалась в совершенно другом мире — в Малом театре.
Нелли, конечно, сразу его заметила, но из-за своей природной робости лишь молча расстелила полотенце поодаль.
К счастью, ее подруга была куда смелее и уже через пару минут вовсю щебетала с незнакомцами.
И вдруг тот самый высокий парень поднялся и подошел прямо к ней. Он извинился за беспокойство и сказал, что ее подруга упомянула, будто она учится в театральном в Москве, и поинтересовался, так ли это.
Так и завязался разговор. Оказалось, что у них очень много общего: Юрий тоже был студентом театрального вуза в столице.
Они проговорили до самого вечера, не в силах наслушаться друг друга: обсуждали любимых актеров, занятия, мечтали о будущих ролях.
К концу дня они расставались уже добрыми приятелями, а назавтра встретились снова. С этого момента каждый их день на курорте был наполнен ожиданием встречи.
Оба верили, что это не просто курортный роман, и в Москве их история обязательно продолжится.
Но отпуск Юрия заканчивался раньше. В день отъезда он горячо пообещал, что непременно найдет ее в огромной Москве.
— Я буду ждать, — тихо ответила она.
Но как только он уехал, ее вера испарилась. Вечером она рыдала в подушку, уверяя подругу, что не верит ему.
Ну разве такой красавец вспомнит о ней? Наверняка это была их последняя встреча.
Подруга как могла утешала ее, твердя, что он не мог не найти ее, ведь у него остались и телефон, и название ее училища.
Но права оказалась Нелли. Юрий не звонил. Проходили недели, месяцы.
Каждый день после занятий она бежала домой, к телефону, но аппарат упрямо молчал.
А однажды в троллейбусе она поймала на себе чей-то пристальный взгляд. Мужчина напротив смотрел на нее так внимательно, что ей стало не по себе, и она выскочила на ближайшей остановке.
Незнакомец бросился за ней и, догнав, схватил за руку.
Он торопливо объяснил, что работает на «Мосфильме» и хочет пригласить ее на пробы на главную роль.
Оказалось, это был режиссер Манос Захариас, который даже не подозревал, что перед ним будущая актриса — ему просто понравился ее типаж.
Можно только вообразить себе ее шок, когда, придя на киностудию, она увидела своего партнера по пробам — того самого Юрия из Геленджика!
Он был потрясен не меньше. Первым придя в себя, он бросился к ней сбивчиво объяснять, что по приезде в Москву обнаружил пропажу заветной бумажки с ее номером.
Он пытался найти ее через училище, но безуспешно.
Много лет спустя, уже будучи известным артистом, Васильев скажет в интервью, что в такие совпадения не верит и убежден — их встреча была предначертана свыше.
А тогда, на съемках, им даже не пришлось ничего изображать. Их экранная любовь была абсолютно настоящей.
Сразу после окончания работы над фильмом они стали жить вместе, в квартире родителей Юрия, а вскоре и официально поженились.
Нелли полюбила этот гостеприимный дом и свою свекровь, которая приняла ее как родную дочь. Но со временем молодой семье все же пришлось задуматься о собственном жилье.
Финансовый вопрос решился удачно. Нелли получила хороший гонорар за фильм «Наш дом», да и Юрий блестяще снялся в нашумевшем «Журналисте».
Заработанные деньги нужно было вкладывать, и тут как раз подвернулся отличный вариант с покупкой квартиры в знаменитом доме на Котельнической набережной.
С недостающей суммой помогли родители, и вскоре супруги стали обладателями роскошных пятикомнатных апартаментов.
А вскоре после новоселья в их семье случилось главное событие — родилась дочка Катя. Казалось, вот оно, настоящее счастье.
Окончив институт, Юрий тоже пришел в труппу Малого театра, и они стали работать на одной сцене.
Однако карьера Нелли складывалась куда успешнее, она была буквально нарасхват.
Из-за постоянных репетиций и спектаклей времени на дочку катастрофически не хватало, и в первые годы Катюшей в основном занимался отец.
Но вскоре и его карьера пошла в гору, начались частые съемки. Именно тогда в их идеальной, казалось бы, семье пробежала первая трещина — Нелли заподозрила мужа в неверности с одной из партнерш по фильму.
Поползли слухи о скором разрыве.
Сначала был громкий скандал, после которого она, забрав дочь, ушла к родителям.
Их расставание затянулось на долгие четыре года.
Все это время Юрий пытался вернуть ее, но сделать это было почти невозможно.
За это время в жизни Нелли появился другой мужчина — известный актер Никита Подгорный.
За этой драмой, затаив дыхание, наблюдал весь Малый театр.
Все видели, как на гастролях Корниенко и Подгорный проводили время вместе, и как мучительно переживал ее все еще законный, но оставленный муж.
Эти отношения продолжались до тех пор, пока жизненный путь Никиты Подгорного не прервался.
И тогда Васильев, собрав в кулак всю свою волю, однажды просто подкараулил ее у служебного входа.
Он преградил ей путь и сказал всего два слова:
— Поехали домой!
И она поехала. В тот момент она испугалась, что если откажет сейчас, другого шанса уже не будет. А потерять его навсегда она не могла.
С того дня они больше никогда не расставались.
Жили тихо, без громких ссор, и договорились никогда и ни с кем не обсуждать свою личную жизнь.
Тихое счастье и прощание
Нелли продолжала изредка появляться на экране. Многие помнят ее по роли Делии Мун в телефильме «Скандальное происшествие в Брикмилле».
Говорят, режиссер Юрий Соломин долго мучился с выбором актрисы.
Ему не нужны были громкие имена ради кассы, он искал глубину и точное попадание в образ.
О невероятном таланте Корниенко он, конечно, знал, но также знал и о ее нелюбви к кино. И все же он рискнул предложить ей роль.
И, к его удивлению, она согласилась. Причина была проста: в юности она обожала пьесы Джона Пристли, по произведению которого и снимался фильм.
Фильм вышел на экраны в 1980 году и был очень тепло принят зрителями.
Но даже этот успех не изменил ее отношения к кино. В душе она была и оставалась актрисой одного-единственного театра, ее жизнь принадлежала сцене.
Когда их дочь Катя подросла, они решили, что ей нужен свежий воздух, и купили участок за городом.
Все свободное время Юрий проводил там, на своей старенькой «Ниве» привозя стройматериалы.
Он строил их дачный дом своими руками, а Нелли, забыв о том, что она прима, была его верной помощницей: держала доски, подавала инструменты, красила стены.
Вместе они превратили пустырь в цветущий сад. У Юрия были золотые руки: он сам мастерил мебель, вырезал из дерева какие-то поделки для дома.
А по вечерам его отдушиной был гараж, где он с любовью копался в своей машине.
Тот роковой вечер был самым обычным. Нелли Ивановна стояла у плиты и жарила котлеты к ужину.
Юрий Николаевич прилег на диван буквально на пару минут, чтобы вздремнуть… и уже не проснулся.
Этот момент разделил ее жизнь на «до» и «после».
Она никак не могла осознать случившееся и лишь растерянно повторяла один и тот же вопрос: «Почему?».
А потом был вердикт врачей, прозвучавший как приговор: у ее мужа, такого сильного и полного жизни, были серьезные проблемы со здоровьем, о которых никто не догадывался.
После ухода мужа она надолго закрылась ото всех. Говорят, ее горе было таким глубоким, что она не могла спать в пустой постели.
Каждый вечер на протяжении еще 20 лет она опрыскивала кровать его одеколоном и укрывалась его вещами, чтобы хоть так почувствовать его незримое присутствие рядом.
Время — лучший лекарь. Потихоньку она начала возвращаться к жизни, главной опорой для нее стали дочь и внук Коля.
Но годы брали свое. К 2015 году здоровье начало ее подводить, и она почти перестала выходить из дома.
Тяжелый недуг в конце концов приковал ее к инвалидному креслу, она стала совсем слабой.
Тело отказывало, но разум оставался ясным до самого конца.
Она уже не могла прийти в свой любимый театр, но жила им.
Старые друзья часто звонили ей, они подолгу вспоминали былое, обсуждали новые постановки.
А когда подруги навещали ее, в ее глазах на какое-то время снова зажигался прежний, озорной огонек.
Жизненный путь Народной артистки Нелли Ивановны Корниенко завершился 9 мая 2019 года.
Она ушла тихо, всего несколько дней не дожив до своего восемьдесят первого дня рождения.