Представьте себе картину: тяжелые девяностые.
Актерская профессия — не то чтобы не престижная, а откровенно нищая.
Мужчины в нее практически не шли, ведь на повестке дня стояли совсем другие занятия: кто-то уходил в милицию, кто-то — в криминал, а многие просто искали лучшей доли за границей.
И вот в этот самый ВГИК заявляется 26-летний парень — фактурный, с волевым лицом и за плечами со службой на флоте.
На все подколки и ехидные вопросы в стиле «Володя, а ты-то тут какими судьбами?» он с наглой ухмылкой отвечал:
— Хочу быть богатым и знаменитым. И желательно ничего для этого не делать.
Ему со смехом твердили, что он ошибся дверью. Он парировал коротко:
— Ну, посмотрим.
И ведь, черт возьми, у него получилось.
Он действительно стал богатым и знаменитым.
А в спутницах жизни у него сегодня одна из самых ярких и красивых актрис нашего кино.
Сегодня Владимиру Вдовиченкову 54 года, он по-прежнему востребован в кино и служит в легендарном Театре имени Вахтангова.
Почти тридцать лет назад он, как и многие, приехал в столицу с дерзкой мечтой «покорить Москву». И ему это удалось!
Хотя, как это часто бывает, в этой истории не последнюю роль сыграла женщина, но об этом чуть позже.
Да, существует такой стереотип, что его вечная роль — это персонажи по ту сторону закона.
И ведь не поспоришь: оглушительный успех «Бригады» и последовавший за ним культовый «Бумер» на долгие годы прочно закрепили за ним именно это амплуа.
Однако со временем актер доказал, что его диапазон куда шире.
Настоящим сюрпризом и разрывом шаблона для многих стала его работа в комедии «Батя», где брутальный Вдовиченков предстал в совершенно неожиданном образе немного сумасшедшего и очень колоритного родителя.
Путь к мечте
Его история началась в небольшом городке Гусев, что в Калининградской области.
Родился он 13 августа 1971 года, так что по гороскопу он — стопроцентный Лев, что, в общем-то, многое объясняет.
Детство — самое что ни на есть обычное, советское. Улица, друзья, свобода гулять до полуночи без всякого страха.
Жизнь подчинялась простым и понятным законам, которые он позже сформулировал так:
— Я с детства усвоил: если кто-то поступил не по-человечески, ты имеешь полное право дать ему в морду. И все вокруг скажут, что ты прав.
Ничто, казалось бы, не предвещало ему звездной судьбы.
Четыре года он честно отслужил на флоте.
После дембеля была череда вполне земных профессий в родном Калининграде: сначала официант, потом дорос до метрдотеля.
А когда ресторанная жизнь ему наскучила, подался в рискованный, но прибыльный по тем временам бизнес — гонял машины из соседней Польши.
Как он сам рассказывал в одном из интервью, решение круто изменить жизнь пришло совершенно спонтанно.
Просто щелкнул каналы, увидел какой-то сюжет в новостях, и в голове вдруг вспыхнула мысль: «А не пойти ли мне в актеры?»
Эта шальная идея оказалась настолько сильной, что он переехал в Москву, целый год упорно готовился и в 1997-м все-таки поступил на курс к самому Георгию Тараторкину.
Это суровая правда актерской профессии: из сотен абитуриентов, горящих мечтой о сцене, в профессии остаются единицы.
Вдовиченков оказался тем самым исключением из правил, практически единственным со своего потока, кто смог по-настоящему пробиться и закрепиться в индустрии.
— Вообще, из тех, кто тогда учился, по специальности сейчас почти никто не работает, — размышлял он в интервью. — Вот Аня Михалкова, она как раз выпускалась, когда я поступал. Она настоящая трудяга, пахала за двоих, и вот вам результат, и фамилия тут ни при чем. Я ее очень уважаю. А где все ее сокурсники? Ни одного не видно, просто испарились куда-то.
К слову, немногие помнят, что одним из первых его появлений на экране был нашумевший сериал Александра Митты «Граница. Таёжный роман».
Да, роль была крошечная, всего лишь безымянный патрульный, но для начинающего артиста любой подобный опыт — бесценный вклад в будущую карьеру.
И тут возникает вполне закономерный вопрос: на какие, собственно, средства существовал в столице студент, полностью погруженный в учебу?
Ведь каким бы ты ни был самородком, репетициями и этюдами сыт не будешь.
Сам Владимир никогда не любил говорить о том, кто помогал ему в те годы. Но слухи ходили упорные: якобы за его спиной стояла влиятельная и любящая женщина.
И действительно, в тот период он был женат в третий раз. Его супруга, Наталья Давыдова, занимала серьезный пост директора торгового центра «Юпитер».
Поговаривали, что она не только полностью обеспечивала молодого мужа, но и активно использовала свои связи, чтобы продвинуть его карьеру.
Впрочем, это так и осталось на уровне домыслов — ни он, ни она эту информацию никогда не комментировали.
«Бригада» и большая сцена
А в 2002 году грянула «Бригада».
Да, сериал Алексея Сидорова можно сколько угодно ругать за романтизацию бандитизма, но факт остается фактом: это был культурный феномен.
Страна буквально прилипла к экранам, мелодия из заставки звучала из каждого мобильного телефона, а четверка главных героев в одночасье превратилась в звезд первой величины.
Любопытно, как выпускник ВГИКа смог попасть на сцену прославленного Театра Вахтангова, который традиционно считается вотчиной «щукинцев». Об этой истории актер рассказывал сам, и она довольно забавная.
— Всем этим я обязан Марии Ароновой, — вспоминал Владимир. — Мы снимали сцену свадьбы для «Бригады» в «Космосе», работали две ночи подряд. Маша играла тетю невесты. Между дублями, как всегда, были долгие паузы, и мы просто болтали. И тут она спрашивает: «Слушай, а кто бы, по-твоему, мог сыграть графа Орлова в нашей „Царской охоте“?» И мы полночи сидели и перебирали всех возможных кандидатов. Я себя, конечно, не предлагал, я тогда в Театре Моссовета числился. А потом, уже в Вахтанговском, Михаил Ульянов меня сразу успокоил:
— Володя, я все понимаю, у тебя съемки. Обещаю, по массовкам таскать не будем, эта участь тебя не коснется.
— И слово свое сдержал, — продолжал Вдовиченков. — Я десять лет играл один-единственный спектакль, и меня ни разу не дернули ни на какие вводы или проходные роли. Так я и прижился в Театре Вахтангова.
К середине двухтысячных Вдовиченков уже был состоявшейся звездой.
По слухам, именно в этот момент Наталья стала все чаще напоминать мужу, кто стоял у истоков его успеха.
Таких упреков актер терпеть не стал и просто ушел. С тех пор о Давыдовой он, кажется, не упоминал ни в одном своем интервью, словно вычеркнув этот период из своей публичной биографии.
Женщины и принципы
Новую любовь он встретил в 2004 году. На одной из дружеских вечеринок он познакомился с актрисой Ольгой Филипповой и, что называется, пропал.
Ольга позже рассказывала:
— Прошла где-то неделя, и Вова заявил: «Я уезжаю на съемки. Когда вернусь, твои вещи должны быть уже у меня». Я даже опомниться не успела. Он человек, который привык брать то, что хочет.
В 2005 году у пары родилась дочь Вероника.
Стоит отметить, что у актера уже был сын Леонид от второго брака, в воспитании которого он почти не участвовал, но позже, когда тот вырос, помог ему — купил квартиру и посодействовал с учебой.
Несмотря на рождение дочери и кажущуюся идиллию, вести Ольгу в ЗАГС Вдовиченков не торопился.
А в 2014 году, во время работы над нашумевшим «Левиафаном» Андрея Звягинцева, на съемочной площадке вспыхнул новый роман.
Его партнерша по фильму, талантливая актриса Елена Лядова, стала его пятой по счету спутницей жизни, если принимать во внимание и долгие отношения с Ольгой Филипповой.
После свадьбы Елена стала заметно реже появляться на экранах. Нет, она не оставила профессию, но ее активность пошла на спад.
Сам Вдовиченков объяснил это тем, что жена взяла на себя функции его агента и прекрасно с этим справляется.
Это, в общем-то, не такая уж и редкая схема в актерском мире, когда жена занимается карьерой мужа.
Главное в таких союзах, чтобы женщина, пожертвовав своими амбициями, потом не пожалела о сделанном выборе.
Когда читаешь его биографию, вырисовывается портрет человека невероятно пробивного, резкого, где-то даже нагловатого в хорошем смысле слова.
Сложно подобрать ему аналог. На ум приходит Высоцкий, но у того был особый, оголенный нерв, которого у Вдовиченкова, при всей его харизме, пожалуй, нет.
Как бы то ни было, он сумел найти и прочно занять свою нишу в российском кинематографе, став одним из самых узнаваемых и востребованных актеров своего поколения.
Лучше всего его жизненное кредо описывают его же собственные слова:
— Мое главное безрассудство — это отказ верить, что время уходит и ничего не будет как прежде. Я не хочу верить, что завтра будет хуже, чем вчера. Я бросаюсь в эту жизнь, как в омут, и пытаюсь прожить ее на полную катушку — так же, как и двадцать лет назад. И я буду до последнего бороться и сопротивляться, чтобы никогда не встать в унылую очередь серых людей, которые чего-то покорно ждут.