Если имена Марии Шукшиной и Ольги Шукшиной всегда были на слуху у публики, то о существовании старшей дочери, Анастасии Ворониной-Франсишку, многие даже не догадывались.
Она всегда держалась в стороне, словно в тени своих более известных сестер.
Между матерью и старшей дочерью на долгие годы пролегла глубокая трещина обид, из-за которой Анастасия долгое время полностью прекратила всякое общение со знаменитой родительницей.
Пять мужей Лидии Федосеевой-Шукшиной
Личная жизнь актрисы напоминала бурный роман с пятью главами-браками и тремя сюжетными линиями-детьми, где каждый мужчина был совершенно не похож на предыдущего.
Первый виток ее судьбы закрутился в 1959 году, когда ее сердце покорил актер Вячеслав Воронин.
Лидия тогда была еще совсем юной студенткой ВГИКа, а их встреча произошла во Львове, на пробах к картине «Иванна», и была похожа на анекдот.
Одна из подруг Лидии, влюбленная в Воронина, упросила будущую звезду сыграть роль почтальона и передать объекту ее обожания пылкую записку.
Однако судьба распорядилась иначе.
Увидев прекрасную посланницу, Вячеслав мгновенно забыл и про записку, и про ее отправительницу — он был совершенно пленен молодой Лидией.
Роман развивался стремительно.
Родители актрисы поначалу не одобряли этот союз, но видя, что дочь влюблена без памяти, со временем смягчились.
Окончательно их сопротивление сломила новость о скором появлении внучки — тут уж все возражения потеряли смысл.
Позже, вспоминая тот период, Лидия Николаевна с горечью признавала собственную юношескую наивность, хотя и отмечала, что Воронин был по-настоящему обаятельным, элегантным и красиво ухаживал, полностью соответствуя тогдашним девичьим идеалам.
Вскоре они сыграли свадьбу, на свет появилась маленькая Настя.
Молодая семья попыталась свить гнездо в Киеве, где карьера Воронина на киностудии имени Довженко шла в гору.
Однако быт в съемной комнате киевской коммуналки быстро остудил романтический пыл.
Лидия Николаевна позже рассказывала, что ее деятельная натура бунтовала против роли домохозяйки.
Она отчаянно хотела продолжать учебу, мечтала о сцене и съемочной площадке, но муж, по ее словам, видел в ней лишь жену и мать и не желал отпускать ее обратно в мир искусства, что и стало причиной их разрыва.
В итоге актриса сделала выбор в пользу карьеры и ушла от Воронина.
Маленькая Настя превратилась в «переходящее знамя», кочуя между двумя бабушками — матерью Лидии в Ленинграде и свекровью в Тамбовской области.
А в 1964 году в жизни Федосеевой началась новая, главная глава: она стала женой Василия Шукшина.
Если первый союз она считала ошибкой молодости, то Шукшина она боготворила.
Она прощала ему все: его тяжелый, взрывной характер, пристрастие к горячительным напиткам, лютую ревность и даже рукоприкладство.
Несмотря на все трудности их совместной жизни, она спустя годы неизменно повторяла, что эти десять лет были временем абсолютного счастья.
Но в 1974 году эта эпоха трагически оборвалась со смертью Василия Макаровича.
Лидия была раздавлена горем, ей казалось, что ее собственная жизнь тоже подошла к концу.
Позже она признавалась своему другу Сергею Никоненко, что находилась на грани отчаяния и лишь мысли о дочерях удерживали ее от рокового шага.
Именно Никоненко сумел вытащить ее из пучины тоски, уговорив сняться в своем фильме «Трын-трава».
И работа, как это часто бывает, стала спасением: на съемках в 1976 году она встретила оператора Михаила Аграновича, который стал ее третьим мужем и помог ей вернуться к жизни.
Однако общество оказалось немилосердным.
На актрису обрушился шквал общественного осуждения: как она посмела так быстро забыть гения и снова выйти замуж?
Ей вменяли в вину предательство памяти Шукшина, не желая понимать, что она была просто женщиной, искавшей тепла и опоры.
Михаил Агранович же, в свою очередь, искренне старался стать хорошим мужем для Лидии и заботливым отчимом для ее дочерей.
Актрису поражало и то, что в упрек ей ставили даже национальность нового мужа.
Она искренне не понимала, как можно упрекать вдову русского писателя за союз с евреем, и недоумевала, какое это имеет значение, если человек просто хороший.
Тем не менее этот брак распался спустя девять лет — Михаил Агранович полюбил другую.
Следующая страница в личной жизни актрисы открылась в 1988 году в Польше, где на съемках сериала «Баллада о Янушке» она познакомилась с художником Мареком Межеевским.
Он стал ее четвертым мужем, но этот союз продержался всего пять лет.
Марек так и не смог найти себя в Москве, чувствовал себя нереализованным и все чаще искал утешения на дне стакана.
Лидия Николаевна позже объясняла, что в творческой среде столицы одного таланта мало, нужны связи, которых у ее мужа не было.
Она полностью взяла его на свое обеспечение, но, по ее словам, этот быт ее не тяготил.
Пока она пропадала на гастролях, Марек брал на себя все домашние хлопоты, что было для нее очень удобно.
Однако со временем жизнь с Мареком стала невыносимой.
Его пагубное пристрастие усугублялось, а вместе с ним росла и ревность, выливавшаяся в громкие скандалы.
В конце концов, он не выдержал и уехал обратно в Польшу.
А затем, уже в 80-летнем возрасте, актриса совершила самый неожиданный и шокирующий поворот в своей биографии — официально оформила отношения с 71-летним продюсером Бари Алибасовым, с которым ее связывала многолетняя дружба.
Общественность была в замешательстве, строя догадки: была ли это пиар-акция, позднее чувство или холодный расчет?
Этот брак, сопровождавшийся скандалами вокруг квартиры актрисы и знаменитой историей с чистящим средством, просуществовал всего три года и закончился громким разводом.
Трагедия старшей дочери
Но вернемся к самой первой, забытой главе этой семейной саги — к судьбе старшей дочери Анастасии.
С самого детства она оказалась в положении ребенка, который, по сути, мешал карьере обоих родителей, и потому ее жизнь превратилась в бесконечное скитание между двумя бабушками.
Ее отец, Вячеслав Воронин, позже с горечью вспоминал, что иногда девочку забирала к себе в Ленинград теща, мать Лидии.
Однако вскоре оттуда начинались звонки с жалобами на нехватку денег и трудности.
Вячеслав Воронин относился к этому с пониманием, сетуя на то, что старикам действительно тяжело растить ребенка в одиночку.
В результате большую часть детства Настя провела у своей бабушки по отцовской линии.
Самое странное в этой истории то, что Лидия Федосеева-Шукшина, по словам бывшего мужа, пыталась вернуть дочь, но ей этого попросту не позволили.
Вячеслав Воронин описывал эту ситуацию как настоящую судебную эпопею, похожую на абсурд.
Когда Настя пошла в школу, Лидия подала иск о возвращении дочери.
Началась череда заседаний: первый суд оставлял девочку бабушке, второй, инстанцией выше, — матери.
Затем третий — снова бабушке, четвертый — опять матери.
Этот судебный маятник раскачивался, пока подросшая Настя сама не заявила, что хочет жить только с бабушкой.
В итоге, как утверждал Воронин, после тринадцатого по счету разбирательства Президиум Верховного Совета СССР окончательно постановил оставить ребенка с бабушкой по отцу.
У самой Лидии Николаевны была своя версия происходящего: она считала, что Воронин, используя свои связи, просто мстил ей за то, что она его оставила.
Ситуация и впрямь выглядит крайне запутанной и нелогичной.
Обычно бабушки помогают, но не отсуживают внуков у родной матери.
Почему суд раз за разом отказывал женщине, которая имела профессию, жилье и вела достойный образ жизни?
Эта история оставила много вопросов.
Лидия Федосеева-Шукшина была уверена, что ребенка просто-напросто заставили сделать такое заявление, а бывший муж постоянно настраивал дочь против нее.
Жизнь распорядилась по-своему.
После восьмого класса любимая бабушка Анастасии ушла из жизни, и девушке-подростку пришлось перебираться к отцу.
К тому моменту у него уже была новая семья и маленький сын.
Настя попыталась пойти по стопам родителей и поступить во ВГИК, но потерпела неудачу.
Затем была попытка получить образование в институте культуры, но и ее она бросила через два года.
Вернувшись домой, она так и не нашла своего призвания, перебиваясь случайными заработками и меняя одну неквалифицированную работу на другую, от секретарши до продавщицы.
В 1985 году, когда Анастасии было 25, в ее жизни появился экзотический принц — Нельсон Франсишку.
Он был сыном влиятельного ангольского чиновника и проходил обучение в военной академии.
Между молодыми людьми вспыхнули чувства.
Нельсон Франсишку красиво ухаживал, осыпал не привыкшую к такому вниманию девушку подарками и комплиментами.
Ее отец Вячеслав Воронин позже с простодушием рассказывал журналистам об их браке:
— Почему дочка за негра вышла? Любовь наверное… Когда Нельсон приходил к нам домой, то жену мою называл «тесся», то есть «тёща». Но однажды она ему поставила жесткое условие: «Нельсон, в нашем доме для тебя всегда будет сто граммов и тарелка борща, но сначала — ЗАГС».
На что африканский жених решительно ответил согласием и быстро сыграли свадьбу.
Через год у пары родилась дочь Лаура, а спустя еще три года они все вместе перебрались в Анголу.
Жизнь в роскошном особняке в Луанде казалась сказкой, но эта сказка продлилась недолго.
По словам Вячеслава Воронина, в стране вспыхнула гражданская война, и его дочери с внучкой пришлось в спешке бежать.
Они улетали буквально последним рейсом, примчавшись в заснеженную ноябрьскую Москву 1992 года в летней одежде.
Отец вспоминал, что Нельсон успел лишь отправить телеграмму с просьбой встретить семью, не указав ни даты, ни номера рейса.
Родственники метались, пытаясь их найти.
По прилету Анастасии пришлось прямо в аэропорту покупать себе и дочке теплую одежду.
Судьба Нельсона сложилась драматично: он на полтора года попал в плен, но выжил и после освобождения стал работать в аэропорту.
Он звал жену и дочь обратно, но Анастасия, напуганная пережитым, отказалась и подала на развод.
Однако и на родине ее ждали тяжелые времена.
После распада СССР жизнь в стране была непростой.
Не имея профессии, Анастасия бралась за любую работу: была и дворником, и социальным работником, и рыночной торговкой.
А в 1997 году, в отчаянных поисках легких денег, 37-летняя женщина совершила роковую ошибку.
Ее задержали на границе при досмотре поезда «Кишинев-Москва».
При обыске у нее обнаружили запрещенные вещества.
Правоохранительные органы получили наводку о том, что в поезде будет курьер, поэтому проверка была особенно тщательной.
Анастасия прекрасно понимала, на что идет, — это не был тот случай, когда человека используют, не посвящая в детали.
События развивались следующим образом: в октябре того же года она приехала в Москву к знакомой, чей муж-нигериец по имени Даниэль был человеком состоятельным.
Анастасия обратилась к нему с просьбой одолжить денег, но вместо этого получила предложение «подзаработать».
План был прост и опасен: съездить в Пакистан и привезти оттуда партию запрещенных веществ.
За это ей пообещали тысячу долларов аванса и еще две тысячи по успешному завершению дела.
Однако уже в конце ноября ее рискованное предприятие провалилось.
Суд, приняв во внимание ее жалобы на состояние здоровья, отмерил ей относительно небольшой срок — три с половиной года.
Освободившись, она вернулась к своей прежней жизни без определенных занятий и ясных перспектив.
Стоит отметить, что бывший муж Нельсон все-таки нашел свою дочь, когда Лауре исполнилось 16.
К тому времени его жизнь круто изменилась: он сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до генерал-майора, снова женился и стал отцом еще десятерых детей.
Он принял активное участие в судьбе Лауры: оплатил ей учебу в Европе, подарил машину, приглашал к себе в гости в Анголу.
Позже, в 2009 году, Лаура стала мамой, родив сына Мартина, однако официально замужем она не была.
После ухода из жизни ее отца, Вячеслава Воронина, в 2016 году, Анастасия приняла кардинальное решение.
Она продала свою квартиру в столице и вместе с дочерью и маленьким внуком переехала в египетскую Хургаду.
В одном из интервью она с восторгом отзывалась о своей новой жизни, рассказывая о приветливых людях, красоте Красного моря и доступных ценах, которые позволили ей обрести долгожданное спокойствие.
В последние годы Анастасия несколько раз становилась героиней российских ток-шоу, где откровенно рассказывала о своей тяжелой судьбе и многолетней обиде на знаменитую мать.
Однако сейчас, по ее словам, она смогла отпустить прошлое и простить Лидию Николаевну за ее долгое отсутствие.
Она даже приглашает маму к себе в гости, в Египет.
Сама же Лидия Федосеева-Шукшина всегда говорила, что история со старшей дочерью — это ее вечная боль и незаживающая рана, но, несмотря на