Ее амплуа в кино было светлым и лиричным — она часто играла подруг, невест и молодых мам, становясь эмоциональным отражением главных героев. Особую слабость Лариса Буркова питала к режиссерским дебютам, охотно доверяя свою судьбу начинающим постановщикам. За плечами актрисы осталось три десятка ролей, но в 39 лет, в зените мастерства, она навсегда исчезла с экранов.
Ее путь в искусство был стремительным: девушка из провинциального алтайского городка в 1958 году с первой же попытки покорила ВГИК. Съемки начались еще в студенческие годы — во многом благодаря поддержке мэтра Михаила Ромма, руководителя ее курса. Именно он сначала пригласил Буркову на эпизод в философскую драму «Девять дней одного года», а затем — в знаковую ленту «Мне двадцать лет» (которая, впрочем, в оригинальной версии достигла зрителя лишь спустя два десятилетия).
Лариса Буркова стала своеобразным талисманом для режиссеров-дебютантов. Она играла в первых работах таких разных мастеров, как Кира Муратова, Олег Борисов и Геннадий Шпаликов. Однако звездным часом для нее стала картина «Живет такой парень» — режиссерский дебют Василия Шукшина.
Съемки, проходившие осенью 1963 года, стали для Бурковой судьбоносными. Шукшин, сам выходец с Алтая, пригласил землячку отнюдь не по принципу «свой-чужой». Увидев ее среди студентов ВГИКа, он сразу разглядел в ней тот самый подлинный, неотшлифованный талант-самородок, который идеально соответствовал его творческому замыслу. К тому же, фильм он собирался снимать на своей и ее малой родине, где ее типаж был бы особенно органичен.
В этой трагикомедии с мелодраматическими нотами Бурковой довелось исполнить целых две роли, что стало показателем высокого доверия режиссера. Она сыграла и разведенную Катю Лизунову — ту самую скромную девушку, которую на свидание приглашает водитель Пашка Колокольников (Леонид Куравлев), и в то же время — эфемерную француженку, являющуюся тому же Пашке в его заветных грезах. Этот двойной образ позволил актрисе блеснуть многогранностью, показав и жизненную достоверность, и лирическую фантазию.
Небольшие, но яркие роли стали для Ларисы Бурковой счастливым билетом в большое кино. Ее сотрудничество с Василием Шукшиным оказалось настолько плодотворным, что впоследствии ходили упорные слухи о его новом замысле с ее участием. Говорили, что режиссер планировал пригласить Буркову на одну из ключевых ролей в своей легендарной «Калине красной» — и эти творческие планы даже породили в околокинематографических кругах слухи о их возможном романе. Однако Любой Байкаловой в итоге стала жена Шукшина, Лидия Федосеева-Шукшина.
После ВГИКа карьера актрисы развивалась не столь стремительно. Два года она отработала по распределению на киностудии имени Довженко, после чего перебралась на «Ленфильм». Но даже участие в успешной картине признанного мастера Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» не принесло ей долгожданного прорыва. Роль штукатура Веры, подруги героини Люсьены Овчинниковой, несмотря на всю свою обаятельную достоверность, так и осталась эпизодом в ее фильмографии, не добавив актрисе ни громкой славы, ни «премиальных баллов» в глазах руководства студии.
Ее фильмография продолжала пополняться, но роли все чаще оказывались проходными: многосерийные «Строговы» (где ее героиня Устинья Пьянкова уходила из жизни в первой же серии), «Рожденная революцией» (эпизодические образы бабы на митинге). Ирония судьбы: в 1978 году, когда ее творческая активность уже шла на спад, Ларису Буркову удостоили звания заслуженной артистки РСФСР. Спустя год на экраны вышла ее последняя работа — фильм «Вторая весна», где она сыграла доярку Аграфену.
Но второй весны в карьере и жизни самой актрисы не случилось. Последние три года, формально оставаясь в штате «Ленфильма», она не получила ни одной роли. Это молчание стало красноречивым приговором.
В 1982 году, разорвав связь с кинематографом, Лариса Буркова устроилась рабочей-упаковщицей на завод «Пластприбор», а позже — в ампульный цех фармакологического объединения «Октябрь».
Однако зимой 1984 года она внезапно бросила и эту жизнь, собрав вещи и уехав с дочерью Настей в родной Камень-на-Оби. Тайна личной жизни актрисы так и осталась неразгаданной: была ли она официально замужем или родила дочь вне брака — доподлинно неизвестно. На малую родину она вернулась без славы, без денег, но с единственным и самым главным — своей дочкой.
Так началась ее новая, непридуманная драма. Актриса, когда-то блиставшая в картинах Шукшина и Муратовой, теперь работала в провинциальной библиотеке, стригальщицей в овчинно-меховом цехе, сторожем в ВОХРе. Но в августе 1991 года, в вихре исторических событий, в ней вновь проснулась надежда. Она решила вернуться в Ленинград, где за ними с дочерью сохранялась комната в невской коммуналке.
Им почти фантастически повезло: в ходе расселения Бурковы получили двухкомнатную квартиру на Черной речке, полностью обставленную и с бытовой техникой. Казалось, судьба дарит последний шанс. Оставалось «дело за малым» — найти работу. Но кинематограф больше в ней не нуждался.
С высоты своего статуса заслуженной артистки Лариса Игоревна устроилась в библиотеку Академии Наук… на должность гардеробщицы. По слухам, она подрабатывала, озвучивая бразильские сериалы, хотя подтверждений этому в официальных биографиях нет.
Затем была краткая попытка устроиться контролером в службу охраны, которая закончилась через две недели. Не найдя себе места в большом городе, она снова, на сей раз навсегда, уехала в Камень-на-Оби. Чтобы не мешать семейной жизни дочери, которая к тому времени вышла замуж, она поселилась одна в старом доме на окраине.
С 1993 года Лариса Буркова доживала свои дни в родном Камне-на-Оби, в доме своей престарелой матери. Их существование свелось к грани выживания, где единственной стабильной опорой была нищенская пенсия старушки. Лариса, заслуженная артистка РСФСР, оказалась не нужна не только кинематографу, но и местному рынку труда — найти хоть какую-то работу она так и не смогла.
Всю свою боль, отчаяние и мысли о том, что с ней происходит, она изливала в письмах к дочери. Но эти исповедальные тексты так и остались лежать в столе…
«Уже несколько месяцев задерживают пенсию, как получим с мамой, закуплю конвертов (750 руб. конверт)…»
Сегодня эти неотправленные письма стали больше, чем личный документ. Они превратились в коллективный дневник целой эпохи — суровых 1990-х, чью горькую цену заплатила не только Лариса Буркова, но и миллионы ее соотечественников, чьи жизни и судьбы были сломаны и перемолоты безжалостным временем.
Вся её боль — и о собственной сломанной судьбе, и о стране, которую она не узнала, — изливалась на бумагу. Помимо пачки неотправленных писем дочери, в квартире после её смерти нашли толстую, исписанную тетрадь стихов.
2 января 2004 года Лариса Буркова ушла в иной мир. Ей было 63 года.
Но судьба, казалось, с непредсказуемой жестокостью продолжала подставлять подножки. Теперь — уже не актрисе, а её немногим оставшимся близким. Страшно представить: за новогодние праздники в местном морге скопилось столько тел, что для Ларисы Матвеевны в нём просто не нашлось места. Её родным пришлось ждать…
Хоронили Ларису Буркову, некогда блиставшую на экранах всей страны, в тишине и почти полном одиночестве. У её могилы были лишь старенькая мать и брат. Дочь из Питера не приехала.
Сегодня в Камне-на-Оби не осталось никого из тех, кто её помнил и любил. Могила заслуженной артистки РСФСР, которой когда-то восхищался Шукшин, медленно погружается в забвение и запустение,