Леонид Пархоменко — один из самых самобытных и ярких актёров советского кино середины XX века, имя которого сегодня, увы, стали забывать. Его актёрская судьба началась рано и стремительно: ещё будучи студентом ВГИКа, он получил приглашение сняться в большом кино.
Дебютная работа досталась молодому артисту в военной драме Леонида Лукова «Об этом забывать нельзя». Пархоменко исполнил роль сотрудника госбезопасности. Для студента это был настоящий успех. А после того как Леонид Пархоменко блестяще воплотил образ Парфёна Рогожина в фильме «Идиот» у Ивана Пырьева, о нём заговорили всерьёз.
Молодому актёру прочили большое будущее и сулили яркую карьеру. Никто тогда и представить не мог, что всего через одиннадцать лет после выхода картины его перестанут приглашать в кино, а жизнь оборвётся рано и трагически.
Пархоменко, уроженец Краматорска, поступил во ВГИК с первой попытки. Его наставниками стали выдающиеся мастера сцены — Борис Бибиков и Ольга Пыжова. Позднее этот курс назовут «роковым»: он собрал невероятно одарённых студентов, но судьба многих из них оказалась тяжёлой и короткой.
Свою главную роль в кино Леонид сыграл уже на пороге тридцатилетия. Пырьев решил доверить ему одну из ключевых фигур своей экранизации романа Достоевского — Рогожина. До этого в фильмографии Пархоменко значилось всего несколько эпизодических работ, которые с трудом можно было назвать заметными.
Поначалу съёмочной группе казалось, что неопытный Пархоменко не справится с такой сложной ролью и может испортить весь замысел. Своё дело делало и волнение: играть под руководством Ивана Пырьева, известного своей вспыльчивостью и резкостью, было непросто. Леонид заметно нервничал, сбивался и путал реплики.
Но реакция режиссёра оказалась неожиданной. Вместо гнева Пырьев подошёл к молодому актёру, положил руку ему на плечо и сказал: «Лёнечка, не подведи. Играй так, будто это твой последний шанс». Эти слова словно раскрепостили Пархоменко. Сцены с его участием стали одними из сильнейших в фильме, а сама картина по праву вошла в «золотой фонд» отечественного кино.
Все, включая самого Леонида Пархоменко, были уверены: после триумфа в «Идиоте» его ждёт блестящее будущее. Он показал на экране невероятную силу чувств, сумел воплотить сложный и многогранный характер. Казалось, впереди у артиста десятки значимых ролей и признание коллег. Но судьба распорядилась иначе.
Ещё раз в полной мере Пархоменко смог проявить себя в драматической ленте «Хождение по мукам». Пусть роль была не главной, но настолько выразительной, что именно эту сцену нередко ставили в пример студентам актёрских факультетов даже за океаном — в Голливуде. Казалось, вот он — шанс закрепить успех и выйти на новый уровень.
Однако вскоре предложения от режиссёров стали всё более редкими. Если что-то и предлагали, то второстепенное, проходное. На горизонте больше не появлялось ни одного сценария, который дал бы ему возможность раскрыться так же мощно, как в «Идиоте». Постепенно диапазон ролей сузился: бандиты, эпизодические безумцы, случайные персонажи.
Не задалась и личная жизнь. Неустроенность, разочарование и ощущение нереализованного потенциала толкнули Леонида к алкоголю. Он всё чаще прикладывался к бутылке, что только усугубляло положение. В кино он появлялся всё реже.
Роль в фильме «Неуловимые мстители» стала, по сути, последней заметной работой в кинокарьере Леонида Пархоменко. Вскоре он появился ещё в одной ленте — «И никто другой», где исполнил крошечный эпизод.
К концу 1960-х Пархоменко оказался в плену пагубной привычки. Он всё чаще прикладывался к бутылке, и вскоре пьянство стало его образом жизни. Режиссёры не рисковали приглашать ненадёжного артиста: тот мог срываться, приходить на съёмки в непотребном виде, забывать текст. С каждым годом предложений становилось всё меньше, а затем они вовсе исчезли.
Последний раз зрители увидели его на экране в 1969 году — в приключенческом фильме «Взрыв после полуночи». Роль оказалась настолько незначительной, что имя актёра даже не внесли в титры. Зависимость же только усиливалась. Постепенно Пархоменко лишился всего: дома, семьи, друзей.
Потеряв работу, Пархоменко оказался в отчаянии. Он не сумел найти в себе сил ни для борьбы с зависимостью, ни для поиска какой-то другой деятельности. В 1969 году его признали «тунеядцем» — это слово тогда звучало как приговор. Леонида осудили и отправили в тюрьму.
Год, проведённый за решёткой, сломил его окончательно. На свободу он вышел раздавленным, без веры в себя и без поддержки близких. Кино и театр уже давно закрыли перед ним двери. К середине 1970-х его знакомые видели артиста только у вокзалов — оборванного, осунувшегося.
«Смотрю — лежит. «Леш, ты что тут?» «Я замерз. Ты не можешь мне купить?» Я говорю: «Да ты что? Пойдем лучше к нам», — вспоминала однокурсница Пархоменко Валентина Березуцкая.
Ни уговоры друзей, ни жалость со стороны случайных знакомых не могли спасти Леонида Пархоменко от разрушительной зависимости. Алкоголь окончательно подточил его здоровье и волю. В январе 1975 года актёра нашли возле одного из московских вокзалов — он замёрз насмерть в зимнюю ночь. Ему было всего 44 года.
Похоронили артиста на Хованском кладбище столицы. Но проводили его в последний путь без шумных речей и газетных публикаций. К тому времени страна уже давно забыла имя когда-то подававшего большие надежды актёра. Ни одно издание не опубликовало некролог, а место захоронения долгие годы оставалось неизвестным широкой публике. Лишь благодаря усилиям и поискам немногих преданных поклонников стало известно, где покоится человек, некогда блиставший на экране.