В жизни Баталов был закрытым человеком и терпеть не мог показухи. Но в чем-то он был очень похож на своих романтических героев. Простые работяги, шоферы, ученые. От его героев шел внутренний свет и они всегда поступали правильно, по чести и совести.
После фильма “Москва слезам не верит”, он стал больше, чем просто любимый актер. Он олицетворил идеал мужчины, встречи с которым можно ждать всю жизнь.
В его жизни было все: любовь и страсть, разрушившая первый брак, огромная слава и семейная трагедия, о которой он никому не рассказывал. Рождение неизлечимо больной дочери перевернуло жизнь Баталова, но не изменила жизненных принципов. Он остался верным себе, профессии и близким.
«Дама с собачкой». Дмитрий Дмитриевич Гуров — Сергей Баталов. (1960)
В 1959 году в Ялте снимали фильм “Дама с собачкой”. В центре фильма по повести Чехова был банальный адюльтер. Герой Баталова влюбился в замужнюю женщину. Благодаря тонкой игре актера его Гуров вызывал сочувствие и симпатию.
Баталов сам пережил похожую ситуацию. Актер сильно влюбился будучи женатым. Это произошло в середине 50-х в Ленинграде. Во время съемок фильма “Дело Румянцева” актер познакомился с цирковой наездницей Гитаной Леонтенко.
Он начал ухаживать за Гитаной одновременно с Олегом Ефремовым. Перед напором Ефремова редкая женщина могла устоять, но в этой “схватке” Баталов победил.
Родители Гитаны были против этих отношений. Но циркачка удирала на свидание из гостиничного номера по водосточной трубе. А Баталов приезжал к любимой на самосвале, который водил сам, специально для фильма получив права.
В разгар романа Баталов получил телеграмму из Москвы от жены Ирины. Она поздравляла мужа с рождением дочери. Баталов показал телеграмму Гитане, после чего девушка сразу предложила расстаться. И он согласился.
Ирина Ротова с дочерью Надей Баталовой
Следующие три года Баталов честно пытался быть хорошим мужем и отцом. Но ничего не получалось. Дело было даже не в роковой страсти к Гитане.
Их браку с Ириной было уже больше десяти лет. А познакомились они еще детьми, росли на одной даче. То, что женится на Ирине, Баталов знал уже в 15 лет. Ухаживал серьезно, как взрослый. Правда одеться красиво у жениха материальной возможности не было. Но выглядеть он старался всегда безупречно.
-У него не было черных носков, и он под костюм покрасил себе ноги черными чернилами, чтобы выглядеть элегантно. Тогда они были очень бедные.
Надежда Баталова. Старшая дочь.
Владимир Баталов, родной отец Алексея. Кадр из фильма «Дом на Трубной» (1928)
Алексей с отчимом Виктором Ардовым
Нина Ольшевская. Фото из архива Алексея Баталова
Элегантный и утонченный Баталов вырос на Ордынке в уникальном мире. В гости к его семье запросто приходили Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Анна Ахматова.
Алексей родился в браке актрисы Нины Ольшевской с актером Владимиром Баталовым. Но очень скоро родители разошлись. Мальчика воспитал отчим писатель Виктор Ардов.
-Доброта матери и Виктора Ефимовича, отчима, которого я называл Витя с четырех лет, была такая, что дом был всегда открыт. Анна Ахматова, приезжая зимой в Москву, жила и ютилась в моей шестиметровой комнате, а меня куда-нибудь выселяли.
Алексей Баталов.
Алексей Баталов с мамой и Анной Ахматовой
Однажды, чтобы отблагодарить Алешу Баталова за все причиненные неудобства, Ахматова сделала ему поистине царский подарок.
-Она получила большой гонорар за одну свою большую работу. А папе она подарила автомобиль “Москвич”. Эту машину он назвал “Аннушкой” и целовал руль, когда садился.
Надежда Баталова. Старшая дочь.
Алексей запросто мог стать блестящим механиком. У него была страсть к моторам и золотые руки. Он пропадал в гараже часами. Эта страсть осталась с ним на всю жизнь. Даже после туберкулеза глаз, потеряв зрение на одном глазу, Баталов не просто водил машину, а летал на ней.
В 1948 году семью снимали для журнала «Работница». Слева Алексей, за ним брат Михаил Ардов, мама Нина Ольшевская, отчим Виктор Ардов, брат Борис. В зеркале отражается Ирина Ротова, жена Алексея
Его первая роль в кино: школьник в фильме “Зоя” 1944 года. Тогда его не было даже в титрах.
Уже через 10 лет он становится звездой всесоюзного масштаба. Ему было 25 лет, когда он начал играть роли, созвучные времени. Его преданный Алеша Журбин в фильме “Большая семья” — идеальное воплощение духа 50-х. Чистых, светлых, восторженных.
Но вот парадокс. Эти роли играл парень, который не любил советскую власть. У Баталова с ней были свои счеты. Его дед и бабушка по маминой линии жили во Владимирской области, оба работали врачами и были репрессированы.
Коммунистом он, конечно, не стал. Хотя его уговаривали, и не раз.
Он по-честному бунтовал в профессии, пытаясь разрушить амплуа правильного героя. В фильме “Бег” по роману Булгакова он пробовался на роль белого офицера Хлудова. Но худсовет стоял насмерть: —Такого персонажа тебе играть нельзя!
Кадр из фильма «Бег» (1970)
Он мог блестяще сыграть дворянина, хотя мог войти в историю и в образе Ленина.
Ему предлагали роль вождя к очередной дате революции. Это был большой амбициозный проект, но Баталов отказался наотрез. Хотя, сыграй он тогда Ленина, мог бы на долгие годы обеспечить себя статусом. Но Баталов не был тщеславным человеком. Разразился страшный скандал.
Карьера Баталова висела на волоске.
Тогда его спас тесть, художник Константин Ротов. Оказывается, в юности Баталов стал для тестя образом дяди Стёпы.
Ротов принес эскизы в Союз кинематографистов. -Какой же из Леши Ленин? Вот, смотрите. Не похож.
Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Стёпы тоже! Значит, вы похожи». Надежда, дочь, рассказывала: «Папа ему не позировал. Дедушка просто за ним наблюдал в быту и делал зарисовки.
В семейной жизни такой упрямый Баталов долго шел на компромиссы. Решение о разводе его жена Ирина Ротова приняла первой. Она подозревала мужа в изменах, ей не нравилось, что он постоянно пропадает на съемках.
Однажды Ирина просто забрала дочь и ушла.
Хотя дело к этому шло, но для Баталова это был удар. Тем более после этого удара последовал еще один. Руководство МХАТа поставило актера перед выбором: или театр, или кино. Слишком многим не нравилось, что он месяцами пропадает на съемках. Баталов был вынужден написать заявление об уходе.
-Это был действительно очень тяжелый день в моей жизни. По существу я уходил даже не из дома, а из всей своей жизни.
Алексей Баталов.
Баталов переехал в Ленинград. Здесь он стал штатным сотрудником «Ленфильма». Холост, хорош собой, знаменит. В его жизни началась череда ни к чему не обязывающих романов.
Но большая, настоящая, незабытая любовь по имени Гитана, которая появилась в его жизни внезапно, не давала покоя. Они снова встретились в Ленинграде, куда девушка приехала на гастроли.
Алексей и Гитана в Венеции. 1960-е годы
Чувства не прошли, а вспыхнули с новой силой. Циркачка не смогла забыть актера.
Начало их совместной жизни было не таким, как у всех. Они официально поженились. И у них была даже своя комнатка в Ленинграде, но они почти не виделись. На семью просто не было времени.
На съемочной площадке актер себя не щадил, отдавал всего без остатка. Вершиной его мастерства была и роль в фильме “Летят журавли”. Картину ждала непростая судьба — полный запрет на родине и триумф в Каннах.
Эта картина едва не стала последней в жизни самого Баталова. Во время съемки одного эпизода произошла чудовищная трагедия.
В кадре сам Баталов не падает, но за кадром, во время съемки последнего дубля он случайно упал. Упал лицом в воду, где торчали подстриженные кусты.
Все лицо его было порвано, и он мог вообще остаться без глаз. Благодаря виртуозной работе военных хирургов Баталову спасли лицо и восстановили глаз.
Трагедия случилась во время съемок этого эпизода
Но даже в такой момент он не думал об отпуске. Он рвался работать, так как давно уже вырос из профессии актера и хотел ставить картины сам.
Но каждый раз ему приходилось доказывать руководству «Ленфильма», что он имеет право быть режиссером.
Баталов учится ходить по канату для съемок в «Трех толстяках»
В фильме “Три толстяка” он был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. Тибула, который без страховки шел по канату, он играл сам. А учила его Гитана. Это был очень опасный трюк, но он преодолел страх.
Он не смог преодолеть только одно страшное обстоятельство в своей жизни: тяжелую болезнь дочери Маши. Но об этом он почти никогда не говорил вслух. Многие коллеги не знали, что Алексей и его вторая жена воспитывают ребенка-инвалида.
Это случилось в конце января 1968 года. Баталов был на съемках фильма “Живой труп”, когда в Москве у Гитаны внезапно начались схватки.
Ее отвезли в кремлевскую больницу, где она попросила: -Сделайте мне кесарево. Я наездница, я циркачка, у меня все сбито. Я не смогу родить сама.
-Ну что вы? Вы такая красивая женщина. Зачем же портить вашу фигуру.
В результате она родила сама. И в этом виноваты только врачи. Больше никто. Это врачи сделали Машеньку такой.
Гитана Аркадьевна с дочерью Машей. (1980)
У Маши с рождения ДЦП. В Советском Союзе от таких детей часто отказывались родители. Но для Баталова это было немыслимо. Он сам занимался с девочкой специальной гимнастикой. Было сделано все, что только могла и не могла предоставить медицина.
Алексей с Гитаной сознательно решили больше не заводить детей. Это задело бы чувства Маши, тем более что у нее уже была старшая сестра, которая не сразу, но постепенно сблизилась с сестрой. Старшая дочь стала близка и с Гитаной.
Маша Баталова окончила сценарный факультет ВГИКа. Она написала книгу сказок, где иллюстрации сделал ее отец Алексей Баталов.
Вскоре Алексей Баталов начал учить других тому, что умел делать лучше всего: играть. Сначала он открыл свою творческую мастерскую во ВГИКе, затем стал заведующим кафедрой актерского мастерства. Студенты обожали Баталова и звали ласково “Батя”.
Халтуры мастер не прощал. Его резкая принципиальность вновь стала причиной конфликта.
Он уволил нескольких преподавателей за профнепригодность. “Блатных” он тоже не терпел. Сам он почти не снимался. Все время отдавал студентам и дочери Маше.
Пробиться к актеру удалось только Владимиру Меньшову. После долгих поисков режиссер предложил ему роль Гоши в своей знаменитой картине “Москва слезам не верит”.
«Москва слезам не верит» (1979)
-Он отказался от этой картины, она его не увлекла. Но буквально через день раздался звонок в два часа ночи. -Слушай, я тут подумал. Все эти дела. Да ну их. Пускай горят синим пламенем. Я буду сниматься.
Это, конечно, решило судьбу картины.
Владимир Меньшов.
Он не просто снялся в этом фильме, а полностью поменял своего героя. Ведь по сюжету Гоша алкоголик, который становится настоящим интеллигентом.
Максималист во всем, он и слышать не хотел ни о каких дублерах, когда снималась сцена драки Гоши с поклонником Александры. Результат: актер снова получил опасную травму. Он получил удар в кадык от настоящего самбиста.
Оскароносная картина стала настоящим достоянием страны. И о встрече с таким Гошей мечтали миллионы женщин.
А вот все надежды актера, связанные с возможностью лечения Маши, не оправдались. Все годы Баталов верил, что однажды дочка поправится.
Ради нее он даже согласился преподавать в Америке, в надежде, что заокеанские врачи вылечат ее. Но помочь девушке не смогли.
Гитана Аркадьевна на открытии памятника мужу
-У меня только одно желание ясное и четкое: чтобы поправилась дочка. Больше мне ничего не нужно. Все остальное это просто игрушки по сравнению с этим.
Алексей Баталов.
Он ушел из жизни в июне 2017 года. Тихо ушел во сне.
Многие ученики Баталова стали успешными актерами, но не забыли своего Мастера.
А его герои, поступающие по долгу и совести, до сих пор с нами.