Имя, которое оставило заметный след в советском и российском кинематографе – Любовь Полищук. Её карьера, как и личная жизнь, была насыщена, драматична, порой противоречива, впрочем, как и сама эпоха, в которой она жила.
Особенно остро это проявилось на рубеже 80-90–х годов – Любови Полищук тоже предлагали пикантные роли, и она соглашалась, аргументируя это своими соображениями. Итак, почему Полищук снималась ню, и в каких фильмах? Малоизвестные факты об актрисе с «антисоветской внешностью».
Любовь родилась 21 мая 1949 года в Омске в семье швеи и рабочего. В этом городе и выросла красивая девочка Люба. С раннего возраста у неё был ярко выраженный артистический темперамент. После школы отправилась покорять столицу, но в театральный с первого раза не поступила – опоздала на экзамены. Потом все же поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ) при Росконцерте, окончив ее в 1967 году.
Вернулась в Омск. Начала Любовь не с театра, а с стенд-апов, как сейчас говорят, выступала как артистка разговорного жанра. В 1971 году Юрий Юровский стал директором Росконцерта и пригласил в Москву омских актёров, в том числе и Любовь Полищук. И она стала выступать в мюзик-холле.
В 1974-м ее пригласили на эпизод в кино – как раз в последний фильм Любови Орловой – «Скворец и лира». А через два года опять эпизод – танец с Андреем Мироновым в «12 стульях». Правда, ее потом запретили снимать из-за «антисоветской внешности».
В 1985 году она закончила актерский факультет ГИТИСа. Стала больше появляться в фильмах, особенно зрителям запомнилась её яркая внешность, пластичность и готовность брать на себя смелые роли. Она не боялась эпатировать, особенно в 80-е и 90-е годы, когда моральные рамки советского экрана начали размываться.
Да, Любовь Полищук снималась обнажённой и делала это не ради скандала, а ради образа. Это было частью её актёрской смелости. Среди фильмов, где она появлялась в откровенных сценах можно выделить три.
В «Интердевочке» она снималась в 1989 году. Пётр Тодоровский выбрал Любовь Полищук на роль валютной путаны Зинки .Пожалуй, самый известный фильм, в котором Людмила Полищук появляется в откровенной сцене. В «Интердевочке» показана сцена, где она, играя довольно «несвежую» женщину, обнажается в ванной.
Это не эротика, а момент уязвимости и жизненной реальности. Это символ боли, обнажённости души, стареющего тела, отчаяния. Сцена получилась сильная, драматичная, и в ней абсолютно нет пошлости. Интересный факт: Людмила Полищук настояла, чтобы сцену не вырезали, объяснив, что «это правда о женщине, которая дожила до пустоты».
«Моя морячка» вышла в 1990 году. Режиссёром был Анатолий Эйрамджан, а Любовь сыграла танцовщицу, исполняющую ламбаду. Это был комедийно-мелодраматический фильм, но с вполне откровенными элементами.
Здесь Полищук появляется в лёгких эротических эпизодах, впрочем, не полностью обнажённая. И появляется в сценах с ярко выраженной сексуальностью: короткие сорочки, полуобнажённая в постели, демонстрация фигуры, вызывающее поведение. Получилась женщина-хищница о своей фирменной иронией.
Любовь Полищук снялась голой в фильме «Стамбульский транзит» в 1993 году. Она принимает пенную ванну без одежды, лишь мыльные пузыри слегка прикрывают её самые интимные места. Всё это подано более открыто, чем в ранних работах. Фильм снимался на волне свободы конца 80-х — начала 90-х, когда цензура ослабла, и кинематограф начал экспериментировать.
Есть еще данные, что Полищук участвовала в фотосессиях в лёгком ню-стиле в 90-е годы для творческих проектов и журналов (в частности, для театральных альбомов и арт-публикаций). Речь не о глянце «для мужчин», а скорее об артистических снимках с элементами обнажения, в духе европейской сцены.
Также стоит отметить телеспектакли и концертные номера в стиле кабаре, где костюмы были максимально откровенными (особенно в 70–80-х, когда она работала в Театре мюзик-холла и в жанре пластической пантомимы).
Знаете, я посмотрела все эти фильмы. И хочу сказать, что сцены с обнажением у Любови Полищук никогда не выглядели пошло. Это был инструмент передачи смысла, а не цель. Как к этому относились мужья? Первый ушел, второй все понял и принял.
От первого брака с актёром Валерием Макаровым, в 1972 году родился сын Алексей Макаров, сегодня один из популярных актёров кино и телевидения. Отношения с сыном у матери поначалу были непростыми: Любовь работала много, жила искусством, и Алексей часто ощущал недостаток внимания.
Позже он сам признавался, что со временем понял, какой ценой его мать строила свою карьеру. Но несмотря на трудности, между ними всегда оставалась глубокая связь. А вот отец, ревновавший Любовь к ее популярности, потом совершенно не поддерживал контакты ни с бывшей женой, ни с сыном.
Вторым мужем стал художник Сергей Цигаль — человек из другой среды, более спокойной и размеренной. Именно в этом браке Полищук обрела то, чего ей не хватало — душевное равновесие. Вместе они прожили около 20 лет. И у них есть общая дочь, рожденная в 1984 году – Мариэтта Цигаль-Полищук. Кстати, они поженились по причине беременности актрисы, иначе бы она замуж больше не вышла.
В 90-е и 2000-е годы Полищук активно работала в театре «Школа современной пьесы» руководил которым Иосиф Райхельгауз. В 1997 году актриса даже сыграла в дуэте с сыном Алексеем, тогда выпускником ГИТИСа, в спектакле «Квартет для Лауры». Интересно, что в этом спектакле сын играл роль мужа главной героини. Постановка была успешной. Она также продолжала сниматься в кино и на телевидении, причем уже в зрелом возрасте, когда большинство актрис уходит на второй план, Любовь Полищук оставалась невероятно молодой и красивой. Но ничто не вечно.
В 2000 году она попала в аварию, повредила позвоночник и носила корсет. А потом у Полищук начали проявляться симптомы серьёзного заболевания – диагностировали опухоль позвоночника. Болезнь прогрессировала, актрисе становилось всё тяжелее передвигаться. Ей удалили часть позвоночника. И она не сдавалась. До последнего играла на сцене, вела светские мероприятия, принимала участие в съёмках фильма «Моя прекрасная няня».
Лечение было дорогостоящим и долгим. Была химиотерапия, восстановление, актриса лежала в клиниках Москвы и потом уже в Израиле. Семья и друзья до конца боролись за её жизнь. Однако в 2006 году, 28 ноября, Любовь Полищук ушла из жизни – родные уже не смогли разбудить ее. Актрису похоронили на Троекуровском кладбище.
Любовь Полищук не была элементом массовки ни на экране, ни в жизни. Она жила громко, творчески, ярко, как положено настоящему художнику. Роли, актрисы, пластика, её голос – всё это навсегда осталось в памяти зрителей. Сын продолжает актёрскую династию, а многие молодые актрисы называют Полищук своим примером.