Ее книга называется «Золушка с Чистых прудов». Вначале Вера Кузьминична не хотела рассказывать в ней о своей любви к режиссеру Борису Равенских, а потом все таки решилась.
«Да, я любила. Сильно. И если бы нужно было отдать все, что есть, ехать в ссылку, в тюрьму, ходить в лохмотьях, я бы поехала за любимым человеком. Борис Иванович был очень талантлив. И мое счастье было в том, что рядом с этим человеком мир вдруг начинал играть вокруг меня радужными красками…» — говорила об этой любви Васильева. Несмотря на это, все эти годы ее любил другой человек. Ее муж Владимир Ушаков.
Вера Кузьминична Васильева родилась в Москве 30 сентября 1925 года в простой семье. Отец работал шофером, мать была домохозяйкой. У Веры были две сестры — Антонина и Валентина и брат Василий. Семья жила возле Чистых прудов. Девочка с детства была приучена к труду — и обед варила, и картошку чистила, и за керосином ходила, и полы мыла, и присматривала за младшим братом.
В своем дворе Вера организовала театр, который назвала «Театр волшебной сказки» — писала сценарии, играла главные роли под аплодисменты соседей. Потом бегала в драмкружок Дома пионеров, где ей повезло с педагогом. Сергей Львович Штейн был способен увлечь, заразить любым материалом. Девочка мечтала учиться музыке, но денег в семье не было.
Когда началась война, она отказалась от эвакуации, оставшись в Москве вместе с отцом, работавшим на военном заводе. Дежурила по ночам на крышах, таскала наравне со всеми тяжелые ящики, позже пошла работать на завод фрезеровщицей. По вечерам ходила в школу рабочей молодежи.
«Сказание о земле Сибирской».
В 1943 году Вера Васильева поступила в театральное училище. На втором курсе ей предложили небольшую роль. Фильм назывался «Близнецы», там Васильева сыграла маленькую роль монтера.
Перспективную студентку на третьем курсе пригласили в картину режиссера Ивана Александровича Пырьева «Сказание о земле Сибирской», где она сыграла девушку Настю. Фильм имел оглушительный успех.
Когда прошла премьера, все актеры получили Сталинскую премию, ей позвонили: «Иван Александрович хотел бы с вами переговорить. Приезжайте в гостиницу «Москва», номер такой-то, он снял его под рабочий кабинет». Она решила, что речь пойдет о работе, возможно, о следующей картине. Пырьев начал издалека: «Видишь, в каком замечательном кино я тебя снял, теперь станешь известной, и премию дали, а ты меня даже не поблагодарила…»
Когда она поняла, о какой благодарности идет речь, то вырвалась и убежала, услышав напоследок: «Сниматься больше не будешь!» И ей действительно отказывали в стоящих ролях до тех пор, пока Иван Александрович руководил Мосфильмом, объясняя, что ее кандидатура «не рекомендована руководством».
Но по большому счету, в связи с успешным началом кинокарьеры, любовью зрителей и приглашением в Театр сатиры это не не расстраивало молоденькую актрису. Всего она сыграла более чем в 40 постановках Театра сатиры. Дебютом стал спектакль «Лев Гурыч Синичкин», где ей досталась роль Лизы. А за роль Ольги Степановой, бригадира колхоза Искра, в спектакле «Свадьба с приданым», была удостоена второй Сталинской премии.
Вера Васильева.
В 1949 году в Театр сатиры принесли пьесу «Свадьба с приданым», незатейливую, веселую историю. Заговорили, что главную женскую роль дадут Вере, потому что она — деревенская простушка по типажу и умела петь частушки.
Роль жениха Максима впоследствии получил только пришедший в театр артист Владимир Ушаков. Выглядел он как западная кинозвезда — высокий обаятельный красавец, брюнет с синими глазами и чарующим голосом.
До «Сатиры», после войны, Владимир три года играл в театре Потсдама, где находились советские войска в Германии. Он роскошно одевался, и у него, единственного артиста труппы, имелась личная машина — «Победа». Владимир Ушаков позже делил одну гримерную с Андреем Мироновым.
«Свадьба с приданым». Вера Васильева и Владимир Ушаков. 1953 год.
С режиссером Борисом Ивановичем Равенских Вера познакомились на первой читке пьесы. Когда закончилась читка, все артисты смотрели на Равенских с восторгом. На первой репетиции они просто умирали со смеху от его шуток.
Знание Борисом Ивановичем обычаев деревенской жизни ставило их, московских артистов, в тупик и заставляло восхищаться им еще больше! Актеры после репетиций дружно провожали его домой, лишь бы не расставаться…
Борис Равенских и Лилия Гриценко.
Внешне Равенских был, мягко говоря, далек от образа героя-любовника — невысок, с редеющими волосами. Но обаяние и недюжинный талант Равенских покорили молодую актрису.
Равенских была очарована вся труппа, и Вера не сразу поняла, что влюбилась в него. Его женой была Лилия Гриценко, талантливая актриса Театра имени Станиславского. Она замечательно пела, и ей все удавалось — Лариса Огудалова в «Бесприданнице», Елена Тальберг в «Днях Турбиных»… Лилия Олимпиевна растворялась в муже. Приходила на репетиции и смиренно ждала, когда Равенских освободится. Могла ждать часами, никогда не торопила. Просто сидела в уголочке. Кротость и преданность этой женщины поражала.
Эта любовь стала для Веры наваждением. Она захотела стать лучшей — усердно готовилась к спектаклям, разучивала танцы, песни, надевала лучшие наряды, стремилась заслужить похвалу режиссера. Однажды Борис Иванович сам проводил Веру до дома. Прощаясь с ним, она вдруг впервые в жизни поняла, что такое смотреть в любимые глаза, чувствовать руку любимого человека… Любовь так преобразила ее, что к актрисе как магнитом стало притягивать мужчин. Но кроме Бориса Ивановича ей был никто не нужен.
На долгих шесть лет Равенских стал главным человеком в ее жизни. С Лилией Гриценко они уже развелись, но предложение Вере Равенских делать не торопился.
«Свадьба с приданым». Вера Васильева и Владимир Ушаков. 1953 год.
Вера, играя на сцене любовь с Владимиром Ушаковым, была словно с завязанными глазами, не замечая очевидного… Однажды Ушаков признался, что еще сидя в зрительном зале, мечтал сыграть жениха, потому что влюбился в Веру. Очень нежно к ней относился, зая при этом о ее чувствах к Борису Ивановичу. И всегда говорил: «Верочка, он же сумасшедший… Станешь ли ты с ним счастливой? А со мной станешь! Я тебя всю жизнь любить буду».
Все закончилось однажды ночью. Борису Ивановичу предстояло тогда серьезное испытание. В случае успеха его ждало руководство Малым театром. Равенских ставил «Власть тьмы». Васильева старалась поддержать любимого. Репетиции занимали все его время, забирали силы. Вера ждала премьеры, не смея отвлекать Равенских, как когда то Лилия Гриценко.
В день премьеры он запретил ей приходить. Всю ночь Васильева ожидала, что он хотя бы позвонит, но Борис Иванович так и не позвонил, не смог, не захотел… И тогда она приняла решение закончить эти отношения.
Той ночью, она наконец осознала, что так теперь будет всегда. Как Лилия Гриценко, она будет вечно ждать, оставаться дома одна, бояться подойти к любимому человеку. Пережив ту страшную ночь, Васильева поняла, что больше ничего не будет. Надо было на что-то решиться, начать все с чистого листа.
И тогда Вера ответила Володе Ушакову: «Согласна». Он приехал совершенно не уверенный в ней, но абсолютно не сомневавшийся в собственных чувствах, очень счастливый. Завалил цветами, поехал с Верой к ее родителям и объявил, что хочет жениться на их дочери.
Вера Васильева.
Родители были в шоке. Ведь столько лет их дочка ждала этого сумасшедшего Бориса Ивановича, которого они знали и тоже находились под властью его обаяния. А тут какой-то незнакомый молодой красавец говорит, что любит их дочь, и обещает им беречь ее всю жизнь.
Притихшие, они всматривались в Верино лицо — непроницаемое и спокойное. Решение было принято. Она выходила замуж, чтобы оторвать себя от того, что со ней происходило. Назло. Поступок взбалмошный и нехороший.
Вера Васильева с Владимиром Ушаковым.
Она переехала в общежитие на Малой Бронной, где жил Ушаков. На свадебное торжество пришли Анатолий Папанов с женой Надеждой Каратаевой, Татьяна Ивановна Пельтцер.
С Равенских она больше никогда не виделась. Знала, что он существует где-то в параллельном измерении. Знала и все. Они не виделись, потому что Вера его слишком сильно любила. Она избегала ходить на его премьеры, не встречалась на мероприятиях.
«Свадьба с приданым». Вера Васильева и Владимир Ушаков. 1953 год.
«Если бы он сказал: «Вера, брось все» — бросила бы и пошла за ним. Но так подло и запросто поступить не могла, не имела права…» — вспоминала Вера Кузьминична.
Вера Васильева.
Выйдя замуж, Вера Кузьминична никогда ни с кем не кокетничала, ни на кого не смотрела. Она ни на минуту не дала усомниться в ней своему Володе и была ему верной женой. Про нее никогда не было никаких сплетен, а друзья их воспринимали как единое целое.
Они прожили вместе 56 лет вплоть до самой смерти Владимира Петровича. Он оказался заботливым и щедрым. Она также очень бережно относилась к мужу. А он понимал, как ей важна ее профессия. Всегда ждал и поддерживал и всю жизнь доказывал ей свою любовь.
Вера Васильева с мужем.
Ушаков всегда создавал уют и комфорт, организовывал быт, заказывал мебель, привозил продукты. Владимир Петрович пытался сделать из Веры современную «леди». Учил играть в теннис, настоял, чтобы она сдала на права.
Детей в браке не было. Однажды, много лет спустя, зимой Владимир Ушаков попал в больницу. Вера Кузьминична ехала в больницу, везла мужу диетическую еду. В темноте, под ледяным ветром, с тяжелыми сумками шла и плакала, спрятавшись от прохожих за шарфом. И вдруг услышала : «Позвольте, я вам помогу». Незнакомая девушка подхватила сумки, они разговорились.
Вера Кузьминична пригласила Дашу в театр на спектакль. Даша Милославская стала приходить в гости, помогать по дому. Девушка была из хорошей семьи, училась в институте, получала юридическое образование. Она многое рассказала Даше о своей жизни, о театре.
Вера Кузьминична Васильева.
Всю молодость Вера Кузьминична считала себя простушкой. И даже не винила тогдашнего художественного руководителя Валентина Плучека в том, что он не давал ей главных ролей, не видел в ней героиню. Сейчас ей понятно: возможно, героини-то и не было!
Вера Кузьминична Васильева.
И целые десятилетия проходили зря… Чтобы не отчаяться, Васильева от руки переписывала в тетрадку роли, которые бы хотела сыграть, — Раневская в «Вишневом саде», Миссис Сэвидж, Мадам Бовари…
Ну какая актриса могла бы поверить, во второй половине жизни сказали: не волнуйся, еще лет десять, и наступит твой расцвет, роли будут. Так оно и было.
«Безумный день, или женитьба Фигаро». Вера Васильева и Андрей Миронов.
Всего в фильмографии актрисы более 100 проектов. Отметить наверное можно каждый из них, но наиболее яркими считаются «Карнавал», «Легенда о Тиле», «Похождения зубного врача», Выйти замуж за капитана», «Пока цветет папоротник», «Чук и Гек», «Они встретились в пути», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Мы жили по соседству», «Вино из одуванчиков» и конечно же «Свадьба с приданым» (как и одноименный спектакль Театра Сатиры).
«Пиковая дама».
Более того, у нее, потерявшей всех своих родных, снова появились близкие люди. Даша помогла ухаживать не только за Владимиром Петровичем, но и за тяжело больной сестрой Веры Кузьминичны.
«Я уже не представляю свою жизнь без Даши. Заграничные поездки, семейные праздники, прекрасный уход за мной, постоянные подарки, выдумки — все это она! А главное, я чувствую ее любовь… Я не была матерью, но редкая дочь проявит такую заботу, как Даша ко мне. За что мне Бог послал такого человека? Не знаю…» — говорила Вера Кузьминична в своем интервью. Дочь Дарьи Светлана стала Вере Васильевой любимой внучкой.
Муж Веры Кузьминичны, тогда еще он был жив, взял бережномалышку на руки и сказал: «Боже мой, какая пяточка, какие пальчики!» Он чуть не плакал от восторга… Когда Света подросла, как-то совершенно естественно стала называть Веру Кузьминичну «бабушка». В 2011 году Владимир Петрович скончался от третьего инфаркта.
Именно Дарья помогла Васильевой прийти в себя после смерти Владимира Ушакова.
С Дарьей и Светланой.
Вера Васильева ходила на утренники в детский сад, сделала внучке первый серьезный подарок — пианино. Сейчас актрисе 95 лет.
Вера Кузьминична все такая же безупречная, скромная, элегантная. В ее образе по-прежнему есть достоинство и стиль. Даша и Светлана теперь ее семья.
Вера Кузьминична Васильева.