Балерин снимать не хотел, а Тихонова ему навязали. «Война и мир» Бондарчука

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-6

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Не сказать, что киноэпопея была исключительно госзаказом… Как говорится, люди делятся на две категории: тех, кто читает Достоевского, и тех, кто предпочитает Толстого. Последних – тоже немало. Интерес к теме у совесткой режиссуры был.

Тем более – после такого вызова, тем более – с таким бюджетом!

Суммы каждый раз называются разные, но они ошеломительны. Сергей Бондарчук, который был назначен режиссером картины, мог не стесняться в расходах.

Начнем с того, что даже для фотопроб были построены специальные декорации, которые помогали актерам лучше вживаться в образ. На «Войну и мир» работало более 40 предприятий Союза. Создатели картины получили доступ к фондам 58 музеев. На Ломоносовском фарфоровом заводе был создан роскошный сервиз по рисункам 18 века. На фабриках легпрома полным ходом шились тысячи мундиров для армии наполеона и русских солдат…

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-2

Кстати, консультантом картины выступила возлюбленная Колчака Анна Книпер-Тимирева, да-да, та самая, которую много лет спустя в фильме «Адмиралъ» воплотила Лиза Боярская. К моменту создания фильма за плечами у Книпер-Тимиревой были годы лагерей. К счастью, наступила «оттепель», что дало возможность политзаключенным не только вдохнуть, наконец, воздух свободы, но и… сняться в кино. В ленте «Война и мир» роковую страсть Колчака можно увидеть в сцене на балу – она изображает там даму с лорнетом.

Анна Книпер-Тимирева

Анна Книпер-Тимирева



Какая связь между Питером Джексоном и Сергеем Бондарчуком

Безусловно, в фильме великое множество операторских и режиссерских находок. Недаром многие «фишки», придуманные на съемках, вошли в историю мирового кинематографа. Даже эпичный «Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона во многом «вырос» из сражения под Бородино.

– Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказывал Питер Джексон. – Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма.

Оператор Анатолий Петрицкий, автор многих операторских находок «Войны и мира» подтверждал, что зарубежные коллеги обращались к нему за консультацией. И неудивительно. «Война и мир» задействовала поистине эпичные ресурсы, начиная от человеческих, и заканчивая производственными – такого до нее просто не было. А после удалось повторить единицам.

Подбор актеров

Меня советский фильм «Война и мир» в свое время не впечатлил. Казалось, он напрочь лишен динамики и теплоты, а герои напоминают театральных актеров, пытающихся докричаться до галерки: все их слова, жесты, внутренние монологи казались слишком нарочитыми… Это при том, что Бондарчук очень бережно отнесся к тексту Толстого, постаравшись сохранить как можно больше от оригинала.

Он преподнес роман именно так, как принято в общеобразовательной школе: дидактически, морализаторски, с большим уважением к канону. С экрана мы слышим в неизмененном виде те многословные утомительные монологи, которые учили наизусть на уроках русской литературы… И еще тогда возмущались: люди так не разговаривают…

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-4

Подбор актеров в фильме не нравился многим. И действительно, он вызывает вопросы. В первую очередь – несоответствие исполнителей возрасту персонажей. Так, Бондарчуку, игравшему 20-летнего юношу Пьера, было уже за 40. Слишком зрелой и пожившей выглядит и прекрасная Элен, которую играла жена режиссера. Странно наблюдать зрителю и кутежи Курагина с Долоховым: ведь на экране веселятся взрослые солидные дяденьки, а не отчаянные беспечные юноши.

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-5

Остался недоволен выбором актеров и сам Бондарчук. Так, Вячеслава Тихонова на роль Болконского ему навязали. Изначально режиссер надеялся, что князя Андрея исполнит Иннокентий Смоктуновский, но тот предпочел Гамлета.

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-6

Кстати, очень хотел сыграть князя Андрея Василий Лановой, но Бондарчук категорически возразил: «Только Анатоль Курагин, ты будешь идеален в этой роли». Лановой, скрепя сердце, согласился, но буквально выторговал себе сцену, где в полевом госпитале раненому Анатолю отрезают ногу. Изначально ее не было в сценарии, но Василий очень хотел сыграть в эмоционально-тяжелом эпизоде.

Итак, на кандидатуре Вячеслава Тихонова в приказном порядке настояла Екатерина Фурцева. Бондарчук смирился, но на отношения режиссера и актера это решение сверху повлияло. Бондарчук все время выглядел недовольным и бесконечно переснимал сцены с Болконским. А Вячеслав Тихонов страшно комплексовал, терял уверенность в себе и собирался уже уйти из кино навсегда – так подорвали его веру в свои актерские силы работа с Бондарчуком и незримая фигура Льва Толстого за плечами.

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-7

«Когда я играл Болконского, то часто сам задавал себе вопрос: а мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Нет, наверное. Все же я воспитывался в другой обстановке».

Только Станислав Ростоцкий смог достучаться до актера, уговорив его сняться в «Доживем до понедельника». По сути, вернул Тихонова в профессию.

Но не надо осуждать Бондарчука за излишнюю резкость. Работа над фильмом стоила ему здоровья. То, что он приступал к съемкам молодым, энергичным и черноволосым, а заканчивал фильм глубоко седым человеком, непременно стало бы мемом. Если бы киноэпопея снималась сегодня.

Василий Соловьев, который совместно с Бондарчуком работал над сценарием, вспоминал: «Неправда, что Бондарчуку все давали даром, стоило лишь ему захотеть. Он всего добивался сам, тратя на это много сил и здоровья. Помню, когда снимали первый бал Наташи Ростовой и пленка оказалась не слишком качественной, пришлось использовать для освещения военные прожектора. От них шел такой сильный жар, что осветители падали в обморок, а Сергея после каждого дубля отводили под руки в кислородную палатку, где он несколько минут приходил в себя, а потом снова выходил на площадку».

Что за прелесть эта Наташа

На роль Наташи Ростовой пробовалось много молодых актрис. И не только актрис. Режиссеру картины массово писали советские граждане с предложениями, кто может органично смотреться в образе Наташи. Школы и техникумы делегировали учениц – для участия в кинопробах.

Актрисы, которых пробовали на роль Наташи Ростовой, фото: mosfilm.ru

Актрисы, которых пробовали на роль Наташи Ростовой, фото: mosfilm.ru

Часто сами «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» вовсе не горели желанием идти на пробы, но чувство долга побеждало – речь шла не просто о кино, это был вопрос национального самосознания, патриотический долг. В итоге Людмилу Савельеву отыскала монтажер Татьяна Лихачева.

Она с самого начала утверждала, что «Наташу Ростову надо искать среди балерин, только в балете девочек учат держать спину, слушать музыку и вести себя в обществе скромно, но с достоинством».

Бондарчук на это отвечал: «Балерин – не приводить. Они играть не умеют».

И ошибся, Людмила Савельева, выпускница Вагановского училища, стала актерским открытием фильма. На Западе после премьеры «Войны и мира» новорожденных девочек стало модно называть Наташами, в честь главной героини фильма. Не стала исключением и сама Савельева. Свою дочь она тоже назвала Наташей, на память о киноленте, подарившей ей мировую славу.

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-9

Жертвы во имя искусства

Фильм «Война и мир» во многом оказался жесток. Как к самому режиссеру, перенесшему клиническую смерть во время съёмок, так и ко многим актерам, для которых лента стала испытанием. Но больше всего, пожалуй, жаль животных. Об этом не принято говорить, но в угоду зрелищности было загублено множество лошадей.

По воспоминаниям Владимира Дьяченко, статиста массовки битвы при Бородино:

«К ногам лошадей крест-накрест привязывали веревки, а когда животное разгонялось, их затягивали. Кони сталкивались, падали и ломали ноги. Выжить после таких сцен было просто нереально. Чтобы лошади не мучились, их сразу добивали, а мясо отправляли на кухню. Ох и объелись мы тогда конины!»

Сцена, где конница падает с обрыва, также снималась в живую.

«Для этого взяли партию лошадей с мясокомбината. Посмотреть на съемки собралось много людей, на глазах у них лошадей подвели к обрыву и животные кучей стали падать вниз», – вспоминал художественный руководитель конного театра «Каскадер» Мухтарбек Кантемиров. Зеваки, собравшиеся посмотреть на съемки, стали возмущаться: «Что ж вы делаете? Жалко». На что Бондарчук только отмахнулся — животные все равно шли на убой. Так хоть послужили искусству.

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».-10

Собственно, травм на съемках хватало всем: близлежащие госпитали и больницы были переполнены: актеры падали с лошадей, травмировались в «боях». К слову, после множества изнурительных дублей, отснятых на жаре, статисты вполне могли счесть больничный режим заслуженным отдыхом.

— Бывали дни, когда нам приходилось ходить в атаку на французов по 10-12 раз, и это притом что стояла тридцатиградусная жара, воздух настолько был пропитан пылью и дымом, что глаза слезились беспрестанно… Через несколько дней мы поняли, что, только будучи сраженным на поле боя, можно отдохнуть… Поэтому убитых назначали по очереди, — вспоминал один из участников массовки.

Словом, это было трудно

Те, кто побывал на съемках «Войны и мира», уже не могли остаться прежними. Но в конечном итоге, усилия людей окупились. Фильм был прекрасно принят зрителями во всем мире.

Получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Навсегда обогатил историю кинематографа выдающимися режиссерскими и операторскими находками. Да и свой бюджет окупил. В год выхода картины в советском прокате она собрала 58 миллионов рублей.

Кадр из фильма "Война и мир"

Кадр из фильма «Война и мир»

А мы, зрители, получили массу эстетических впечатлений: например, Вячеслав Тихонов, безусловно, самый красивый Андрей Болконский из всех. А тот эпизод, когда юная Наташа Ростова грустит на балу, потому что никто не приглашает ее на танец… И бальная зала мутнеет и расплывается перед ее глазами от не пролитых слез… Ради таких моментов и стоит смотреть кино..