Здравствуйте! Если честно, то оторопь и страх пронизывают меня, когда я узнаю о том, что происходит в театре Сатиры. А без Александра Ширвиндта ещё страшнее и очень мало надежды. Конечно же, возникает немой вопрос — а куда смотрит департамент культуры, Минкульт и почему об этом молчат известные артисты театра?
Сергей Газаров и Александр Ширвиндт
Дорогие читатели, прочитал длинную статью коллег из ТГ канала «Подковёрка», в которой они детально расписали происходящее. Опубликую их статью целиком, потому что она впечатлила меня до глубины души. К сожалению, первые намёки были ещё тогда, когда Газаров возглавил театр Джигарханяна. Он тогда заставлял артистов и в гардеробе стоять, и в буфете, а цеха сократил. А когда его ещё и в театр Сатиры назначили, многим стало ясно, что и там начнётся что-то этакое. Очень печально. Если даже малая часть из описанного коллегами происходит в действительности. А без Александра Ширвиндта, повторюсь, ещё страшнее. Итак, вот статья:
«С момента объединения Прогресс Сцены Армена Джигарханяна и Театра сатиры прошло около двух с половиной лет. Людям обещали немалое количество премьер, «новый» вектор для театра, семейную атмосферу в коллективе. Сколько амбициозных слов сказано о грядущих постановках, о разговорах с сотрудниками, об их «неприкосновенности». Но так ли это?
Начнём с того, что новый худрук, Сергей Газаров, лично никого не увольняет. Он постепенно создаёт условия, в которых невозможно работать. Руководитель часто подчёркивает, что в театре важны все, не только актёры и режиссёры, но и постановочная часть. Однако на практике это оказывается не так. Есть несколько основных пунктов, показывающих наплевательское отношение к сотрудникам:
Худрук театра Сатиры Сергей Газаров
1. Понижение заработной платы. За время смены руководства зарплата у некоторых цехов упала на 15-20%. Объем работы при этом увеличился, что заметно ударило по состоянию сотрудников. Мотивация снизилась пропорционально зарплате. Также коллектив поделили на «достойных» и «недостойных» при выплате премий в конце года. Кто-то, по мнению руководства, их не заслужил, при этом работая не меньше других.
2. Нарушение трудового кодекса. В конце 2023 года коллектив столкнулся с распоряжением «работать не за двойную оплату в праздничные/выходные дни, а исключительно за отгулы». У людей забрали возможность выбора, комментируя нехваткой денег в театре. Хотя в отношении ремонта таких проблем не возникает. Как худрук занял свой пост, ремонтные работы не заканчиваются. В аварийном состоянии помещение не находилось. Денег не хватает, но очередное помещение театра отремонтируют.
3. Неоплачиваемые переработки. В стенах театра не учитываются лишние часы работы. На выпусках задействованы все, это не сюрприз для сотрудников. Но, порой, это выступает за рамки. Люди не выходят из театра с утра до ночи неделями. И не было бы вопросов, если б это учитывалось. Премия в 10 тысяч рублей не покрывает переработанные часы. Некоторым сотрудникам приходится работать в ночную смену, чтобы успеть подготовить сцену. Руководство не обращает внимание на коллектив, составляя расписание.
4. Высокая текучка кадров. Раньше Театр сатиры славился тем, что люди работали долгие годы с удовольствием. Были неприятности, но процесс и атмосфера несли радость. За время правления Газарова С.И. ушло немыслимое число сотрудников. От заведующих цехами до рядовых работников. Недостойная оплата труда, неуважительное отношение к людям, колоссальная нагрузка. Всё создаёт ощущение рабства, а не симбиоза на благо искусства.
5. У одних ставку забрали — другим отдали. Важность каждого человека в цеху неоспорима. Равномерное распределение нагрузки позволяло службам держаться на плаву. Но с недавнего времени начались проблемы и здесь. Например, в цехах при увольнении сотрудника стали изымать свободное место. И отдавать его в другой отдел, где людей, в целом, достаточно. И в то время как переполненный цех работает нормировано, другой — страдает. Люди трудятся за двоих, почти без выходных, получая зарплату за одного. Сотрудники кричат о помощи и ходят к своим начальникам, а тем будто всё равно. О людях и их состоянии никто не думает. Наплевательское отношение, не иначе. А, как известно, рыба гниёт с головы.
6. Докладные и показательная порка — залог «здоровой» атмосферы в коллективе. В Сатире, до прихода нового руководства, сотрудники всегда могли договориться друг с другом мирно. Спокойно обсудить и исправить недочёты. Только в редких серьёзных случаях принимались крайние меры. Сейчас же доносы на каждую мелочь – чуть ли не обязаловка. Это не «чуткий и внимательный» подход, это недоверие, желание наказать и показать свою власть. Какая атмосфера, по-вашему, царит в Сатире? Вовсе не сатирическая.
Описанное выше — лишь малая часть нарушений и примеров, в каких условиях находится коллектив.
Страдают все. Искусство умерло в стенах Сатиры с приходом Газарова Сергея Ишхановича. Будет ли виден просвет, неизвестно. Но люди верят в силу театра.
Творческая обстановка в Сатире тоже удручает. В первую очередь, стоит задать вопрос руководству: кто и почему решил поручить управление Газарову С.И.? Чем он прославился, что ему вверили два театра? Видно, небольшой «Прогресс» ему совершенно не интересен. Он быстро отодвинул сцену на задний план вместе с помещением на Спортивной, и принялся за более ценный «трофей». За Сатиру почти в сердце Москвы. Но это оказалось огромной ошибкой. Таким мелочным и тщеславным людям власть противопоказана. Некомпетентность Сергея Газарова посеяла беды в Театре Сатиры.
В начале правления худрук обещал работать круглосуточно, поднимать как Сатиру, так и театр Джигарханяна. Но режиссерский «гений» проявился лишь в первом: «Балалайкин и Ко», «Дядя Жорж», «Невольницы», «Иван Васильевич». Посещаемость этих спектаклей крайне низкая. В них отсутствует мысль, чувство и душа. Театр Сатиры до сих пор зарабатывает на старом репертуаре, который из последних сил тянет ношу «великого театра».
Посмотрите на других режиссёров и их подход к постановкам. Когда Товстоногов ставил пьесу, он всегда стремился понять автора, хотел найти суть, сердцевину. Газаров – когда принимается за Чехова – не желает задумываться над тем, что написал автор «на пьяную голову». В разгар репетиций спокойно снимает артистов с ролей. Грамотный режиссер, например, видит определённый образ в голове задолго до читки, но не Сергей Газаров. О чём говорить, если процесс проходит в гнетущей атмосфере. «Вопросов не задавать», «не перечить», «своё не предлагать». Актёры вынуждены подчиняться даже откровенной глупости. Если не нравится, то «на выход, в жёлтую дверь!».
В бессмысленных постановках Газарову не нужны многогранные актеры, думающие личности, он хочет подчинения без возражений. Делая лидерами театра своих людей, ему плевать на прошлое прославленного театра, на развитие театра, на артистов.
Что делать людям, попавшим в лапы несправедливости? Как спастись беззащитному театру Джигарханяна, который стал разменной монетой в борьбе за власть. Спектакли идут только по выходным, цеха и актеры стали фактически безработными. Объединённая труппа в 120 человек не позволяет большинству раскрыть потенциал. Лишь занятость в массовых сценах. От премьеры к премьере мы видим одни и те же лица.
Грядёт столетие Сатиры. Неужели такой праздник будет ознаменован балаганами и черной полосой в истории великого театра?
Может ли Департамент Культуры помочь людям выбраться из этой ситуации, чтобы они занимались любимым творчеством, а не прислуживали ради сохранения работы?»
Вечная память!
Вот такие дела… Я очень заинтересовался происходящим там, благо, у меня есть знакомые и пара друзей в театре Сатиры. Обязательно в ближайшее время с ними подробно поговорю и напишу вам действительно ли ситуация настолько пугающая. А пока слов нет, одни эмоции…
А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!