За его лукавой улыбкой и знаменитыми танцами в кадре скрывалась жизнь, по накалу страстей не уступавшая самому лихому киносюжету. Михаил Пуговкин, народный любимец, прошел через три брака, каждый из которых стал для него отдельной эпохой.
В этих отношениях были и сумасшедшая любовь, и горькие расставания, и тридцать лет счастья с женщиной, которая его преобразила, и поздний, неоднозначный союз, оставивший его дочь ни с чем.
Первая любовь и фасолевый суп
Война сделала его взрослым раньше времени. Вернувшись с фронта после ранения, Михаил Пуговкин поступил в Школу-студию МХАТ, поразив приемную комиссию своим пронзительным чтением Пушкина.
Там же, в стенах легендарной студии, он встретил и свою первую любовь — Надежду Надеждину. Молодая актриса, чья настоящая фамилия была Ленина, пленила не только его.
За ее внимание соперничал сам Алексей Баталов. Но выбор Надежды пал на Пуговкина.
По распределению влюбленная пара уехала в Мурманск. Их свадьба была такой же скромной, как и послевоенная жизнь: ее сыграли в общежитии, а на угощение сварили целый горшок фасолевого супа.
Вскоре у них родилась дочь Елена. Казалось, жизнь налаживается. Они вернулись в Москву, оба попали в Театр Ленинского комсомола. Но здесь их профессиональные пути разошлись.
Пуговкин стремительно входил в обойму востребованных актеров, а Надежда оставалась в тени более ярких коллег. Разрыв усугубляли тяжелый характер Михаила и его ревность.
Дочь Елена вспоминала, что страсти кипели нешуточные: отец мог мыть матери ноги в порыве обожания, а через час закатывать скандал на пустом месте. Прожив вместе двенадцать лет, пара распалась.
Михаил Пуговкин, уезжая от Надежды, продал на вокзале новые перчатки, купил бутылку водки и написал на заиндевевшем вагонном стекле: «Миша, у тебя начинается новая жизнь». Так оно и вышло.
Преображение: встреча с Александрой
Возвращение в Москву после развода стало для Михаила Пуговкина началом новой, но пока еще неустроенной жизни.
Он оставил театр и отправился в гастрольные поездки по стране конферансье, сопровождая эстрадную певицу Александру Лукьянченко.
Она была звездой — красивой, уверенной в себе, безупречно одетой. Михаил признавался, что просто дрожал в ее присутствии.
Александра же, увидев его в поезде лежащим на верхней полке в заношенной майке, разглядела за простоватой внешностью и набранным весом настоящий талант и потенциал. Ей захотелось «слепить из этого человека замечательного мужика».
Между ними вспыхнуло сильное чувство, несмотря на то что Лукьянченко была замужем и имела двух взрослых дочерей. Роман развивался стремительно, прямо во время гастролей.
Вскоре Александра ушла от мужа к Пуговкину. Их брак, в котором она была старше на 11 лет, продлился более тридцати лет и стал для актера судьбоносным.
На все шутки о разнице в возрасте Михаил Пуговкин лишь отшучивался, что нормальные мужики как раз выбирают женщин постарше для крепкой семьи.
Именно Александра Николаевна смогла то, что не удалось другим — она помогла ему побороть пагубное пристрастие к алкоголю.
При ней Пуговкин преобразился: стал подтянутым, элегантным, уверенным в себе. Он с гордостью говорил, что был «упакован, как жирный паук» — все бытовые заботы она взяла на себя, освободив его для творчества.
Золотые годы с Шурой
С Александрой Лукьянченко для Михаила Пуговкина наступила золотая пора. Она оставила сцену, чтобы полностью посвятить себя мужу, став его главной опорой и советчиком.
Александра читала с ним сценарии, обсуждала роли, создавала невероятный уют дома. Именно в этом браке Михаил Пуговкин познал, что такое настоящее семейное счастье.
Это внутреннее преображение совпало со звездным часом в карьере Пуговкина. Судьба свела его с Леонидом Гайдаем в 1964 году.
Это знакомство переросло в целую серию блестящих работ. Пуговкин снимался у режиссера подряд, фильм за фильмом, создавая свои знаковые образы. Особенно он ценил роль режиссера Якина в «Иван Васильевич, меняет профессию».
Эту роль он получил не просто так — против был худсовет, сомневавшийся в актере. Но Григорий Чухрай, руководитель объединения, решительно поддержал кандидатуру Пуговкина и настоял на его утверждении.
Он был на пике — уважаем, востребован и безумно любим.
Спасительный круг
Смерть Александры Лукьянченко в 1991 году стала для Михаила Пуговкина сокрушительным ударом. Он замкнулся в отчаянии, и работа оставалась его единственным спасением. Уже на следующий день после похорон он уехал в Ялту на озвучивание.
Именно там его и нашла Ирина Лаврова, женщина моложе его на двадцать лет. Она занималась организацией концертов и пришла к актеру с деловым предложением.
Сам Пуговкин позже откровенно признавался, что большой любви между ними не было — была симпатия и тот самый «спасительный круг», за который он ухватился в труднейший момент.
Их союз развивался стремительно. Спустя всего две недели после возвращения в Москву Пуговкин, ослепленный желанием начать все заново, променял свою столичную квартиру на жилье в Ялте и уехал с новой женой на юг, как ему казалось, навсегда.
Но идиллии не получилось. Жизнь в ялтинской хрущевке, построенной, по слухам, на месте старого кладбища, плохо отразилась на его здоровье, обострив астму.
Актер с тоской констатировал, что душевного уюта в этом городе не было. После летнего сезона город замирал, оставляя одних пенсионеров, бродящих по темной набережной.
В итоге квартиру продали певцу Вилли Токареву, и с помощью Александра Абдулова Пуговкину удалось получить новое жилье в Москве.
Финал: болезни и наследство
Новое, двухуровневое жилье в Сокольниках, выделенное Пуговкину мэрией Москвы, Ирина Лаврова превратила в домашний музей актера.
Но со временем экспонаты пришлось убрать — в просторное жилье перебрались взрослые дети и внуки Ирины.
Последние годы жизни Михаила Ивановича были тяжелыми. Ему было уже за восемьдесят, его истощали диабет и другие возрастные недуги. Он сильно исхудал, почти не вставал с постели.
Его дочь Елена имела серьезные претензии к последней жене отца, считая, что та отдалила его от родных.
Сама Ирина Лаврова приводила свой, не менее веский, довод: все эти годы она самоотверженно ухаживала за больным мужем, не отходя от него до последнего вздоха.
Когда Михаила Пуговкина не стало в июле 2008 года, согласно оставленному завещанию, все состояние актера перешло к его супруге. Его родная дочь Елена не получила ничего.
Таким оказался финал пути для народного любимца — человека с яркой, но непростой судьбой, сумевшего до последнего дня прятать свои жизненные невзгоды за доброй и лукавой улыбкой.